Дело № 2а-7678/2017

Номер дела: 2а-7678/2017

Дата начала: 28.08.2017

Суд: Сыктывкарский городской суд Республики Коми

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Споры между органами власти
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Чернышева Д.В.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Седова М.С.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Мезак Э.А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК АМО ГО Сыктывкар
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 28.08.2017
[Адм.] Передача материалов судье 28.08.2017
[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 29.08.2017
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 29.08.2017
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 29.08.2017
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 30.08.2017
 

Решения

Дело № 2а-7678/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2017 года

Республика Коми                                     город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Щелканова М.В.

при секретаре Куприенковой Л.А.,

с участием:

административного истца Чернышевой Д.В.,

представителя административного истца Чернышевой Д.В. по ходатайству и административного истца Седовой М.С. по доверенности - Зубкова В.В.,

представителя административного ответчика администрации Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - Мальцева В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Седовой М.С., Чернышевой Д.В., Мезака Э.А. к администрации Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – МО ГО «Сыктывкар») о признании незаконным отказа в проведении публичного мероприятия и обязании согласовать проведение публичного мероприятия,

установил:

административные истцы обратились в суд с административным иском о признании незаконным, нарушающим статьи 10, 11 Европейской Конвенции по правам человека отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" от ** ** ** согласовать проведение в городе Сыктывкаре ** ** ** с ** ** ** публичного богослужения (митинга) на площадке, указанной в уведомлении заявителей от ** ** **, и обязать административного ответчика согласовать проведение согласовать проведение в городе Сыктывкаре ** ** ** с ** ** ** публичного богослужения (митинга) на площадке, указанной в уведомлении заявителей от ** ** **

Административный истец Чернышева Д.В., представитель административного истца Чернышевой Д.В. по ходатайству и административного истца Седовой М.С. по доверенности Зубков В.В. на требованиях настаивали. Указали на допущенную описку в просительной части, поскольку заявлено требование о проведении митинга, а не богослужения.

Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Мальцев В.Ю. возражал против удовлетворения административного иска.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Согласно ст. ст. 29, 31 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Конкретизирующими названные основополагающие нормы положениями статей 2, 5, 7, 8, 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Административные истцы ** ** ** обратились в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие в субботу ** ** ** с ** ** ** на площадке перед зданием администрации МО ГО «Сыктывкар» по адресу..., с числом участников ... человек. Цель публичного мероприятия - обсуждение неудовлетворительной работы общественного транспорта в городе Сыктывкаре.

** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» дан оспариваемый ответ № ..., согласно которому проведение публичного мероприятия не согласовано, поскольку на указанной территории проведения публичного мероприятия располагается здание администрации МО ГО «Сыктывкар». В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается в зданиях, занимаемых органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, государственными учреждениями Республики Коми, и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты.

Из части 2 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

Таким образом, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» наделяет субъекты Российской Федерации право определения мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в дополнение к установленным частью 2 статьи 8 Федерального закона местам местами, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается, являются здания, занимаемые органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, государственными учреждениями Республики Коми, и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты.

Указанное в уведомлении от ** ** ** место проведения публичного мероприятия располагается в пределах 50 метров от входа в здание по адресу: ..., где располагается администрация МО ГО «Сыктывкар», Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар", глава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Контрольно-счетная палата городского округа, которые в силу ст. 25 Устава МО ГО «Сыктывкар» входят в структуру органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар», а следовательно, проведение публичного мероприятия в указанном месте не допускается.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, которые допускают введение обоснованных ограничений права на мирные собрания, налагающиеся в соответствии с законом, и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Административные истцы не оспаривали положения п. 6 ст. 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми".

В установленном порядке положения данной нормы не признавались не соответствующими возможным ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Административные истцы не лишены права оспаривания положения п. 6 ст. 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" и в случае признания данной нормы не соответствующей нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, при соблюдении иных ограничений, ставить вопрос о проведении публичного мероприятия на заявленной территории.

Суд также отмечает следующее.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий – свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п.1 ст.2 Закона).

Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.

Обжалуемый ответ администрации МО ГО «Сыктывкар» содержит разъяснение порядка проведения публичных мероприятий в г.Сыктывкаре с указанием мест, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов, на территории МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.12.2012 N 598 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест": площадка, расположенная на пересечении улицы ... в северной части ..., с южной стороны ограниченная аллеей парка; площадка, расположенная в ... площадка, расположенная перед «...» ... площадка у здания общежития ...

Каких-либо обоснованных доводов невозможности достижения целей публичного мероприятия при его проведении в указанных местах, расположенных в различных местах города Сыктывкара, в том числе в центральной части и имеющие большую посещаемость жителями города Сыктывкара (...), не представлено.

Учитывая изложенное, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Седовой М.С., Чернышевой Д.В., Мезака Э.А. к администрации Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в проведении публичного мероприятия и обязании согласовать проведение публичного мероприятия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                 М.В. Щелканов

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».