Дело № 2-3611/2016

Номер дела: 2-3611/2016

Дата начала: 13.04.2016

Суд: Железнодорожный районный суд г. Новосибирск

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Новосибирский транспортный прокурор
ОТВЕТЧИК ООО "НГС.НОВОСТИ"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Филиал "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 13.04.2016
Передача материалов судье 14.04.2016
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 18.04.2016
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 18.04.2016
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 18.04.2016
Судебное заседание 18.05.2016
Судебное заседание Заседание отложено ИНЫЕ ПРИЧИНЫ 02.06.2016
Судебное заседание Вынесено решение по делу Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН 10.06.2016
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 20.06.2016
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 23.06.2016
Дело передано в архив 21.12.2016
Дело оформлено 21.12.2016
 

Решение

Дело **

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2016 г.                                                 ***

Железнодорожный районный суд *** в составе судьи Буйлука А.А. при секретаре Селиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора к ООО «НГС.НОВОСТИ» о запрете выполнения полетов воздушного судна – квадрокоптера DJI Phantom 2,

установил:

Новосибирский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным иском к ООО «НГС. НОВОСТИ». В обоснование иска указано, что истцом при осуществлении надзора в сфере соблюдения воздушного законодательства, в том числе законодательства об использовании воздушного пространства на территории *** был выявлен факт размещения электронным периодическим изданием «НГС.НОВОСТИ» на официальном сайте http://news.ngs.ru/more/2418023/ статьи «Летающему дрону удалось заснять красивую панораму дельфинария (видео с высоты)».

ООО «НГС.НОВОСТИ» является собственником беспилотного воздушного судна квадрокоптера DJI Phantom 2 с подвесом H3-3D для камеры Go-Pro, картой памяти 64 Гб micro SDXC Kingston Class 10 (**), массой свыше одного килограмма. Эксплуатация квадрокоптера поручена фотокорреспонденту Ощепкову А.К. Второго и третьего апреля 2016 г. в целях выполнения служебного задания Ощепковым А.К. с использованием принадлежащего ответчику квадрокоптера была произведена видеосъемка строящегося дельфинария, расположенного в дендрологическом парке ***. Беспилотное воздушное судно было поднято на высоту до пятидесяти метров над уровнем земли, продолжительность полета составила 35 минут, при этом разрешение на использование воздушного пространства с целью выполнения полетов беспилотным воздушным судном у органов обслуживания воздушного движения (далее - ОрВД) Ощепковым А.К. не запрашивалось, планы выполнения полетов в названный орган не направлялись.

Согласно ст.ст. 32 и 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) квадрокоптер DJI Phantom 2 является беспилотным воздушным судном, которое подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от **** N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Р. Ф., классифицируется на классы А, С, G (п. 10).

В силу п. 99 Правил осуществляется планирование использования воздушного пространства районным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства. В соответствии с п.п. 109-112 Постановления Правительства РФ от **** N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» адресование заявок на полеты воздушных судов осуществляют органы ОрВД (управления полетами) аэродрома вылета. План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в ОрВД (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации. Сообщение о плане полета беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Пользователь воздушного пространства обязан осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями ВК РФ и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих использование воздушного пространства; своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства; осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центров ЕС ОрВД и в соответствии с изложенными в нем условиями, своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы ЕС ОрВД; применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства; использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации (п. 12 Правил).

ООО «НГС.НОВОСТИ» организовано выполнение несанкционированных полетов без представления плана (графика) полета беспилотного воздушного судна, не зарегистрированного в реестре ВС, в нарушение требований ст.ст. 8 и 66 ВК РФ регистрационных и опознавательных знаков, не имеющего сертификата летной годности; в нарушение требований ст. 56, 57 ВК РФ лицом, не получившим свидетельство внешнего пилота, не обладающим необходимыми знаниями и навыками, правом на управление беспилотным воздушным судном, в воздушном пространстве класса С, т.е. в зоне маневрирования воздушных судов, следующих на посадку в аэропорт Толмачево, что создает непосредственную угрозу безопасности полетов воздушным судам гражданской авиации.

С учетом того, что в настоящее время порядок сертификации беспилотных воздушных судов, обучения внешних пилотов с целью получения свидетельств внешних пилотов, порядок регистрации названных воздушных судов Правительством Российской Федерации не принят, однако изменения в ВК РФ, внесены Федеральным законом от **** N 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» и вступили в законную силу с ****, деятельность по эксплуатации принадлежащего ООО «НГС. НОВОСТИ» квадрокоптера в настоящее время противоречит закону и может быть продолжена лишь после опубликования соответствующих нормативных документов и исполнения их требований ООО «НГС. НОВОСТИ».

Генеральному директору ООО «НГС. НОВОСТИ» внесено представление об устранении нарушений воздушного законодательства, однако сведений о прекращении противоправной деятельности по эксплуатации квадрокоптера в прокуратуру не поступило.

Осуществление незаконных полетов на беспилотном воздушном судне заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц в связи с тем, что данное воздушное судно является источником повышенной опасности.

Истец просил запретить выполнение полетов на принадлежащем ООО «НГС.НОВОСТИ» квадрокоптере DJI Phantom 2 в воздушном пространстве классов А, С, G без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения и направления плана (графика) полетов в названный орган; до государственной регистрации и постановки на учет квадрокоптера в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с требованиями пп. 1.3, 3.1 ч. 2 ст. 33 ВК РФ; до нанесения на него соответствующих регистрационных знаков, как это предусмотрено ст. 34 ВК РФ; с привлечением работников предприятия, иных лиц, не имеющих свидетельства внешнего пилота, без назначения командира беспилотного летательного аппарата, в соответствии с требованиями пп. 1.1., ч. 1 ст. 56 ВК РФ, ч. 1 ст. 57 ВК РФ.

Представитель Новосибирского транспортного прокурора прокурор Чиннов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, дав пояснения, аналогичные довода, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Боргоякова О.А. в судебном заседании иск не признала, представила возражения на иск (л.д. 31-32). В обоснование возражений против иска пояснила, что ООО «НГС.НОВОСТИ» не оспаривает факт осуществления полетов квадрокоптера **** и **** без направления графика полетов и без получения соответствующего разрешения, без осуществления государственной регистрации и учета квадрокоптера и при его управлении внешним пилотом, не имеющим свидетельства внешнего пилота. При этом правила государственной регистрации и постановки на учет беспилотного воздушного судна, о составе экипажа беспилотного воздушного судна и наличия у его членов сертификата летчика не были ответчиком выполнены, поскольку указанные правила до настоящего времени законодательно не установлены.

Внесенное Новосибирским транспортным прокурором **** представление ответчиком было рассмотрено с участием помощника прокурора. По результатам его рассмотрения было принято решение о приостановлении использования квадрокоптера. Ответ о принятом решении прокуратурой был получен в тот же день. Указанное свидетельствует о добровольном исполнении ответчиком требований прокурора, наложение судом запрета на выполнение полетов излишне. Кроме того, требование истца о запрете полетов до выполнения ответчиком требований ст. 33, 34, 56, 57 ВК РФ лишает собственника ООО «НГС.НОВОСТИ» права пользования принадлежащим ему имуществом.

Полагает, что до принятия в предусмотренном Воздушном кодексом РФ порядке правил регистрации и учета беспилотных воздушных судов и получения лицами, управляющими такими воздушными судами, свидетельства внешнего пилота, использование беспилотных воздушных судов возможно при получении разрешения от органа обслуживания воздушного движения и направления плана (графика) полетов в названный орган. Данное обстоятельство подтверждается тем, что **** такое разрешение от органа обслуживания воздушного движения и направления было получено на выполнение тренировочного полета над территорией Нарымского сквера.

Представитель третьего лица ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Пашнин Р.М. в судебном заседании пояснил, что полагает иск подлежащим удовлетворению. Использование ООО «НГС. НОВОСТИ» квадрокоптера в соответствии со ст. 11 ВК РФ является использованием воздушного пространства. В соответствии с п. 117 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ разрешение на использование воздушного пространства – на полеты беспилотного летательного аппарата в данном случае должен был выдать Новосибирский зональный центр Единой системы организации воздушного движения. ООО «НГС. НОВОСТИ» в Новосибирский центр ЕС ОрВД план полета квадрокоптера на **** и **** не направляло, разрешение на использование воздушного пространства для полета квадрокоптера в указанные даты ООО «НГС. НОВОСТИ» не выдавалось. Воздушное пространство над строящимся дельфинарием, в котором выполнялся полет беспилотного летательного аппарата, расположено в границах района аэродрома Новосибирск (Толмачево), утвержденных Минтранса РФ от **** ** «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения РФ, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства». Полет выполнялся непосредственно в районе предпосадочной прямой к взлетно-посадочной полосе, что создавало угрозу безопасности полетов воздушным судам, выполняющим заход на посадку. Разрешение на выполнение полетов **** над Нарымским сквером было выдано, так как при обращении за получением разрешения был указан регистрационный номер воздушного судна СХР-0042, который оказался вымышленным.

В компетенцию филиала "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" не входит осуществление действий по проверке, зарегистрировано ли воздушное судно или нет.

Выслушав пояснения прокурора Чиннова М.В., представителя ответчика, представителя третьего лица Пашнина Р.М., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что ООО «НГС.НОВОСТИ» является собственником беспилотного воздушного судна - квадрокоптера DJI Phantom 2 с подвесом H3-3D для камеры Go-Pro, картой памяти 64 Гб micro SDXC Kingston Class 10 (SDCX 10/64 GBSP), массой 1 кг, поддержание в атмосфере которого происходит за счет взаимодействия его винтов, вращаемых электродвигателями, с воздухом, что подтверждается договором поставки от **** (л.д. 23-24) и не оспаривалось представителем ответчика.

В соответствии с п. 1 ст. 32 ВК РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Согласно п. 5 данной статьи беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

В силу подп.1 п. 1 ст. 33 ВК РФ государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.

На основании п.п. 1.3 и 3.1 ст. 33 ВК РФ беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; беспилотные воздушные суда, ввезенные в Р. Ф. или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, принадлежащий ООО «НГС.НОВОСТИ» квадрокоптер DJI Phantom 2 относится к беспилотным воздушным судам и подлежит государственной регистрации и постановке на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 ВК РФ при государственной регистрации гражданского воздушного судна ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На гражданское воздушное судно помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков должно наноситься изображение Государственного флага Российской Федерации, могут наноситься изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки.

В силу ч. 1, 1.1 ст. 56 ВК РФ экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.

Согласно ч. 1 ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ВК РФ).

В соответствии со ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.

Порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами.

В соответствии со ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от **** N 901 «О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации» к оперативным органам Единой системы относятся органы обслуживания воздушного движения, являющиеся структурными подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», находящегося в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, в том числе: а) главный центр Единой системы; б) зональные центры Единой системы; в) региональные центры Единой системы; г) районные центры Единой системы; д) вспомогательные районные центры Единой системы.

Согласно п. 10 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **** **, воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Р. Ф., классифицируется следующим образом:

а) класс A - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

б) класс C - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

В силу п. 52 Федеральных правил использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Из представленных материалов дела, пояснений представителей сторон, установлено, что **** и **** в целях выполнения служебного задания фотокорреспондентом ООО «НГС. НОВОСТИ» Ощепковым А.К. с использованием квардрокоптера была произведена видеосъемка строящегося объекта – дельфинария, расположенного в дендрологическом парке ***. Квадрокоптер был поднят на высоту до пятидесяти метров над уровнем земли, продолжительность полета 35 минут.

Прокуратурой проведена проверка по данному факту, в ходе которой установлено, что ООО «НГС.НОВОСТИ» планы выполнения полетов в орган обслуживания воздушного движения не представлялись, разрешение на использование воздушного пространства с целью выполнения полетов ****, **** беспилотным воздушным судном не получено. Беспилотное воздушное судно - квадрокоптер DJI Phantom 2 не зарегистрировано в реестре воздушных судов, не имеет регистрационных и опознавательных знаков, сертификата летной годности, лицо управлявшее квадрокоптером, не имело свидетельства внешнего пилота.

**** транспортным прокурором ООО «НГС.НОВОСТИ» внесено представление об устранении нарушений воздушного законодательства РФ в течение месяца со дня вынесения представления (л.д. 25-27). По утверждению представителей ответчика, по результатам рассмотрения данного представления было принято решение о приостановлении использования квадрокоптера. Однако **** в *** вновь совершался тренировочный полет принадлежащего ответчику квадрокоптера над Нарымским сквером. На выполнение данного полета было получено разрешение ЕС ОрВД, на основании заявки, в которой был указан вымышленный регистрационный знак беспилотного воздушного судна СХР-00442.

Кроме того, ответчик полагает, что до принятия в предусмотренном Воздушном кодексом РФ порядке правил регистрации и учета беспилотных воздушных судов и получения лицами, управляющими такими воздушными судами, свидетельства внешнего пилота, использование беспилотных воздушных судов возможно при получении разрешения от органа обслуживания воздушного движения и направления плана (графика) полетов в названный орган.

Указанные обстоятельства указывают на то, что ответчик не намерен отказываться от использования воздушного пространства для осуществления полетов принадлежащего ему беспилотного воздушного судна – квадрокоптера DJI Phantom 2, которое при отсутствии предусмотренных ст. 66 ВК РФ оснований для допуска данного воздушного судна к полетам, может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Ответчиком не представлено доказательств тому, что имеются предусмотренные ст. 66 ВК РФ основания для допуска принадлежащего ему беспилотного воздушного судна к полетам. А доводы ответчика о том, что выполнение полетов на данном беспилотном воздушном судне возможно, так в предусмотренном Воздушном кодексом РФ порядке правил регистрации и учета беспилотных воздушных судов и получения лицами, управляющими такими воздушными судами, свидетельства внешнего пилота не разработаны, подлежат отклонению.

Основания допуска к полету воздушных судов, в том числе и беспилотных, установлены в ст. 66 ВК РФ. Поэтому при отсутствии предусмотренных в данной статье оснований воздушное судно не может быть допущено к полетам в силу прямого указания данного закона до установления соответствующих правил регистрации и учета беспилотных воздушных судов и получения лицами, управляющими такими воздушными судами, свидетельства внешнего пилота.

руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Запретить ООО «НГС. НОВОСТИ» выполнение полетов принадлежащего обществу квадрокоптера DJI Phantom 2 в воздушном пространстве класса А, С, G до государственной регистрации и постановки на учет квадрокоптера в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с требованиями пп. 1.3, 3.1 ч. 2 ст. 33 ВК РФ, до нанесения на него соответствующих регистрационных знаков, как это предусмотрено ст. 34 ВК РФ, без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения и направления плана (графика) полетов в названный орган; с привлечением работников предприятия, иных лиц, не имеющих свидетельства внешнего пилота, без назначения командира беспилотного летательного аппарата в соответствии с требованиями пп1.1.,ч. 1 ст. 56 ВК РФ, ч. 1 ст. 57 ВКРФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                (п/п)                                                                       А.А. Буйлук

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».