Дело № 33а-1694/2018

Номер дела: 33а-1694/2018

Дата начала: 16.02.2018

Суд: Ленинградский областной суд

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Споры между органами власти
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Грачев АС
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение 16.02.2018
[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 21.02.2018
[Адм.] Передано в экспедицию 21.02.2018
 

Определение

Дело № 33а-1694/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                    16 февраля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Рябинина К.В.

судей                  Морозковой Е.Е., Лебедева А.В.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Грачева Антона Сергеевича на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2018 года об оспаривании ответа органа местного самоуправления по вопросу согласования проведения публичного мероприятия.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В, объяснения административного истца Грачева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Грачев А.С. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, которым просил:

признать ответ администрации ГМР от 13.02.2018 повторяющим ответ от 16.01.2018 в части: «Проведение публичных мероприятий по адресу: сквер у памятника ФИО5 в районе пересечения <адрес> и <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что место публичного мероприятия находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения»;

признать ответ администрации ГМР от 13.02.2018 незаконным в части: «Проведение публичных мероприятий по адресу: сквер у памятника ФИО5 в районе пересечения <адрес> и <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что место публичного мероприятия находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения»;

признать поведение Ответчика в связи с невыполнением обязанности органа исполнительной власти или местного самоуправления в отношении уведомления от 13.02.2017 в части проведения пикетирования 16-17-18.02.2018 у памятника ФИО5 не соответствующим п.2.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П (л.д. 5-7).

Требования мотивированы тем, что 13.02.2018г. административный истец подал административному ответчику уведомление о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования группой лиц в количестве 12 человек в городе <адрес>. 13.02.2018г. он получил ответ ( от 13.02.2018 года), в котором административный ответчик повторяет по смыслу признанный незаконным ответ от 16.01.2018 года в части: «Проведение публичных мероприятий <...> по адресу: сквер у памятника ФИО5 в районе пересечения <адрес> и <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что место публичного мероприятия находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения». В связи с этим, истец просит в указанной части ответ от 13.02.2018г. признать незаконным, а также просит признать поведение административного ответчика в связи с невыполнением обязанности органа исполнительной власти или местного самоуправления в отношении уведомления от 13.02.2017 в части проведения пикетирования 16-17-18.02.2018 у памятника ФИО5 не соответствующим п.п. 2.2 постановлении Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 г. N 4-П.

В суде первой инстанции административный истец Грачев А.С. поддержал заявленные требования.

Представитель администрации Гатчинского муниципального района Березовская Е.А. просила отказать в удовлетворении требований административного иска, считая его доводы необоснованными.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2018 года Грачеву А.С. отказано в удовлетворении административного иска.

На постановленное судом решение Грачевым А.С. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене. Суть доводов апелляционной жалобы по существу аналогична доводам, изложенным в суде первой инстанции, и сводится к неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и толкованию судом норм материального права.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

В целях обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральный закон N 54-ФЗ определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федеральный закон N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Грачев А.С. как организатор публичного мероприятия 13.02.2018г. обратился в администрацию Гатчинского муниципального района с уведомлением о проведении 16.02.2018 года с 15.00 до 16.00, 17.02.2018 года с 13.00 до 16.00, 18.02.2018 года с 13.00 до 16.00 публичных мероприятий в форме пикетирования группой лиц с предполагаемым количеством участников 12 человек. Место проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников: <адрес>, площадка между домом 1 по Революционному переулку и домом 9 по <адрес> - GPS угловых точек (). В случае, если указанная площадка занята, истец просил представить ему одно из альтернативных мест: 1) <адрес>, сквер у памятника ФИО5 в районе пересечения <адрес> и <адрес>; 2) <адрес>, сквер у памятника ФИО5 в центре сквера. Цель публичного мероприятия - за честные выборы.

Администрацией Гатчинского муниципального района на уведомление Грачева А.С. дан ответ от 13.02.2018г. о том, что проведение публичных мероприятий 16.02.2018 года с 15.00 до 16.00, 17, 18 февраля 2018 года с 13.00 до 16.00 по адресу: <адрес>, площадка <адрес> по <адрес> () не представляется возможным, в связи с тем, что место публичного мероприятия находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения.

Проведение публичных мероприятий 16.02.2018 года с 15.00 до 16.00, 17, 18 февраля 2018 года с 13.00 до 16.00 по адресу: <адрес>, сквер у памятника ФИО5 в районе пересечения <адрес>, не представляется возможным, в связи с тем, что место публичного мероприятия находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения. Проведение публичных мероприятий 16.02.2018 года с 15.00 до 16.00, 17.02.2018 года с 13.00 до 16.00 по адресу: <адрес>, сквер у памятника ФИО5 в центре сквера не представляется возможным, в связи с проведением акции «Приходи на Масленицу». Проведение публичных мероприятий 18.02.2018 года с 13.00 до 16.00 по адресу: <адрес>, сквер у памятника ФИО5 в центре сквера не представляется возможным, в связи с проведением акции «Поддержим наших Олимпийцев». В указанном письме содержится предложение об альтернативном месте проведения публичных мероприятий, а именно <адрес>, сквер на пересечении улиц <адрес>».

Как следует из представленных административным ответчиком доказательств 16 февраля 2018г. в период времени с 15 часов 30 минут до 16 часов 30 минут и 17 февраля 2018г. с 13 часов до 14 часов 30 минут по адресу: <адрес> садик Комитет по культуре и туризму Гатчинского муниципального района будет проводить акцию «Приходи на Масленицу!», что подтверждается письмом Комитета по культуре и туризму Гатчинского муниципального района за исх. от 07.02.2018г. за подписью председателя ФИО7.

Также, согласно плану работы Комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике администрации ГМР на февраль 2018г. и приложением к нему, 18 февраля 2018г. в период времени с 12 до 16 часов будет проводится акция «Поддержим наших Олимпийцев» на аллеи Ленинского сквера в <адрес>.

Кроме того, по данным ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району за период с 01 января 2017г. по 31 января 2018г. на <адрес> было зарегистрировано 324 дорожно- транспортных происшествия, из них 21 ДТП с пострадавшими, 1 из которых погиб, 25 получили ранения, 7 ДТП с участием несовершеннолетних. При этом, все дни недели являются аварийными, особенно аварийным является промежуток времени с 07 часов до 22 часов.

Из представленных распечаток карт со спутника видно, что испрашиваемое место проведение пикетирование пересечение Революционного переулка у <адрес> у <адрес> обозначено на карте под и прямо примыкает к <адрес> в <адрес>.

Испрашиваемое место на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в Ленинском сквере указанное на карте под также прямо примыкает к <адрес> в <адрес>.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

В постановлении Европейского суда по правам человека от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России" указано, что при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти, органу местного самоуправления при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность и возможность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ одной из обязанностей органа местного самоуправления является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.

В свою очередь согласно статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Вопреки доводам административного иска, в том числе содержащимся в апелляционной жалобе, указанные требования Федерального закона N 54-ФЗ при рассмотрении административным ответчиком уведомлений административного истца о проведении пикетирования были соблюдены.

Уведомления были рассмотрены в установленном порядке, ответы даны в письменной форме, в предусмотренные законом сроки, содержат мотивы, по которым предложено провести публичное мероприятие в ином месте.

При этом целесообразность и субъективное желание административного истца на проведение публичного мероприятия в форме пикетирования именно в заявленном в уведомлении месте не может являться безусловным основанием для согласования такого места, как места проведения публичного мероприятия.

Учитывая, что в согласовании проведения публичного мероприятия как такового отказано не было, то полагать о нарушении конституционного права, предусмотренного ст. 31 Конституции Российской Федерации, оснований не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обжалуемый ответ администрации Гатчинского муниципального района не содержит всей совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 218 КАС РФ, позволяющих суду оценить его как решение органа местного самоуправления, которое не соответствует закону и нарушает права административного истца.

Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, так как основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.

Оснований для отмены решения суда, в том числе предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грачева Антона Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Гиренко М.В.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».