Дело № 33а-962/2018

Номер дела: 33а-962/2018

Дата начала: 05.02.2018

Суд: Вологодский областной суд

:
Результат
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Соколов Е.Ю.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссариат г. Вологда и Вологодского района
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ "Военный комиссариат Вологодской области"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Призывная комиссия г. Вологды
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодский госу
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодский госу
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодский госу
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вологодский госу
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение 14.02.2018
[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 21.02.2018
[Адм.] Передано в экспедицию 02.03.2018
 

Определения

Судья Леонова И.М.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2018 года № 33а-962/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жидковой О.В.,

судей Мещеряковой Н.В., Соколовой М.В.,

при секретаре Кудряшовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» Будиловой О.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2017 года, которым признано незаконным решение призывной комиссии города Вологды от 03 октября 2017 года о призыве Соколова Е.Ю., <ДАТА> года рождения, на военную службу.

На Военный комиссариат города Вологды и Вологодского района Вологодской области возложена обязанность предоставить Соколову Е.Ю. отсрочку от призыва на военную службу на срок освоения образовательной программы высшего образования по программе магистратуры.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мещеряковой Н.В., объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» Будиловой О.В., представителя Соколова Е.Ю. Страхова С.Е., судебная коллегия

установила:

решением призывной комиссии города Вологды от 03 октября 2017 года Соколов Е.Ю., <ДАТА> года рождения, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категории годности «Б-4», и призван на военную службу.

Не согласившись с указанным решением, Соколов Е.Ю. 09 октября 2017 года обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату города Вологды и Вологодского района Вологодской области о признании незаконным решения призывной комиссии.

В обоснование требований указано, что в соответствии с абзацем 9 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, предоставляется в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры. Соколов Е.Ю. обучается на 1 курсе очной формы обучения по специальности «Прикладная математика и информатика» (магистратура) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский государственный университет», при этом он поступил в ВУЗ в год окончания программы бакалавриата, в связи с чем решение призывной комиссии от 03 октября 2017 года о призыве административного истца на военную службу является незаконным, поскольку нарушает его права.

Протокольным определением от 30 октября 2017 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Вологодской области» (далее ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области») и призывная комиссия города Вологды.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» Будилова О.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает на отсутствие оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением, а также на то, что ранее Соколову Е.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время получения среднего общего образования до 30 июня 2013 года (до окончания школы) и на время для получения высшего образования по программе бакалавриата до 31 августа 2017 года. Кроме того, решение о предоставлении призывнику отсрочки от призыва на военную службу является компетенцией призывной комиссии, а не военного комиссариата.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФКУ «Военные комиссариат Вологодской области» Будилова О.В. апелляционную жалобу поддержала.

Представитель административного истца Соколова Е.Ю. Страхов С.Е. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административный истец Соколов Е.Ю., представители административных ответчиков Военного комиссариата города Вологды и Вологодского района Вологодской области, призывной комиссии города Вологды, заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела без участия указанных лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.

По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 19 Конституции Российской Федерации, подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установил, что несмотря на предоставление Соколову Е.Ю. ранее отсрочки от призыва на военную службу на период обучения по очной форме в средней общеобразовательной школе, а также на период обучения по программе бакалавриата в образовательном учреждении высшего профессионального образования, отказ в предоставлении отсрочки на период обучения по программе магистратуры является нарушением принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, и пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Так, в силу положений абзацев 2, 7 и 9 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Как следует из содержания абзацев 10, 11, 12 и 13 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Судом установлено, что Соколов Е.Ю. в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принят на воинский учет в Военный комиссариат Шекснинского района Вологодской области 08 февраля 2011 года, в Военный комиссариат города Вологды и Вологодского района Вологодской области – 27 сентября 2013 года.

28 ноября 2012 года Соколову Е.Ю. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2013 года на основании абзаца 2 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время получения среднего общего образования (окончания школы), поскольку 18 лет ему исполнилось 22 ноября 2012 года во время обучения в школе.

Приказом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» № 3/380 от 30 июля 2013 года Соколов Е.Ю. зачислен на 1 курс по очной форме обучения по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», срок обучения до 31 августа 2017.

Решением призывной комиссии города Вологды, призывной комиссией Вологодской области 19 декабря 2013 года Соколов Е.Ю. признан временно негодным к военной службе по состоянию здоровья, категория «Г» на 12 месяцев.

Решением призывной комиссии города Вологды от 01 июля 2016 года Соколов Е.Ю. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б-4», на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ему предоставлена отсрочка от призыва (для получения высшего образования) до 31 августа 2017 года.

Решением призывной комиссии города Вологды от 03 октября 2017 года Соколов Е.Ю. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б-4», призван на военную службу.

Вместе с тем, Соколов Е.Ю. в июле 2017 года поступил на 1 курс очной формы обучения по специальности «Прикладная математика и информатика» (магистратура), срок обучения до 30 июня 2019 года, что подтверждается справкой Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» № 34.01-48/0288 от 11 сентября 2017 года.

Федеральным законом от 28 июня 2011 года № 167-ФЗ в статью 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесено дополнение, согласно которому право на отсрочку имеют лица, получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (в пункт «г» в редакции до 02 июля 2013 года).

По мнению судебной коллегии, внесение указанных изменений преследовало цель предоставления возможности выпускникам школ для поступления в высшие и среднее специальные учебные заведения, тем самым поощряя дальнейшее обучение и получение ими профессии.

Таким образом, внесенные изменения позволяют всем выпускникам одиннадцатых классов, которые достигли в школе призывного возраста (т.е. 18 лет) и получили аттестат, реализовать конституционное право на образование.

В соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» № 8 от 31 октября 1995 года, в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.

Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного нормативного правового акта вытекает также из пункта 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В силу пункта 10.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.

В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.

Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, а также на период получения высшего профессионального образования по программе бакалавриата, считаются реализовавшими данное право по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 данного Федерального закона, и в случае поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования по программе магистратуры будут лишены возможности продолжить обучение лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на получение высшего профессионального образования по программе магистратуры в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, т.е. наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

Кроме того, основной формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).

Лица, состоящие на учете, могут быть призваны на военную службу в любой момент в указанный промежуток времени. К дате окончания обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» Соколов Е.Ю. достигнет возраста 24 лет, в связи с чем все необходимые мероприятия, связанные с призывом, могут быть проведены по отношению к нему в полном объеме до достижения возраста 27 лет.

Вышеприведенные положения законодательства и обстоятельства дела в полной мере учтены судом первой инстанции, решение призывной комиссии, которым ограничено право Соколова Е.Ю. на получение высшего профессионального образования, обоснованно признано незаконным.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда в указанной части не опровергают и не могут повлечь отмену решения.

В то же время утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что принятие решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу является компетенцией призывной комиссии, заслуживает внимания.

В соответствии положениями статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, призыв на военную службу и предоставление отсрочки от призыва относится к полномочиям призывной комиссии, создаваемой в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара на период проведения каждого призыва, военный комиссариат полномочиями по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу не обладает.

С учетом истечения 31 декабря 2017 года срока призыва и прекращения полномочий призывной комиссии города Вологды, абзац третий резолютивной части решения, которым на Военный комиссариат города Вологды и Вологодского района Вологодской области возложена обязанность предоставить Соколову Е.Ю. отсрочку от призыва, необходимо исключить.

В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2017 года изменить.

Исключить из резолютивной части решения абзац третий.

В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» Будиловой О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Жидкова

Судьи: Н.В. Мещерякова

М.В. Соколова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».