Дело № 3а-626/2016

Номер дела: 3а-626/2016

Дата начала: 03.08.2016

Суд: Ростовский областной суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Загика К.Н.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Правительство РО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Ганжа С.А.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 03.08.2016
[Адм.] Передача материалов судье 04.08.2016
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 05.08.2016
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 05.08.2016
[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 05.08.2016
[Адм.] Предварительное судебное заседание 29.08.2016
[Адм.] Предварительное судебное заседание [Адм.] Рассмотрение дела начато с начала замена ненадлежащего ответчика/привлечение другого надлежащего ответчика 09.09.2016
[Адм.] Предварительное судебное заседание [Адм.] Назначено судебное заседание 09.09.2016
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 14.09.2016
[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 19.09.2016
[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 19.09.2016
 

Решение

Дело № 3а – 626/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2016 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего судьи Чайка Е.А.,

при секретаре Кирилловой М.Г.,

с участием прокурора Емелиной Е.А.,

административного истца Загики К.Н., его представителя Ганжа С.А., представителей Правительства Ростовской области Сердюковой В.В., Жуковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Загики Константина Николаевича о признании Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утверждённых постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489, недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489 утверждены Правила отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области. Указанное постановление опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 18 июля 2016 года.

Согласно указанным Правилам регулирование численности обитающих на территории Ростовской области безнадзорных животных будет производиться посредством применения метода отлова, стерилизации, вакцинации и выборочного возврата (далее - метод ОСВВ) безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.

    Основой метода ОСВВ является поголовная стерилизация (кастрация) отловленных безнадзорных животных в сочетании с оперативным возвращением в прежнюю среду обитания стерилизованных (кастрированных), вакцинированных и неагрессивных особей. При этом больные и (или) агрессивные безнадзорные животные подлежат медикаментозной эвтаназии.

    Загика К.Н. обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, после уточнения своих требований, просил признать Правила отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утверждённые постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489, недействующими в пунктах 1.1, 1.5, 11.1 и 11.2, 1.8, 5.4, 8.19 в части возврата ранее отловленных безнадзорных животных в места отлова.

    В обоснование своих требований Загика К.Н. указал, что пункты 1.1, 1.5, 1.8, 5.4, 8.19, 11.1, 11.2 упомянутых Правил содержат нормы о возврате ранее отловленных безнадзорных животных в места отлова, что, по мнению заявителя, противоречит статье 42 Конституции РФ, статьям 8, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и нарушает право административного истца на благоприятную окружающую среду, а также не соответствует пункту 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, пунктам 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, предусматривающих отлов безнадзорных животных, содержание их в специальных питомниках и использование, но не возврат этих животных в места отлова.

Административный истец также считает, что объём санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрен в санитарных правилах и иных нормативных актах Российской Федерации, и статья 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закрепляет право на определение объёма таких мероприятий исключительно за Российской Федерацией. Субъект Федерации наделён правом принимать нормативные акты, обеспечивающие выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, определённых санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но не наделён правом определять состав таких мероприятий.

Поэтому, определив в составе Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области нормы о стерилизации отловленных безнадзорных животных и возврате ранее отловленных безнадзорных животных в места отлова, как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, административный ответчик, по мнению административного истца, вышел за пределы своих полномочий и допустил нарушение федерального законодательства, в соответствии с положениями которого безнадзорных животных необходимо отлавливать и содержать, но и не выпускать обратно в места отлова.

В судебном заседании представитель административного истца Ганжа С.А. доводы и требования, изложенные в заявлении и в уточнённом административном исковом заявлении, поддержала, дополнив их доводами относительно отсутствия у Правительства Ростовской области полномочий на определение состава мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Правительство Ростовской области представило письменные возражения на административное исковое заявление.

    Представители Правительства Ростовской области Сердюкова В.В., Жукова М.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа власти субъекта Российской Федерации, в установленных законом форме и порядке, официально опубликован; по своему содержанию оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в российском законодательстве нормы, запрещающие возврат ранее отловленных здоровых безнадзорных животных в прежнюю среду обитания (после их осмотра ветеринарными специалистами, обработки, вакцинации, стерилизации (кастрации), мечения) – отсутствуют, а применение оспариваемого метода осуществляется на основе принципов обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду и гуманного обращения с безнадзорными животными.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Предметом оспаривания по данному делу являются пункты 1.1, 1.5, 1.8, 5.4, 8.19, 11.1, 11.2 Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утверждённых постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489, в части, предусматривающей возврат ранее отловленных безнадзорных животных в прежнюю среду обитания. Административный истец считает, что установление этого правила нарушает его права на благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Проверяя порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 27 Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС «Устав Ростовской области» система органов государственной власти в Ростовской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть в Ростовской области осуществляется через систему органов исполнительной власти во главе с Правительством Ростовской области под руководством Губернатора Ростовской области.

Согласно частям 1, 2 статьи 52 Устава Ростовской области высшим должностным лицом Ростовской области является Губернатор Ростовской области. Правительство Ростовской области является высшим органом исполнительной власти Ростовской области.

В силу части 1 статьи 61 указанного Областного закона Ростовской области Правительство Ростовской области в пределах своих полномочий принимает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в виде постановлений Правительства Ростовской области.

Аналогичные нормы содержатся в части 2 статьи 14 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области».

Частью 3 статьи 14 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 года № 635-ЗС предусмотрено, что правовые акты Правительства Ростовской области подписываются Губернатором Ростовской области, а в его отсутствие - исполняющим обязанности Губернатора Ростовской области.

    Из статьи 1 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» следует, что Устав Ростовской области, Областные законы и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина постановления Законодательного Собрания Ростовской области, носящие нормативный характер, нормативные правовые акты Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области подлежат официальному опубликованию (часть 1). Нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 2).

Датой издания (принятия) правового акта органа исполнительной власти Ростовской области считается день подписания (утверждения) его руководителем органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) правовой акт (часть 3 статьи 2 указанного Областного закона).

Согласно части 1 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС официальным опубликованием Устава Ростовской области, областного закона, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правового акта Губернатора Ростовской области, органа исполнительной власти Ростовской области считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области» либо его первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    По правилам части 1 статьи 14, части 2 статьи 15 указанного Областного закона нормативные правовые акты Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и направляются для опубликования не позднее пятнадцати календарных дней со дня их издания (принятия), и вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

    Материалами дела подтверждается, что постановление Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489 издано в форме, установленной Уставом Ростовской области, подписано Губернатором Ростовской области Голубевым В.Ю., опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), номер опубликования 610020160718004 от 18 июля 2016 года, и вступило в силу 18 июля 2016 года.

В соответствии с пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии), статьёй 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие её факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определённой территории в конкретно указанное время; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счёт средств регионального бюджета.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в частности, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Пунктом 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прямо предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Таким образом, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится принятие мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предупреждение возникновения заразных заболеваний, общих для животных и людей, защиты от воздействия вредных факторов среды обитания человека, вопросы финансирования этой сферы деятельности публичных образований, в том числе вопросы, урегулированные оспариваемыми нормами.

Вместе с тем закон предписывает, что нормативно-правовое регулирование в данной сфере должно соответствовать федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.

    Правилами отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утверждёнными постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года N 489, установлено, в частности, следующее:

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях организации на территории Ростовской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Достижение указанных целей настоящими Правилами будет производиться путем регулирования численности обитающих на территории Ростовской области безнадзорных животных посредством применения метода отлова, стерилизации, вакцинации и выборочного возврата (далее - метод ОСВВ) безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.

1.5. Основой метода ОСВВ является поголовная стерилизация (кастрация) отловленных безнадзорных животных в сочетании с оперативным возвращением в прежнюю среду обитания стерилизованных (кастрированных), вакцинированных и неагрессивных особей. При этом больные и (или) агрессивные безнадзорные животные подлежат медикаментозной эвтаназии.

1.8. Мероприятия по содержанию безнадзорных животных предусматривают:

первичный осмотр и оценку специалистом в области ветеринарии физического состояния безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных;

обработку безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных, против экто- и эндопаразитов;

содержание безнадзорных животных, поступивших в пункт временного содержания животных, на карантине под наблюдением специалиста в области ветеринарии;

ежедневное содержание животных, включающее кормление животных, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря;

вакцинацию от бешенства и иных заболеваний, перечень которых определён управлением ветеринарии Ростовской области;

стерилизацию (кастрацию) безнадзорных животных;

мечение безнадзорных животных;

послеоперационный уход;

возвращение (транспортировка) в прежнюю среду обитания помеченных, неагрессивных, вакцинированных и стерилизованных (кастрированных) животных;

медикаментозную эвтаназию безнадзорных животных по заключению специалиста в области ветеринарии;

сбор биологических отходов, включая и трупы павших животных;

утилизацию и уничтожение биологических отходов, включая трупы павших животных.

5.4. С момента поступления безнадзорного животного в пункт временного содержания до момента его возврата в прежнюю среду обитания, или возврата собственнику, или передачи лицу, изъявившему желание принять на себя обязанности по его дальнейшему содержанию, или медикаментозной эвтаназии сотрудниками специализированной организации делаются фотографии всех манипуляций, производимых с животным. Данные фотографии являются неотъемлемой частью индивидуальной учетной карточки безнадзорного животного.

8.19. Содержание безнадзорного животного в пункте временного содержания оканчивается в случаях:

передачи (возврата) животного его собственнику;

передачи стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного лицу, выразившему желание взять на себя обязанность по его дальнейшему содержанию;

возврата стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного в прежнюю среду обитания;

передачи стерилизованного (кастрированного), вакцинированного, неагрессивного животного на содержание в приют;

медикаментозной эвтаназии животного по заключению специалиста в области ветеринарии.

    11.1. Возврату в прежнюю среду обитания подлежат только меченные неагрессивные животные, прошедшие учёт, регистрацию, карантин, стерилизацию (кастрацию), вакцинацию против бешенства и других заболеваний, перечень которых определен управлением ветеринарии Ростовской области.

11.2. Транспортировка животных до места их выпуска осуществляется с соблюдением условий, указанных в разделе 4 настоящих Правил.

    По мнению административного истца, указанные нормы в части, предусматривающей возврат безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, противоречат статье 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержащему положения о том, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; пунктам 4.8, 4.9 Санитарных правил. СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил. ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство» о том, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация; пункту 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», в соответствии с которым регулирование численности безнадзорных животных проводится путём их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Давая оценку оспариваемым правовым нормам на соответствие вышеприведённым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Право на благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путём обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.

Пункт 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54, равно как и пункты 4.8, 4.9 Санитарных правил. СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил. ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство», утверждённых Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 года № 23, в числе мероприятий по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей не содержат прямых указаний на возможность возврата здоровых безнадзорных животных в прежнюю среду обитания.

Вместе с тем нормы, запрещающие возврат ранее отловленных здоровых безнадзорных животных в места отлова (после их осмотра ветеринарными специалистами, обработки, вакцинации, стерилизации (кастрации), мечения), в действующем законодательстве также отсутствуют.

Напротив, в соответствии с положениями Модельного закона об обращении с животными, принятого в г. Санкт-Петербурге 31 октября 2007 года Постановлением 29-17 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, регулирование численности безнадзорных животных проводится путём их отлова в целях недопущения: неконтролируемого размножения безнадзорных животных; причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций; возникновения эпизоотий и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть животные (статья 30); для временного содержания изъятых или иным образом отчуждённых животных, найденных или отловленных безнадзорных животных и поиска их владельцев или новых владельцев, организациями, осуществляющими отлов безнадзорных животных, создаются пункты временного содержания животных (статья 32).

Частью 2 статьи 33 Модельного закона об обращении с животными предусмотрено, что не востребованные в течение установленного срока содержания в пунктах временного содержания отловленные безнадзорные животные-компаньоны могут быть подвержены контрацепции или биостерилизации с последующим возвращением этих животных в места их отлова организацией по отлову животных.

Из анализа приведённых положений вышеуказанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемым нормам постановления Правительства Ростовской области, следует, что основным принципом обращения с животными является защита от жестокого обращения, и отлов безнадзорных животных также должен осуществляться с учётом этого принципа и обеспечивать возможность возврата животных их законным владельцам либо в места их отлова.

    Довод административного истца о том, что модельные законы СНГ носят исключительно рекомендательный характер для применения их Государственной Думой или комитетами (комиссиями) Государственной Думы, и не наделяют субъект Федерации правом принимать нормативные правовые акты, противоречащие законодательству Российской Федерации, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

    Согласно преамбуле к указанному Модельному закону, он определяет правовые основы обращения с животными, направлен на их защиту от жестокого обращения, на обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Из частей 1 - 3 статьи 2 данного Модельного закона следует, что законодательство государства об обращении с животными состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных законодательных актов. Отношения в области обращения с животными, не урегулированные законодательством государства об обращении с животными, регулируются гражданским законодательством государства, законодательством государства об охране и использовании животного мира, о сельском хозяйстве, о здравоохранении, жилищным и иным законодательством государства. В части норм о защите животных от жестокого обращения настоящий Закон имеет большую юридическую силу по отношению к иным законодательным актам, содержащим нормы об обращении с животными, если иное не предусмотрено конституцией государства.

    Таким образом, вышеуказанный Модельный закон подлежит применению к спорным правоотношениям и имеет большую юридическую силу по отношению к иным законодательным актам государства, содержащим нормы об обращении с животными.

Ссылки представителя административного истца на то, что употребляемый в пункте 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ термин «содержание» безнадзорных животных, характеризующий полномочия субъекта Российской Федерации по указанному вопросу, исключает возможность возврата безнадзорных животных в места отлова, не могут быть признаны обоснованными, поскольку норма пункта 49 части 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона охватывает весь комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, а не только содержание безнадзорных животных, как таковое. Кроме того, понятие «содержания» само по себе не имеет чётко определённого смысла и может иметь несколько значений, а конкретный состав мероприятий по содержанию безнадзорных животных в настоящее время не регламентирован.

    Доводы административного истца о незаконности оспариваемых положений Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, изложенные, в том числе, в уточнённом административном исковом заявлении, фактически сводятся к несогласию с избранным Правительством Ростовской области методом, включающим, помимо отлова, стерилизации и вакцинации, выборочный возврат безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, и его неэффективностью в достижении указанных в постановлении целей.

     Ссылки на то, что ни одним научным исследованием не подтверждена эффективность снижения численности безнадзорных собак путём проведения стерилизации, и в ряде регионов Российской Федерации программа ОСВВ была признана неэффективной, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого метода контроля численности безнадзорных животных, как такового, поскольку касаются области правоприменения, а не полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере нормотворческой деятельности.

Более того, данный метод рекомендован к применению Всемирной организацией здравоохранения.

Практические указания для контроля бездомных собак, принятые Всемирным обществом защиты животных и Всемирной организацией здравоохранения в марте 1995 года, содержат вывод о том, что отлов и умерщвление собак – неэффективный путь решения проблемы бездомных животных в городе, потому что этот метод не учитывает бесконтрольное размножение собак. Сейчас уже признано, что только отловом собак не решить проблему бездомных животных. Очень важно принять эффективные меры на продолжительное время, включая регистрацию, стерилизацию и разъяснительную работу среди населения.

В разделе 14 «Принудительные меры» названные Практические указания предусматривают, что если в каком-то обществе или районе есть небольшое количество бродячих собак, которые не являются опасностью или трудно для них найти дом, то может быть практично поймать этих собак, сделать им прививки, вывести глисты, стерилизовать и выпустить. В таких случаях только больных, заражённых или агрессивных собак придётся усыплять.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом пункты 1.1, 1.5, 1.8, 5.4, 8.19, 11.1, 11.2 Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утверждённых постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489, в части, предусматривающей возврат ранее отловленных безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, приняты в пределах полномочий административного ответчика, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таком положении правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Загики К.Н. у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Загики Константина Николаевича о признании пунктов 1.1, 1.5, 1.8, 5.4, 8.19, 11.1, 11.2 Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утверждённых постановлением Правительства Ростовской области от 14 июля 2016 года № 489, недействующими в части, предусматривающей возврат ранее отловленных безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Чайка

Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2016 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».