Дело № 2-1508/2015
Номер дела: 2-1508/2015
Дата начала: 19.03.2015
Дата рассмотрения: 11.12.2015
Суд: Первоуральский городской суд Свердловской области
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-1508/2015
Решение
именем Российской Федерации
11 декабря 2015 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Кукушкиной Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора г.Первоуральска Свердловской области Андриянова Е.В.,
при секретаре Крылосовой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора города Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании материалов (книга «Избранные хадисы» автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави) экстремистскими,
установил:
прокурор города Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании материалов экстремистскими. В обоснование требований указывает, что прокуратурой г.Первоуральска была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности путем изучения материалов, предоставленных Первоуральским отделением УФСБ России. В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории мечети <адрес> у имама ФИО4 была изъята книга «Избранные хадисы» автора Мухаммада Юсуфа Кандехлави, изданная в 2003 году в г.Казань, издательством «Центр инновационных технологий». Данная книга являлась предметом исследования эксперта-криминалиста Криминалистической лаборатории экспертного подразделения УФСБ России по Свердловской области ФИО7 По заключению специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ в книге автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные Хадисы», изданная в г.Казань издательством «Центр инновационных технологий» содержится информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим ислам. Таким образом, размещенная текстовая информация в указанной выше книге содержит сведения, которые могут сформировать у лиц, ознакомившихся с ними, побудительные мотивы к осуществлению различной противоправной деятельности. В указанной книге содержится информация под видом религиозной идеологии направленная на одобрение противостояния против людей, не исповедующих ислам, имеется информация, направленная на возбуждение религиозной ненависти и вражды в отношении мусульман, нарушивших и отступивших от принципов единобожия, имеется информация, направленная на возбуждение религиозной вражды и ненависти в отношении лиц, исповедующих иную религию, особо подчеркивается неполноценность таких людей. Просит признать экстремистским материалом книгу автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» на 639 л., изданную в 2003 году в г.Казань, РФ, издательством «Центр инновационных технологий» (л.д.5-6).
Заинтересованными лицами по делу привлечены Главное управление Министерства юстиции России по Свердловской области, Центральная религиозная организация «Казыятское управление мусульман Свердловской области», Издательство «Центр инновационных технологий».
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Первоуральска Свердловской области Андриянов Е.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении (л.д.5-6). Пояснил суду, что заключением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в книге Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» содержится информация, направленная на пропаганду исключительности и превосходства ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды к людям, не исповедующим ислам. Выводы экспертов мотивированы, обоснованы, составлены в пределах компетенции экспертов. Автор книги «Избранные хадисы» Шейх Мухаммад Юсуф Кандехлави – основоположник международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат», которое согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009 было признано экстремистским и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена. Данное решение Верховного Суда Российской Федерации носит преюдициальный характер. Заключение специалиста Мезенцева не является надлежащим доказательством, так как Мезенцев не является религиоведом, книгу он не исследовал, не читал. К пояснениям специалиста Меражова также просит отнестись критически. Просит признать экстремистским материалом книгу автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» на 639 л., изданную в 2003 году в г.Казань, РФ, издательством «Центр инновационных технологий»
Представитель заинтересованного лица Центральная религиозная организация «Казыятское управление мусульман Свердловской области» ФИО6, действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласен. Пояснил суду, что заключение экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством, составлено с нарушением требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия экспертов не подтверждены. Каждый эксперт ответил только на часть вопросов, тогда как заключение экспертов должно быть комплексным. Так, например, эксперт - религиовед ответил на вопрос № 6, но не провел исследование по данному вопросу; по вопросу № 4 нет сравнительного анализа, ответ на данный вопрос дал только эксперт – лингвист; не указаны методы исследования; нет ссылок на религиоведческую литературу. В вопросе № 2 речь шла о конфессии (религии), ответ дан, что книга принадлежит международному религиозному объединению «Таблиги Джамаат», вопрос об этом перед экспертами не ставился. В ответе на вопрос № 5 имеется ссылка на аят 98 суры Корана «Аль - Бакара», федеральным законом № 314- ФЗ от 23.11.2015 запрещено признавать экстремистскими цитаты из Корана. Кроме того, в федеральном законе № 114-ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» речь идет о пропаганде превосходства человека, а не о пропаганде превосходства одной религии над другой. «Избранные хадисы» - это сборник хадисов, хадисы – это основа религиозной литературы ислама.
Представитель заинтересованного лица Главного Управления Министерства юстиции России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица Издательство «Центр инновационных технологий» области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя также пропагандировать и религиозное превосходство.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации принят Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которым определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается, в частности, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Положение п.3 указанной нормы раскрывает понятие экстремистские материалы – предназначены для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществление такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В соответствии со ст. 13 указанного Закона на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками УФСБ России по Свердловской области в г.Первоуральска совместно с прокуратурой г.Первоуральска проводилась проверка по факту распространения экстремистской литературы на территории мечети <адрес>, входящей в состав ЦРО «Казыятское управление мусульман Свердловской области». В ходе проверки в мечети была изъята книга автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» на 639 л., изданная в 2003 году в г.Казань, РФ, издательством «Центр инновационных технологий».
Согласно заключению специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, в книге «Избранные хадисы» содержится информация, направленная на пропаганду исключительности и превосходства ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды к людям, не исповедующим ислам. В обоснование выводов специалистом указано, что в исследуемой книге с концептами вера и неверие связаны понятия единобожие и многобожие, которые получают контрастивные оценки, то есть единобожие получает положительные характеристики, следовательно, многобожие - отрицательные характеристики. Данная контрастивность в тексте книги связана с конфликтным взаимодействием представителей различных религиозных групп, обозначенных как обладатели Писания. Содержание высказываний, направленных на пропаганду превосходства одной религиозной группы над другой, в данном случае, по религиозным основаниям, основывается на введении контрастивной оценки, предполагающей явное или имплицитное (скрытое) противопоставление одной религиозной группы другой. Стратегия формирования высказываний, направленных на пропаганду превосходства одной религиозной группы над другой, также как и высказывания, направленные на возбуждение религиозной розни, основываются на контрастивной оценке данных групп людей; если в отношении одной религиозной группы используется положительная оценка, то в отношении другой – отрицательная. В книге присутствует четкое деление религий – истинная религия и все остальные религиозные системы, - где положительная оценка ислама как религии является контрастивной и противопоставляется отрицательным оценкам иных религиозных систем. Подчеркивается ложность вероучения и принципов религиозной жизни людей, не исповедующих ислам. Сочетание лживое или ложное свидетельство и многобожие негативно характеризует все религиозные учения, кроме ислама, то есть автор книги подчеркивает, что указанные учения искажают религиозную истину, внося ложные руководства в духовную и практическую жизнь людей, не исповедующих ислам. Отрицательные характеристики религиозных учений, кроме ислама, отрицательно характеризуют людей, являющихся последователями других религиозных течений или направлений, кроме ислама. Таким образом, реализованные в книге оппозиционные отношений «многобожие – единобожие», «истина – ложь», не только формируют в сознании прежде всего мусульман, придерживающихся строго единобожия, негативный образ людей, не исповедующих ислам, но и направлена на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к ним (л.д.7-17).
В судебном заседании специалист ФИО7 подтвердила выводы, изложенные в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94-106).
Специалист ФИО8 суду пояснил, что данный сборник представляет собой хадисы, в котором автор говорит об исключительности религии ислам, и не содержит призывов к экстремистской деятельности. Саму книгу он не исследовал, исследовал только хадисы (л.д.94-106).
Специалист ФИО9 суду пояснил, что с текстом книги он ознакомился в зале судебного заседания, автор указывает на превосходство ислама над другими религиями, необходим сравнительный анализ с основными сборниками хадисов общепризнанных исламских богословов, на которые имеется ссылка в книге «Избранные хадисы» (л.д.94-106).
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 1053-О от 02.07.2013 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочемарова Владислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», применяя оспариваемые заявителем положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие существующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно-охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
В то же время ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями. Иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 №-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 484-О-П).
Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, юридически значимыми обстоятельствами для рассмотрения заявления прокурора о признании литературы экстремистскими материалами при отсутствии призывов к экстремисткой деятельности является наличие в представленном информационном материале признаков экстремистских речевых действий в форме выражения положительного отношения к экстремистской деятельности, имеющей вербальную (словесную) форму, к которым относятся: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. При этом признак «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни» объединяет в себе все случаи побуждения к действиям или оправданию действий, направленных против человека в связи с его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежностью. Признак «пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, религиозной или языковой принадлежности либо отношения к религии» означает побуждение к экстремистской деятельности либо ее оправдание посредством убеждения в ущербности, неполноценности представителей одной группы и исключительности, превосходства другой группы. Материалы, в которых пропагандируется превосходство или неполноценность людей по признаку расы или национальности, даже если таковое не сопровождается побуждением к экстремистской деятельности либо ее оправданием, признаются экстремистскими в силу прямого указания закона. При этом информационный материал является противоправным речевым действием только, если содержащийся в нем смысл полного высказывания состоит в убеждающем воздействии на читателей (слушателей).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009 признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации деятельность международной религиозной организации «Таблиги Джамаат».
Однако, для правильного разрешения дела имеет юридическое значение лингвистический, психологический и религиоведческий анализ текста каждой книги в отдельности.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.163-197), текст книги Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» носит религиозный характер. В результате проведенной экспертизы установлено, что книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» принадлежит международному религиозному объединению «Таблиги Джамаат», которое согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ было признано экстремистским и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена (п.9 перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). В результате проведенного лингвистического исследования было установлено, что в книге Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» содержится информация, направленная на пропаганду исключительности и превосходства ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим ислам. В результате проведенного психологического исследования было установлено, что в книге Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» содержатся признаки действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, по отношению к группе «неверных», «неверующих в Аллаха», «многобожников» без указания принадлежности к данной группе, к которой возможно отнесения любой категории (группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, не исповедующих ислам). В результате проведенного религиоведческого исследования установлено, что в книге Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» содержится информация, направленная на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к немусульманам, на пропаганду исключительности и превосходства ислама над другими религиями. В результате проведенной экспертизы установлено, что в книге какие-либо лингвистические, психологические и религиозные признаки унижения достоинства человека или группы лиц по отношению к расе, национальности, социальной или религиозной принадлежности, - не выявлены.
Вместе с тем, указания на то, что содержащаяся в книге автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» информация о превосходстве ислама над другими религиями отвечает признакам экстремистской информации, изложенным выше, в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ не содержится, и показаниями специалистов, допрошенных в судебном заседании, не подтверждается.
Указывая, что приведенные в тексте книги Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» цитаты из сборников хадисов Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, Ибн Хузайма и других ученых-мухаддисов, представляют собой «вырванные» фрагменты из контекста первоисточника, что не исключает придания цитатам иного значения и смысловой направленности, выгодной для автора», в то же время эксперт ФИО7 указывает, что не представляется возможным проверить достоверность цитат, поскольку они приведены из недоступных читателю изданий зарубежных и раритетных источников без указания полных библиографических сведений об источнике цитирования (л.д.170).
При этом, эксперт ФИО10 указал, что данный сборник представляет собой развернутую и достаточно полную подборку основных фундаментальных текстов ислама: сур и аятов Корана, а также их толкований – хадисов, это весьма полное положение основ вероучения ислама и его культовых особенностей (л.д.195).
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного Кодекса, то есть во взаимной связи и совокупности с другими доказательствами по делу.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, заявителем не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение своих доводов об экстремистском характере материала.
Суд также учитывает, что федеральным законом от 23.11.2015 № 314-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», дополнен п.3.1 следующего содержания: «Статья 3.1 Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов – Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистским материалом».
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора города Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании материалов (книга «Избранные хадисы» автора Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави) экстремистскими, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Н.А. Кукушкина
<данные изъяты>