Дело №2а-6831/2017

Номер дела: 2а-6831/2017

Дата начала: 24.07.2017

Суд: Сыктывкарский городской суд Республики Коми

Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / О признании противоречащими нормативных правовых актов / О признании незаконными нормативных правовых актов - представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК АМО ГО Сыктывкар
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Терешонкова В.П.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Торлопов В.Г.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Передача материалов судье 24.07.2017
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 24.07.2017
[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 24.07.2017
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 24.07.2017
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 24.07.2017
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 27.07.2017
 

Решения

Дело № 2а-6831/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сыктывкар 27 июля 2017 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,

при секретаре Летун М.В.,

с участием представителя административного истца Матвеева В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар

27 июля 2017 года гражданское дело по административному исковому заявлению Терешонковой В.П., Торлопова В.Г. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным и нарушающим статьи 9, 10, 11 Европейской конвенции по правам человека отказ согласовать места проведения публичного богослужения, обязании согласовать публичное богослужение,

УСТАНОВИЛ:

Терешонкова В.П., Торлопов В.Г. обратились в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным и нарушающим положения статьи 9, 10 и 11 Европейской конвенции по правам человека отказа администрации МО ГО «Сыктывкар» в согласовании Терешонковой В.П., Торлопову В.Г. места проведения публичного богослужения (заупокойного молебна по православному обряду) 30 июля 2017 года с 13:00 до 14.15 на ... площади города Сыктывкара с числом участников до ..., обязании согласовать проведение публичного богослужения (заупокойного молебна по православному обряду) 30 июля 2017 года с 13:00 до 14.15 на в городе Сыктывкаре на площадке, указанной в уведомлении заявителей.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены заблаговременно надлежащим образом посредством смс уведомления и электронной почте. В судебном заседании объявлялся перерыв до ** ** **. для целей явки административных истцов. В период судебного заседания административные истцы также не явились.

С учетом данных обстоятельств, сокращенных сроков рассмотрения данной категории административных дел, суд счел возможным рассмотреть дело без участия административных истцов.

Представитель административного ответчика с иском не согласился, указав на прямой запрет на проведение публичных мероприятий на ... площади г.Сыктывкара.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. ст. 29, 31 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статьей 9 конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Конкретизирующими названные основополагающие нормы положениями статей 2, 5, 7, 8, 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.Судом установлено, что 18.07.2017 Терешонкова В.П., Трлопов В.Г. обратились в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с уведомлением о проведении публичного мероприятия – публичного богослужения 30 июля 2017 года с 13:00 до 14.15 в городе Сыктывкаре с числом участников ... человек на площадке, расположенной на ... площади г.Сыктывкара.

Письмом от 20.07.2017 № 01/1-12/66 администрацией МО ГО «Сыктывкар» сообщено заявителям о том, проведение публичного мероприятия не согласовано в связи с тем, что согласно статьей 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012г. №91-РЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» ... площадь в городе Сыктывкаре является одним из мест, на которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается, кроме того пунктом 2 постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008г. №10/4160 «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» установлены границы в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающие к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, к которым относится территория, прилегающая к зданию, занимаемому Конституционным Судом Республики Коми. Приложение №2 к постановлению №10/4160 содержит описание границ территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Конституционный Суд Республики Коми по адресу: г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, д.8, место, указанное в уведомлении о проведении 30.07.2017г. публичного мероприятия в форме публичного богослужения, входит в границы территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Конституционный Суд Республики Коми, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Из части 2 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Некоторые вопросы проведения публичных мероприятий в Республике Коми регулируются Законом Республики Коми от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми".

Согласно ст.5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 №91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в дополнение к установленным частью 2 статьи 8 Федерального закона местам местами, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается, являются: Стефановская площадь в городе Сыктывкаре.

Постановлением главы администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 29.10.2008 N 10/4160 "Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий" утвержден "Перечнь мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий".

Пунктом 2 постановления от 29.10.2018г. №10/4160 установлены следующие границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено: в том числе территории, прилегающие к зданиям, занимаемым Конституционным Судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми, Арбитражным судом Республики Коми, Сыктывкарским городским судом Республики Коми, Эжвинским районным судом г. Сыктывкара, согласно приложениям NN 2 - 6 к настоящему постановлению, мировыми судебными участками - в радиусе 50 метров от входа в здание суда.

Приложение N 2 к Постановлению главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 29 октября 2008 г. N 10/4160 содержит описание границ территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Конституционный Суд Республики Коми.

Учитывая изложеное, с учетом нормативного запрета на проведение публичного богослужения на территории Стефановской площади города Сыктывкара, суд не находит оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании отказа незаконным и нарушающим положения статей 9, 10, 11 Европейской конвенции по правам человека, а также возложении обязанности устранить нарушенные права путем обязания согласовать публичное богослужение.

По аналогичным основаниям доводы административных истцов о том, что абсолютный запрет проведения массовых мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к любым судам в Российской Федерации не имеет рационального оправдания в демократическом обществе.

Предложенные Администрацией МОГО "Сыктывкар" для проведения митинга специально отведенные места определены Правительством Республики Коми с учетом обеспечения возможности достижения целей публичных мероприятий, их транспортной доступности, возможности использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, обеспечения соблюдения санитарных норм и правил, безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

По смыслу закона на организаторах публичного мероприятия лежит обязанность предпринять разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать право на свободу мирных собраний, поскольку в ситуации, когда им не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие.

В рассматриваемом случае предложение перенести публичное богослужение в специально отведенные места было обусловлено наличием нормативного запрета на проведение публичного мероприятия в истребуемом месте, следовательно, является законным и обоснованным, было направлено на создание для заявителей условий для реализации принадлежащего им права на проведение мирных собраний и исповедание религии.

руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Терешонковой В.П., Торлопова В.Г. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным и нарушающим статьи 9, 10, 11 Европейской конвенции по правам человека отказ согласовать места проведения публичного богослужения - отказать, в удовлетворении требований об обязании согласовать публичное богослужение - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после дня окончания судебного заседания

Лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.

Председательствующий          Ф.А.Автушин

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс»