Дело № 3а-128/2017
Номер дела: 3а-128/2017
УИН: 78OS0000-01-2017-000233-13
Дата начала: 14.06.2017
Дата рассмотрения: 21.09.2017
Суд: Санкт-Петербургский городской суд
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 3а-128/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 сентября 2017 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К.,
с участием прокурора Спассковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шайхайдарова Романа Валерьевича о признании недействующими в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга», распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2014 года №1459-р «Об утверждении Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №100 16 декабря 2003 года утверждён Регламент Правительства Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 11.3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2015 года № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года № 100» обращения граждан, адресованные Губернатору, в Правительство и Администрацию Губернатора, в форме электронного документа направляются гражданами исключительно при помощи сервиса «Электронная приемная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2014 года №1459-р утверждён Регламент администрации Невского района Санкт-Петербурга.
Согласно абзацу 2 пункта 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга в редакции Распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 05 мая 2016 года № 1128-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2014 года №1459-р» обращения граждан в форме электронного документа, адресованные главе Администрации, первому заместителю и заместителям главы Администрации и в Администрацию, направляются гражданами исключительно при помощи сервиса «Интернет-приемная» в разделе Невского района на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/obrasheniya-grazhdan/feedback/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2015 года № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года № 100» опубликовано 28 сентября 2015 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга «gov.spb.ru» (том 2 л.д. 173-181).
Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 05 мая 2016 года № 1128-р опубликовано 10 мая 2016 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга «gov.spb.ru» (том 2 л.д. 185).
Шайхайдаров Р.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия пункта 11.3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100 в части слова «исключительно», абзаца 2 пункта 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга, утверждённого распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2014 года №1459-р, в части слова «исключительно».
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемые положения устанавливают единственный способ подачи гражданином электронного обращения в государственные органы – посредством сервиса «Электронная приемная», исключая возможность направления электронного обращения посредством электронной почты на официальный адрес электронной почты государственного органа, и тем самым противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: статьям 33 и 76 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 3, статьям 7, 9, 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статье 2, пункту 1 статьи 7 Модельного закона об обращениях граждан и юридических лиц, принятого в г. Санкт-Петербурге 27 ноября 2015 года Постановлением 43-6 на 43-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Административный истец полагает, что в отношении него применены оспариваемые положения, поскольку пунктом 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга обусловлен отказ администрации Невского района Санкт-Петербурга в рассмотрении его обращения, направленного 10 февраля 2017 года на адрес электронной почты администрации Невского района Санкт-Петербурга, а пунктом 11.3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга - отказ в удовлетворении административного иска об оспаривании отказа администрации Невского района Санкт-Петербурга в рассмотрении вышеуказанного обращения.
Нарушение своих прав оспариваемыми положениями Шайхайдаров Р.В. обосновывает тем, что сервис «Электронная приёмная» имеет ограничения по размеру электронного обращения, по количеству вложенных документов, в результате его использования подателю обращения не предоставляется подтверждение о том, что обращение принято к рассмотрению, а оспариваемые правовые нормы лишают его возможности направить электронное обращение в государственный орган посредством электронной почты, то есть способом, не имеющим таких ограничений.
Административный истец и его представитель в суд явились, поддержали заявленные требования.
Представители административных ответчиков Правительства Санкт-Петербурга, администрации Невского района Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах предоставленной компетенции с соблюдением порядка принятия, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о чём представили письменные возражения (том 1 л.д. 188-194, том 2 л.д. 81-86).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «ж» части 1 статьи 1 упомянутого Федерального закона закреплен принцип самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга, систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга – Администрацию Санкт-Петербурга образуют Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором Санкт-Петербурга и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 31 мая 2012 года № 36-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» установлено, что Администрация Губернатора Санкт-Петербурга и Администрация Невского района Санкт-Петербурга входят в структуру исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга, Администрация Невского района Санкт-Петербурга, как органы государственной власти, вправе самостоятельно определять порядок организации своей деятельности.
Исходя из приведенных федеральных норм, а также положений Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года № 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга», Правительство Санкт-Петербурга утвердило Регламент, устанавливающий порядок организации работы Правительства, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, в том числе организации учета и рассмотрения обращений граждан; организации приема граждан, представителей организаций и общественных объединений.
Аналогично администрация Невского района Санкт-Петербурга определила порядок организации её работы, в том числе организации приёма и рассмотрения обращений граждан, организаций, утвердив распоряжением от 04 июля 2014 года №1459-р Регламент администрации Невского района Санкт-Петербурга.
Оспариваемыми положениями установлен способ электронного взаимодействия граждан и вышеуказанных органов исполнительной власти и должностных лиц при передаче гражданами обращений в виде электронного документа – исключительно при помощи определённых сервисов на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (часть 1 статьи 1).
Положениями статьи 3 названного Федерального закона установлено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Из пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» усматривается, что обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не определяет способы передачи обращения гражданина в форме электронного документа в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Вопросы электронного взаимодействия граждан с органами государственной власти находятся вне сферы правового регулирования данного Федерального закона.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на передачу информации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона.
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
В соответствии с частью 3 статьи 11.1 того же Федерального закона требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и порядок такого взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с частью 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации Постановлением от 09 июня 2016 года № 516 утвердило Правила осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Какие-либо требования к порядку передачи гражданином обращения в орган государственной власти Правила не содержат. Иные нормативные акты, регулирующие данный вопрос, отсутствуют.
В тоже время защита прав и свобод человека, установление и обеспечение надлежащего функционирования правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а, поэтому, они должны обеспечиваться как органами государственной власти Российской Федерации, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация полномочий по защите прав и свобод граждан на уровне субъектов Российской Федерации, как это вытекает из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предполагает осуществление субъектами Российской Федерации не только правового регулирования указанных вопросов, но и принятие соответствующих организационно-управленческих мер.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом Санкт-Петербурга от 01 июля 2009 года № 371-70 «О государственных информационных системах Санкт-Петербурга», статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24 июня 2009 года № 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга» постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08 августа 2011 года № 1136 создана государственная информационная система Санкт-Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга», в состав которой входит, в том числе официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, содержащий разделы о деятельности Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, веб-страницы иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (пункты 3.1, 4.3 Постановления).
Информационная система обеспечивает доступ к сервису «Электронная приёмная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, в том числе и на веб-странице администрации Невского района Санкт-Петербурга (том 1 л.д. 131-153).
Особенности эксплуатации государственных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, принимающих решения о создании таких информационных систем (часть 5 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Таким образом, определение в оспариваемых положениях сервиса, с помощью которого осуществляется приём обращений граждан в виде электронных документов, представляет собой принятие организационно-управленческих мер посредством установления особенностей эксплуатации «Единой системы информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга», направленных на обеспечение реализации права граждан на обращение, равно как и установление места проведения личного приёма граждан, дней и часов приёма, что части 2 статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не противоречит.
Регламенты опубликованы в соответствии требованиями пункта 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 г. № 865 (на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).
Таким образом, оспариваемые акты приняты органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий, опубликованы в соответствии с установленным порядком.
Что касается противоречия оспариваемых положений статьям 7, 9 и 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», следует отметить, что статья 7 содержит требования к письменному обращению, статья 9 закрепляет обязательность рассмотрения обращения, статья 10 определяет порядок рассмотрения обращения. Таким образом, статьи 7, 9 и 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулируют вопросы электронного взаимодействия при обращении граждан в государственные органы, поэтому оспариваемые положения им не противоречат.
Ссылка административного истца на нормы Модельного закона об обращениях граждан и юридических лиц несостоятельна, поскольку модельные законы являются актами рекомендательного характера с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах Содружества, могут быть использованы парламентами государств-участников Межпарламентской Ассамблеи в форме разработки и принятия на их основе внутригосударственных нормативно-правовых актов (пункт 8.3 Положения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, принятого на двадцать пятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 14 апреля 2005 г. N 25-8). Таким образом, Модельный закон об обращениях граждан и юридических лиц не относится к нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу по сравнению с внутригосударственными нормативными правовыми актами.
Доводы административного истца о том, что оспариваемый закон противоречит положениям Конституции Российской Федерации, не подлежат проверке, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверка на соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации отнесена к компетенции Конституционного суда Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в пределах предоставленной компетенции, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Шайхайдарова Романа Валерьевича о признании недействующими в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга», распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2014 г. №1459-р «Об утверждении Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга» отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Павлова