Дело № 2а-404/2018

Номер дела: 2а-404/2018

Дата начала: 12.12.2017

Суд: Тамбовский районный суд Тамбовской области

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Григоров Олег Олегович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Коняхин Евгений Алексеевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Волков Алексей Юрьевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Коняхин Е.А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Волков А.Ю.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Григоров О.О.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссариат Тамбовской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Призывная комиссия Тамбовской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Военный комиссариатомат Тамбовского района
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 12.12.2017
[Адм.] Передача материалов судье 12.12.2017
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 13.12.2017
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 13.12.2017
[Адм.] Подготовка дела (собеседование) 20.12.2017
[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 20.12.2017
[Адм.] Предварительное судебное заседание [Адм.] Рассмотрение дела начато с начала объединение дел/выделение заявленных требований в отдельное производство 25.12.2017
[Адм.] Подготовка дела (собеседование) 11.01.2018
[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда 11.01.2018
[Адм.] Подготовка дела (собеседование) 17.01.2018
[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 17.01.2018
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 30.01.2018
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 08.02.2018
[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 13.02.2018
[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 19.02.2018
Регистрация административного искового заявления 14.04.2020
Передача материалов судье 14.04.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 14.04.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 14.04.2020
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 14.04.2020
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 14.04.2020
Предварительное судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала 14.04.2020
Подготовка дела (собеседование) Срок рассмотрения дела продлен председателем суда 14.04.2020
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда 14.04.2020
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 14.04.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 14.04.2020
Судебное заседание Отложено 14.04.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу 14.04.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 14.04.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 14.04.2020
Дело оформлено 14.04.2020
Дело передано в архив 14.04.2020
 

Решение

№2а-404/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08 » февраля 2018 года                                                                             г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи:                         Т.А. Симоновой,

при секретаре:                                                      Е.И. Чичериной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коняхина Е.А., Григорова О.О., Волкова А.Ю. к призывной комиссии Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовской области об оспаривании решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Коняхин Е.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Тамбовской области об оспаривании решения призывной комиссии от 04.12.2017 года. В обоснование иска указал, что он состоит на воинском учете в Тамбовском районном Военном комиссариате Тамбовской области. В 2012 году он был зачислен на 1 курс ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» по программе бакалавриата. В связи чем, ему была представлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ. В 2016 году, имея высшее образование, он поступил на программу подготовки магистров ТГТУ и в настоящее время обучается на 2 курсе по очной форме обучения по направления подготовки (специальности) «Мехатроника и робототехника». Решением призывной комиссии Военного комиссариата Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана повестка на заседание Призывной комиссии Тамбовской области на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Тамбовской области отменно решение призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва. Вызван в Военный комиссариат Тамбовского района на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ВК Тамбовского района ему было сообщено, что в отношении него было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в период его обучения в школе, в связи с чем, он не имеет права на третью отсрочку. Однако в весенний призыв 2012 года, отсрочка ему не предоставлялась, его об этом никто не уведомлял. ДД.ММ.ГГГГ он окончил обучение в бакалавриате по направлению подготовки «ДД.ММ.ГГГГ Управление качеством «ТГТУ», что подтверждается дипломом. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он является студентом магистратуры дневной (очной) бюджетной формы обучения, в магистратуру он поступил в год окончания бакалавриата. Указывает, что решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и нарушает его права по следующим основаниям: о предоставлении ему отсрочки в период обучения в школе ему ничего не известно, отметки в удостоверении гражданина, подлежащего воинскому призыву, о времени обучения не имеется, следовательно, факт предоставления ему отсрочки в период обучения в школе надлежащим образом не подтвержден, непредставление ему отсрочки от призыва на том основании, что 18 лет ему исполнилось до завершения обучения в школе нарушает равенство прав, закрепленное в ст. 19 Конституции РФ. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) нарушает его права, ссылается при этом на подпункт «а» пункта 2 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 19 Конституции РФ.

Просил признать незаконным решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Тамбовской области.

Григоров О.О. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Тамбовской области об оспаривании решения призывной комиссии Тамбовской области от 04.12.2017 года. В обоснование иска указал, что он состоит на воинском учете в Тамбовском районном Военном комиссариате Тамбовской области.

В 2012 году он был зачислен на 1 курс ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» по программе бакалавриата. В связи чем, ему была представлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ. В 2016 году, имея высшее образование, он поступил на программу подготовки магистров ТГТУ и в настоящее время обучается на 2 курсе по очной форме обучения по направления подготовки (специальности) «Конструирование и технология электронных средств». Решением призывной комиссии Военного комиссариата Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана повестка на заседание Призывной комиссии Тамбовской области на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Тамбовской области отменено решение призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва. Вызван в Военный комиссариат Тамбовского района на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ВК Тамбовского района ему было сообщено, что в отношении него было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в период его обучения в школе, в связи с чем он не имеет права на третью отсрочку. Однако в весенний призыв 2012 года, отсрочка ему не предоставлялась, его об этом никто не уведомлял. ДД.ММ.ГГГГ он начал обучение в ТГТУ по программе подготовки бакалавров, в связи с чем, получил первую отсрочку от призыва на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ он окончил обучение в бакалавриате по направлению подготовки «ДД.ММ.ГГГГ Инфокоммуникационные технологии и системы связи «ТГТУ». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он является студентом магистратуры дневной (очной) бюджетной формы обучения, в магистратуру он поступил в год окончания бакалавриата. Указывает, что решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и нарушает его права по следующим основаниям: о предоставлении ему отсрочки в период обучения в школе ему ничего не известно, отметки в удостоверении гражданина, подлежащего воинскому призыву, о времени обучения не имеется, следовательно, факт предоставления ему отсрочки в период обучения в школе надлежащим образом не подтвержден, непредставление ему отсрочки от призыва на том основании, что 18 лет ему исполнилось до завершения обучения в школе, нарушает равенство прав, закрепленное в ст. 19 Конституции РФ. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) нарушает его права, ссылается при этом на подпункт «а» пункта 2 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 19 Конституции РФ.

Просил признать незаконным решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Тамбовской области.

Волков А.Ю. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Тамбовской области, с учетом уточненного искового заявления об оспаривании решения призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что он является студентом «ТГТУ» и в настоящее время является студентом 2 курса магистратуры по очной форме обучения. Минимальным сроком обучения в вузе является ДД.ММ.ГГГГ. ВК Тамбовского района ему выдана повестка о явке в отдел военного комиссариата по Тамбовскому району ДД.ММ.ГГГГ для прохождения военной службы из-за отмены ранее представленной ему отсрочки в 2016 году. Указывает, что решение призывной комиссии Военного комиссариата Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) нарушает его права, ссылается при этом на подпункт «а» пункта 2 ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 19 Конституции РФ.

Просил признать незаконным решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Тамбовской области.

Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по иску Григорова О.О. к призывной комиссии Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовской области об оспаривании решения призывной комиссии, административное дело по административному иску Коняхина Е.А. к призывной комиссии Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовской области об оспаривании решения призывной комиссии, административное дело по административному иску Волкова А.Ю. к призывной комиссии Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовской области об оспаривании решения призывной комиссии объединены в одно производство.

В судебном заседании административный истец Коняхин Е.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии в части отказа в отсрочке от призыва на военную службу только в отношении Коняхина Е.А.

В судебном заседании административный истец Григоров О.О. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии в части отказа в отсрочке от призыва на военную службу только в отношении Григорова О.О.

В судебном заседании административный истец Волков А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии в части отказа в отсрочке от призыва на военную службу только в отношении Волкова А.Ю.

В судебном заседании представитель административного ответчика Военного комиссариата Тамбовской области по доверенности Мжачих И.С. административные исковые требования не признал, по основаниям изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации: проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу. В соответствии с п. 3 данной статьи призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также отменять их заключения. Таким образом, решение призывной комиссии Тамбовской области принято в соответствии с установленным законом порядком. Выписка из протокола заседания призывной комиссии выдана административному истцу, что подтверждается наличием ее копии в материалах поданного им административного искового заявления.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; основное общее образование обязательно.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

В соответствии с п. 5 ст. 10 вышеназванного закона в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Таким образом, конституционное право на обязательное основное общее образование административными истцами реализовано.

Конституционное право на получение высшего образования административным истцами также реализовано, о чем свидетельствует диплом бакалавра, выданный ФГБОУВО «Тамбовский государственный технический университет» административным истцам.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с требованиями п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» применительно к административному истцу, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования,

- в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата,

- в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта.

В соответствии с п.п. «г» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку имеют граждане, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации.

В данной части требования закона ответчиками были исполнены. Предоставлены отсрочки: в период до ДД.ММ.ГГГГ на период обучения в средней школе; до 2016 года в связи с обучением по программе бакалавриата; до 2018 года в связи с обучением по программе магистратуры. При этом решение призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки для обучения по программе магистратуры до 2018 года вынесено с нарушением положений ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В связи с допущенными нарушениями вышеуказанное решение отменено решением призывной комиссии Тамбовской области от 4 декабря 2017 года.

Доводы административных истцов Коняхина Е.А., Григорова О.О. об отсутствии в их удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, какой- либо отметки о предоставлении отсрочки для окончания обучения в школе и якобы незнании им о предоставлении данной отсрочки полагаю необоснованными по следующим основаниям: в личных делах призывников Коняхина Е.А. и Григорова О.О. имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ б/н, выданная директором МБОУ средняя общеобразовательная школа для предоставления в военный комиссариат ( в отношении Коняхина Е.А.), справка от марта 2012 года , выданная директором МБОУ Горельская средняя общеобразовательная школа для предоставления в военный комиссариат ( в отношении Григорова О.О.). В данных справках указано, что год окончания обучения - 2012. На тот же срок истцам Григорову О.О., Коняхину Е.А. предоставлена отсрочка, о чем имеется соответствующая запись в их личных делах призывников. В указанный период Коняхин Е.А. и Григоров О.О. также проходили соответствующее медицинское освидетельствование, что также подтверждает факт осуществления ответчиками действий, направленных на исполнение требований законодательства о призыве граждан на военную службу, о чем также имеется запись в личном деле призывника; Коняхин Е.А., Григоров О.О. вызывались на заседание призывной комиссии, что также свидетельствует о том, что гражданин знал, по какой причине проводятся данные мероприятия и каков будет их результат (призыв на военную службу либо получение отсрочки по соответствующему основанию). Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено); Внесение же сведений о принятых призывной комиссией решениях в удостоверение призывника зависит от предоставления данного удостоверения призывником.

Рассуждения административных истцов Григорова О.О. и Коняхина Е.А. о якобы нарушениях их конституционного права на образование, положенные в основу административного иска, также несостоятельны, поскольку действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не предусмотрено предоставление иных отсрочек и по иным основаниям, кроме указанных в законе, их предоставление невозможно.

В судебном заседании представитель административного ответчика военного комиссариата Тамбовской области по доверенности Мжачих И.С. также пояснил, что с учетом ранее предоставленных отсрочек от призыва на военную службу в 2012 годах, оснований для предоставления третьей отсрочки административным истцам для обучения по программе магистратуры не имеется.

Представитель административного ответчика призывной комиссии Тамбовской области Ковешникова И.А. возражала относительно заявленных требований, указав о том, что призывная комиссия привлечена к участию в деле в качестве ответчика безосновательно, поскольку является коллегиальным органом без образования юридического лица. Считала, поскольку права административных истцов на получение образования не нарушены, оспариваемое решение призывной комиссии отмене не подлежит. Конституция РФ предусматривает также обязанность гражданина РФ нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Административные истцы не лишены права на получение дальнейшего образования, гарантированного ст. 43 Конституции РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, после прохождения военной службы по призыву.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Семенова Ж.Г. в судебном заседании считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административные истцы оспаривают решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отмене представленной отсрочки от призыва на военную службу, административный иск Григорова О.О., поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, административные иски Коняхина Е.А., Волкова А.Ю. поступили в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд соблюден.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:

- организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

- программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

- программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

- первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

- первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

- первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

В соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Судом установлено, что административные истцы в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" приняты на воинский учет в Тамбовский районный военный комиссариат Тамбовской области: Григоров О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ДД.ММ.ГГГГ, Коняхин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ДД.ММ.ГГГГ, Волков А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из выписки из дела с протоколами заседаний призывной комиссии отдела военного комиссариата Тамбовской области по Тамбовскому району, Григорову О.О. решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2012 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время получения среднего общего образования до 2012 года (л.д.203)

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Григорову О.О. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ по пп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.202).

Как следует из выписки из дела с протоколами заседаний призывной комиссии отдела военного комиссариата Тамбовской области по Тамбовскому району года, Коняхину Е.А. решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2012 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время получения общего среднего образования, до 2012 года (л.д.204).

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Коняхину Е.А. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ по пп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.205).

Как следует из выписки из дела с протоколами заседаний призывной комиссии отдела военного комиссариата Тамбовской области по Тамбовскому району решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Волкову А.Ю. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2012 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время получения общего среднего образования, до 2012 года (л.д.207).

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Волкову А.Ю. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ по пп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.208).

Согласно справке, находящейся в личном деле призывника, Григоров О.О. в 2012 году поступил в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», приказ от ДД.ММ.ГГГГ на очную форму обучения, по направлению подготовки (специальности) «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Срок окончания обучения в образовательном учреждении - ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.115).

Решением призывной комиссии Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Григорову О.О. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2016 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в вышеуказанном образовательном учреждении по программе бакалавриата, до 2016 года (л.д.201).

Согласно справке, находящейся в личном деле призывника, Коняхин Е.А. в 2012 году поступил в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», приказ от ДД.ММ.ГГГГ на очную форму обучения, по направлению подготовки (специальности) «Управлением качеством». Срок окончания обучения в образовательном учреждении - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

Решением призывной комиссии Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Коняхину Е.А. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2016 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в вышеуказанном образовательном учреждении по программе бакалавриата, до 2016 года (л.д.206).

Согласно справке, находящейся в личном деле призывника, Волков А.Ю. в 2012 году поступил в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», приказ от ДД.ММ.ГГГГ на очную форму обучения, по направлению подготовки (специальности) «Биотехнические системы и технологии». Срок окончания обучения в образовательном учреждении - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.162).

Решением призывной комиссии Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Волкову А.Ю. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2016 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» на время обучения на время обучения в вышеуказанном образовательном учреждении по программе бакалавриата, до 2016 года (л.д.209).

ДД.ММ.ГГГГ, после окончания учебного заведения, административному истцу Григорову О.О. присвоена квалификация бакалавр (л.д. 79-81).

ДД.ММ.ГГГГ, после окончания учебного заведения, истцу Коняхину Е.А. присвоена квалификация бакалавр (л.д.19-21).

ДД.ММ.ГГГГ, после окончания учебного заведения, истцу Волкову А.Ю. присвоена квалификация бакалавр (л.д.166).

В сентябре 2016 года истцы Коняхин Е.А., Григов О.О., Волков А.Ю. поступили в ФГБОУ ВО «ТГТУ» на первый курс по очной форме обучения по программе магистратуры и представили соответствующие документы в военный комиссариат Тамбовского района.

Решением призывной комиссии Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Григорову О.О. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в ФГБОУ ВО «ТГТУ» по программе магистратуры (л.д.200).

Решением призывной комиссии Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Коняхину Е.А. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в ФГБОУ ВО «ТГТУ» по программе магистратуры (л.д.198).

Решением призывной комиссии Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Волкову А.Ю. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2018 года по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» на время обучения в ФГБОУ ВО «ТГТУ» по программе магистратуры (л.д.199).

ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия Тамбовской области в отношении призывников Григорова О.О., Коняхина Е.А., Волкова А.Ю. вынесла решение об отмене решения призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» и вызове в Военный комиссариат Тамбовского района на мероприятия связанные с призывом на военную службу по основаниям, предусмотренным пп. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе», поскольку свое право на получение отсрочки от призыва административные истцы уже реализовали (л.д.217-224).

Административным истцам выданы повестки для явки на мероприятия, связанные с призывом на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» N 8 от 31 октября 1995 г., в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.

Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного нормативного правового акта вытекает также из пункта 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В силу п. 10.1 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года N 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.

В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.

Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе (гимназии), считаются реализовавшими данное право по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).

Вместе с тем, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, т.е. наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 40 Приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400 решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии, а в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись о принятом решении.

Как следует из материалов дела, в удостоверении Григорова О.О., Коняхина Е.А., Волкова А.Ю. какой-либо отметки о предоставлении отсрочки до ДД.ММ.ГГГГ о которых имеется указание в материалах личного дела указанных призывников (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Григорова О.О., протокол от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Коняхина Е.А., протокол от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Волкова А.Ю.) не имеется, соответственно, факт предоставления таковой надлежащим образом не подтвержден. При этом, довод административного ответчика, изложенный в письменном возражении о том, что при наличии указанной записи в личных делах призывников и поскольку административные истцы в указанный период также проходили соответствующее медицинское освидетельствование, что также подтверждает факт осуществления ответчиками действий, направленных на исполнение требований законодательства о призыве граждан на военную службу, о чем также имеется запись в личном деле призывника, вызывались на заседание призывной комиссии, что также свидетельствует о том, что административные истцы знали по какой причине проводятся данные мероприятия и каков будет их результат (призыв на военную службу либо получение отсрочки по соответствующему основанию), и также при условии, что внесение сведений о принятых призывной комиссией решениях в удостоверение призывника зависит от предоставления данного удостоверения призывником, суд находит несостоятельным.

Согласно указанным удостоверениям, в установленном порядке военным комиссариатом была проставлена отметка о предоставленной отсрочке в 2012 году до 2016 года, следовательно, уполномоченный сотрудник, при наличии данных о ранее предоставляемой отсрочке, не был лишен возможности указать на принятое ранее призывной комиссией решение.

Коме того, основной формой реализации конституционной обязанности по несению военной службы является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).

Лица, состоящие на учете, могут быть призваны на военную службу в любой момент в указанный промежуток времени. К дате окончания обучения по программе магистратуры административные истцы не достигнут возраста 27 лет, в связи с чем, все необходимые мероприятия, связанные с призывом, могут быть проведены по отношению к ним в полном объеме до достижения возраста 27 лет.

При таких обстоятельствах, суд, исходя из приведенных выше положений закона, считает, что решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отмене решения призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва в отношении Волкова А.Ю., Григорова О.О., Коняхина Е.А. не основано на законе.

Таким образом, административные исковые требования административных истцов Григорова О.О., Коняхина Е.А., Волкова А.Ю. о признании незаконным и отмене в части решения призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ ( протокол ) об отмене решения призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Григорову О.О., Коняхину Е.А., Волкову А.Ю., до ДД.ММ.ГГГГ, нашли свое подтверждение в ходе разбирательства дела и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Коняхина Е.А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить в части решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отмене решения призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Коняхину Е.А. до ДД.ММ.ГГГГ.

Административные исковые требования Григорова О.О. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить в части решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отмене решения призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Григорову О.О. до ДД.ММ.ГГГГ.

Административные исковые требования Волкова А.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить в части решение призывной комиссии Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отмене решения призывной комиссии Тамбовского района о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Волкову А.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2018 года.

Судья           Т.А. Симонова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».