Дело № 2а-17/2018
Номер дела: 2а-17/2018
Дата начала: 09.01.2018
Дата рассмотрения: 24.01.2018
Суд: Клетский районный суд Волгоградской области
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 2а-17/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 года ст. Клетская Волгоградской области
Клетский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Беляковой С.А.,
с участием:
административного истца - прокурора Клетского района Волгоградской области Бисинова И.А.,
при секретаре судебного заседания Агаповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Клетского района Волгоградской области Бисинова И.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - прокурор Клетского района Волгоградской области Бисинов И.А. обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области природоохранного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что в нарушении требований действующего законодательства, администрацией Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области до настоящего времени не разработана и не утверждена генеральная схема очистки населенных пунктов Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закона № 7 –ФЗ).
Согласно частям 1, 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 3 Закона № 7-ФЗ, органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131 – ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В частях 3,4 ст. 14 Закона № 131 – ФЗ указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 года № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131 – ФЗ.
Таким образом, на администрацию Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению на территории соответствующего муниципального образования мест сбора и временного хранения отходов, а также своевременный вывоз отходов с обозначением мест обслуживающей организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу требований ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучии населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128 - 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
В силу п. 1.2 указанных СанПиН, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88, орган местного самоуправления обязан разработать Генеральную схему очистки населенного пункта.
Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 года № 197.
Частями 1,3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Отсутствие генеральной схемы очистки населенного пункта не способствует рациональному сбору, быстрому удалению, надежному обезвреживанию и экономической целесообразной утилизации бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Непринятие администрацией Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области мер к разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования свидетельствует о реализации администрацией Захаровского сельского поселения установленных законом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов не в полной мере, что может привести к образованию несанкционированных свалок, а также к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
Таким образом, администрацией Захаровского сельского поселения не приняты меры по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования - Захаровское сельское поселение Клетского муниципального района Волгоградской области.
В судебном заседании административный истец – прокурор Клетского района Волгоградской области Бисинов И.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала и просила удовлетворить заявленные требования прокурора Клетского района Волгоградской области в полном объеме.
Административный ответчик – администрация Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, от представителя административного ответчика Чичеровой И.С., действующей на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика, представителя административного ответчика администрации Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.
От представителя административного ответчика Чичеровой И.С., действующей на основании доверенности, до рассмотрения дела по существу поступило в суд письменное заявление о признании административных исковых требований прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования - Захаровское сельское поселение Клетского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в течении пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В силу ст. 65 КАС РФ, обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Административный ответчик, в лице представителя Чичеровой И.С., административные исковые требования прокурора Клетского района Волгоградской области признала полностью, признание административного иска выражено добровольно, осознанно, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно письменного заявления, представителю административного ответчика Чичеровой И.С., последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, разъяснены и понятны.
Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ, признание административного иска административным ответчиком не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, поэтому у суда нет оснований для отказа в принятии признания иска административным ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования – Захаровское сельское поселение Клетского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Захаровского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области разработать и утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования – Захаровское сельское поселение Клетского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в течении пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Клетский районный суд Волгоградской области.
Председательствующий С.А. Белякова