Дело № 2а-5280/2017
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 2а-5280/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2017 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.
при секретаре Алымовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 51» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене предписания.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. 22.09. 2017 года руководителем Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю было вынесено предписание № 294 об устранении выявленных нарушений санитарных правил по результатам проверки, а именно: в целях устранения выявленных нарушений следует провести следующие мероприятия в установленные сроки: количество детей в группах дошкольной образовательной организации определить исходя из расчета площади групповой комнаты – для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 кв.м на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) не менее 2 кв.м на 1 ребенка. МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №» не согласно с вынесенным предписанием. Действующее законодательство не предусматривает возможности отчисления обучающихся по инициативе образовательной организации, в том числе в целях устранения санитарных правил. Просит суд предписание Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 22.09.2017 года № 294 признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца Кудрявцева А.А., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Семёнова А.Г.. требования не признала, полагает, что требования, изложенные в предписании, подлежат выполнению, а предписание является законным с точки зрения действующих нормативных актов.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил в силу ч. 3 ст. 39 приведенного Закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 51 » были выявлены нарушения обязательных требований ст.11, 28 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», которое предписано устранить до 01.12.2017г.
МБДОУ является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность. Учредителем и собственником имущества является Администрация городского округа «Город Чита».
В соответствии с пунктом 1.9. Санитарных правил СанПиН 2.4.1.3049-13, количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 кв.м. на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2 кв.м. на одного ребенка.
Так, порядок зачисления и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях города Читы регламентирован Положением об организации приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа. «Город Чита» от 22 марта 2017 года №122а, в соответствии с пунктом 3.3 которого, основное комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется один раз в год с 01 мая по 30 июня.
В соответствии с приказом Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 28 марта 2017 года №132, комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2017 году осуществлялось с 13 апреля по 30 июня 2017 года, в настоящее время комплектование всех дошкольных образовательных учреждений города Читы закончено.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1) в связи с получением образования (завершением обучения); 2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: 1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Представитель административного истца представил табели посещаемости групп МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 51», которыми подтверждается, что фактическое нахождение детей в группах, с учетом из посещаемости, менее списочного состава, в связи с чем, требования пункта 1.9 Санитарных правил СанПиН 2.4.1.3049-13 о площади игровой комнаты на одного ребенка, соблюдаются.
Материалы дела не содержат доказательств одномоментного нахождения в группе большого количества детей, ставшего причиною неблагоприятной эпидемиологической обстановки в детском образовательном учреждении.
Таким образом, требования Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю не исполнимы, так как повлекут отчисление обучающихся по инициативе образовательного учреждения, что действующим законодательством не допускается. Роспотребнадзор не указал способы устранения указанного нарушения, здание образовательного учреждения построено задолго до принятия санитарных правил и Федерального закона.
Руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 51» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене предписания удовлетворить.
Предписание Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года № 294 признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2017 года
Судья О.Н.Копеистова