Дело № 2а-7459/2016

Номер дела: 2а-7459/2016

Дата начала: 18.04.2016

Суд: Сыктывкарский городской суд Республики Коми

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Гущин И.А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФСИН России по РК
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ГУФСИН РОССИИ
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Передача материалов судье 18.04.2016
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 18.04.2016
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление оставлено без движения 21.04.2016
[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 04.05.2016
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 04.05.2016
[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 04.05.2016
[Адм.] Предварительное судебное заседание [Адм.] Назначено судебное заседание 30.05.2016
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 04.07.2016
 

Решения

Дело № 2а-7459/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Кузнецовой Е.В.,

с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица Зыряновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

04 июля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Гущина И.А. к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, обязательстве перевести в другое исправительное учреждение,

установил:

Гущин И.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, обязательстве перевести в другое исправительное учреждение.

В обоснование заявления указано, что Гущин И.А. является жителем города ..., где проживал с женой и несовершеннолетними детьми, ** ** ** г. был осужден по приговору Ухтинского городского суда к лишению свободы и в дальнейшем переведен для отбывания наказания в ФКУ ИК-23 ГУФСИН России по Мурманской области. Административный истец считает, что указанный перевод не отвечает требованиям ст.8 Европейской конвенции по правам человека, в соответствии с которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку отбывание наказания Гущным И.А. в исправительной колонии на территории Мурманской области лишает истца, его жену и детей возможности поддерживать друг с другом семейные отношения, встречаться и контактировать в установленном порядке.

Истец Гущин И.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Гущина И.А.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица ФСИН России с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований.

Заслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Согласно ст.8 Конвенции каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1314 ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) определено, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Положениями ст.75 УИК РФ предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

В соответствии с ч.2 ст.81 УИК РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 23.06.2009 г. №899-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самородова Петра Петровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» сама по себе возможность перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое предусмотрена законодателем в рамках его полномочий и не выходит за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Предусмотренное оспариваемой нормой решение о таком переводе не вносит в приговор каких-либо изменений, в связи с чем не может рассматриваться как утяжеление назначенного судом наказания. Принятие данного решения не меняет правовое положение осужденных и не влечет умаление гарантированных им уголовно-исполнительным законодательством прав.

Порядок направления осужденных в исправительные учреждения установлен и утвержден приказом Министра юстиции РФ от 01.12.2005 г. №235 в Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» (далее по тексту – Инструкция).

Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Пунктом 10 Инструкции определено, что в соответствии со ст.81 УИК РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Как следует из материалов дела, постоянным местом жительства Гущина И.А. и его семьи /супруги и несовершеннолетних детей/ является г.Ухта Республики Коми. Гущин И.А. осужден Ухтинским городским судом Республики Коми к лишению свободы в исправительной колонии строгого режима. При этом ранее он уже отбывал наказание в виде лишения свободы.

Распоряжением ФСИН России от 10.06.2014 г. №120-р утвержден перечень исправительных колоний строгого режима, предназначенных для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в соответствии с которым на территории Республики Коми таковыми являются ИК-1 строгого режима (г.Сыктывкар) и ИК-22 (пгт.Северный).

В дальнейшем директором ФСИН России было принято решение об изменении вида режима (учреждения) ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми на колонию-поселение (в соответствии с Перечнем исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России, подлежащих ликвидации, изменению вида режима (учреждения), утвержденным 12.02.2015 г.).

01.04.2015 г. ФСИН России в адрес УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Мурманской области направлено распоряжение, согласно которому в связи с реорганизацией ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ до особого распоряжения разрешается ежемесячно направлять из СИЗО осужденных строгого режима, ранее отбывавших лишение свободы, в распоряжение УФСИН России по Мурманской области.

Таким образом, в данном случае в установленном законом порядке во исполнение нормативного предписания ФСИН России Гущин И.А. был направлен для отбывания наказания в УФСИН России по Мурманской области.

В соответствии с требованиями действующего национального законодательства, а именно ч.ч.1 и 2 ст.89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Предоставление свиданий в соответствии с нормами действующего национального законодательства направлено на поддержание семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных.

Нахождение Гущина И.А. в пенитенциарном учреждении Мурманской области в сравнении с отбытием наказания виде лишения свободы в Республике Коми, безусловно, создает определенные сложности в осуществлении права административного истца на свидания, в связи с чем суд полагает возможным применение статьи 8 Конвенции к рассматриваемым отношениям.

При этом суд учитывает, что отбывание наказания в виде лишения свободы влечет в принципе естественные ограничения личной и семейной жизни. Существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является обеспечение или при необходимости содействие со стороны властей в поддержании связей с ближайшими родственниками. В данном случае Гущин И.А. не лишен права на поддержание социально полезных связей с близкими путем неограниченной переписки, а также свиданий, предоставляемых в установленном порядке.

Из изложенного следует, что перевод осужденных для дальнейшего отбывания меры уголовного наказания в исправительные учреждения на территории другого субъекта Российской федерации не является сам по себе нарушением ст.8 Конвенции.

С учетом перечисленных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд находит, что вследствие направления Гущина И.А. для отбывания наказания в учреждение УФСИН России по Мурманской области не допущено реального нарушения прав истца на уважение личной и семейной жизни. Это свидетельствует об отсутствии нарушений ст.8 Конвенции вследствие оспариваемых действий административного ответчика.

Следовательно, заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Гущину И.А. в удовлетворении административных исковых требований к УФСИН России по Республике Коми о признании несоответствующим ст.8 Европейской конвенции по правам человека перевода Гущина И.А. для отбывания наказания в ФКУ ИК-23 ГУФСИН России по Мурманской области, признании факта нарушения ст.8 Европейской конвенции по правам человека в отношении административного истца, обязательстве перевести Гущина И.А. для дальнейшего отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение на территории Республики Коми.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».