Дело № 2а-7459/2016
Номер дела: 2а-7459/2016
Дата начала: 18.04.2016
Дата рассмотрения: 04.07.2016
Суд: Сыктывкарский городской суд Республики Коми
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решения
Дело № 2а-7459/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица Зыряновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
04 июля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Гущина И.А. к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, обязательстве перевести в другое исправительное учреждение,
установил:
Гущин И.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, обязательстве перевести в другое исправительное учреждение.
В обоснование заявления указано, что Гущин И.А. является жителем города ..., где проживал с женой и несовершеннолетними детьми, ** ** ** г. был осужден по приговору Ухтинского городского суда к лишению свободы и в дальнейшем переведен для отбывания наказания в ФКУ ИК-23 ГУФСИН России по Мурманской области. Административный истец считает, что указанный перевод не отвечает требованиям ст.8 Европейской конвенции по правам человека, в соответствии с которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку отбывание наказания Гущным И.А. в исправительной колонии на территории Мурманской области лишает истца, его жену и детей возможности поддерживать друг с другом семейные отношения, встречаться и контактировать в установленном порядке.
Истец Гущин И.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Гущина И.А.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица ФСИН России с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований.
Заслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).
Согласно ст.8 Конвенции каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1314 ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) определено, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Положениями ст.75 УИК РФ предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.
В соответствии с ч.2 ст.81 УИК РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 23.06.2009 г. №899-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самородова Петра Петровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» сама по себе возможность перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое предусмотрена законодателем в рамках его полномочий и не выходит за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Предусмотренное оспариваемой нормой решение о таком переводе не вносит в приговор каких-либо изменений, в связи с чем не может рассматриваться как утяжеление назначенного судом наказания. Принятие данного решения не меняет правовое положение осужденных и не влечет умаление гарантированных им уголовно-исполнительным законодательством прав.
Порядок направления осужденных в исправительные учреждения установлен и утвержден приказом Министра юстиции РФ от 01.12.2005 г. №235 в Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» (далее по тексту – Инструкция).
Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Пунктом 10 Инструкции определено, что в соответствии со ст.81 УИК РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Как следует из материалов дела, постоянным местом жительства Гущина И.А. и его семьи /супруги и несовершеннолетних детей/ является г.Ухта Республики Коми. Гущин И.А. осужден Ухтинским городским судом Республики Коми к лишению свободы в исправительной колонии строгого режима. При этом ранее он уже отбывал наказание в виде лишения свободы.
Распоряжением ФСИН России от 10.06.2014 г. №120-р утвержден перечень исправительных колоний строгого режима, предназначенных для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в соответствии с которым на территории Республики Коми таковыми являются ИК-1 строгого режима (г.Сыктывкар) и ИК-22 (пгт.Северный).
В дальнейшем директором ФСИН России было принято решение об изменении вида режима (учреждения) ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми на колонию-поселение (в соответствии с Перечнем исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России, подлежащих ликвидации, изменению вида режима (учреждения), утвержденным 12.02.2015 г.).
01.04.2015 г. ФСИН России в адрес УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Мурманской области направлено распоряжение, согласно которому в связи с реорганизацией ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ до особого распоряжения разрешается ежемесячно направлять из СИЗО осужденных строгого режима, ранее отбывавших лишение свободы, в распоряжение УФСИН России по Мурманской области.
Таким образом, в данном случае в установленном законом порядке во исполнение нормативного предписания ФСИН России Гущин И.А. был направлен для отбывания наказания в УФСИН России по Мурманской области.
В соответствии с требованиями действующего национального законодательства, а именно ч.ч.1 и 2 ст.89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Предоставление свиданий в соответствии с нормами действующего национального законодательства направлено на поддержание семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных.
Нахождение Гущина И.А. в пенитенциарном учреждении Мурманской области в сравнении с отбытием наказания виде лишения свободы в Республике Коми, безусловно, создает определенные сложности в осуществлении права административного истца на свидания, в связи с чем суд полагает возможным применение статьи 8 Конвенции к рассматриваемым отношениям.
При этом суд учитывает, что отбывание наказания в виде лишения свободы влечет в принципе естественные ограничения личной и семейной жизни. Существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является обеспечение или при необходимости содействие со стороны властей в поддержании связей с ближайшими родственниками. В данном случае Гущин И.А. не лишен права на поддержание социально полезных связей с близкими путем неограниченной переписки, а также свиданий, предоставляемых в установленном порядке.
Из изложенного следует, что перевод осужденных для дальнейшего отбывания меры уголовного наказания в исправительные учреждения на территории другого субъекта Российской федерации не является сам по себе нарушением ст.8 Конвенции.
С учетом перечисленных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд находит, что вследствие направления Гущина И.А. для отбывания наказания в учреждение УФСИН России по Мурманской области не допущено реального нарушения прав истца на уважение личной и семейной жизни. Это свидетельствует об отсутствии нарушений ст.8 Конвенции вследствие оспариваемых действий административного ответчика.
Следовательно, заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Гущину И.А. в удовлетворении административных исковых требований к УФСИН России по Республике Коми о признании несоответствующим ст.8 Европейской конвенции по правам человека перевода Гущина И.А. для отбывания наказания в ФКУ ИК-23 ГУФСИН России по Мурманской области, признании факта нарушения ст.8 Европейской конвенции по правам человека в отношении административного истца, обязательстве перевести Гущина И.А. для дальнейшего отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение на территории Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник