Дело № 12-66/2018

Номер дела: 12-66/2018

Дата начала: 01.02.2018

Суд: Сызранский городской суд Самарской области

Судья: Еремина И.Н.

Статьи КоАП: 8.2
Результат
Оставлено без изменения
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
Должностное лицо Дронов М.В. Статьи КоАП: 8.2
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Материалы переданы в производство судье 01.02.2018
Судебное заседание 22.02.2018
Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ 22.02.2018
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 02.03.2018
Вступило в законную силу 06.03.2018
 

Решение

№ 12-66/2018

Р Е Ш Е Н И Е

22 февраля 2018 года                      город Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Еремина И.Н., рассмотрев жалобу должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения – Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» городского округа Сызрань Дронова М. В. на постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Б. от <дата> № *** по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дронова М. В. по ст.8.2 КоАП РФ,

У с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Б. от <дата> № *** директор ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дронов М. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Дронов М.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ссылаясь на то, что несоблюдение экологических требований выразилось в нарушении им пунктов 2 и 6 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении Дроновым М.В. был предоставлен договор № *** от <дата>, заключенный с МУП г.о. Сызрань «Экопром» на оказание услуг по вывозу, сортировке, прессованию и размещению отходов производства и потребления, согласно которого все отходы производства и потребления, образующиеся в процессе деятельности ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрани, размещаются организацией, имеющей на это право в соответствии с требованиями закона, что исключает негативное влияние на окружающую среду. При отсутствии утвержденных нормативов образования отходов, обращение с ними ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрани производит согласно установленным законодательством РФ нормам. Считает, что совершенное правонарушение не представляет собой большого общественного вреда и не наносит значительного ущерба государственным, а также общественным интересам. Кроме того, при вынесении обжалуемого постановления не был учтен факт того, что директором ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрани предприняты все меры, направленные на устранение нарушений. <дата> проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрани был разработан и сдан на утверждение в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Полагает, что составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени его вины. Просит учесть, что ГБУ ЦСТАиП г.о. Сызрани является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется бюджетом Самарской области, а нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области <дата>. Таким образом, заявитель считает, что совершенный им проступок можно квалифицировать как малозначительный.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> настоящая жалоба была передана в Сызранский городской суд Самарской области для рассмотрения по подведомственности.

В судебном заседании Дронов М.В. и его представитель Л. жалобу поддержали, привели доводы, изложенные выше.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Р. в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила оставить без изменений обжалуемое постановление, пояснила, что в ГБУ ЦСТАиП г.о. Сызрани проводилась плановая проверка. За период осуществления организацией деятельности с 2002 года каких-либо мер по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предпринималось. Указанный проект поступил в Министерство на утверждение только после начала проверки <дата> и был утвержден <дата>, таким образом, нарушение не было устранено ни на момент проведения проверки, ни на момент составления протокола, ни на момент вынесения постановления. Полагает указанное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку оно связано с нарушением экологических требований, окружающей среде наносится существенный вред.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав Дронова М.В., представителя заявителя – Л., представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Р. суд приходит к следующим выводам.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата> отделом экологии и природопользования администрации г.о.Сызрань была проведена плановая выездная проверка Государственного бюджетного учреждения – Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» городского округа Сызрань (далее - ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань) по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований ч.2, 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-Фз «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в том, что ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань не установлены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Факт обращения с отходами производства и потребления ГБУ ЦСТАиП подтверждается контрактом с МУП «Экопром» на оказание услуг по вывозу, сортировке, прессованию и размещению отходов производства и потребления от <дата> № ***, от <дата> № ***, вывоз отходов подтверждается актами МУП «Экопром» об оказанных услугах за <дата> года, с <дата> по <дата> года, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от <дата> года, данными учета отходов за 1-4 кварталы <дата> года, 1-3 кварталы <дата> года.

Ведущим специалистом отдела экологии и природопользования администрации г.о.Сызрань Ф. составлен протокол об административном правонарушении от <дата> № *** по ст.8.2 КоАП РФ в отношении директора ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дронова М.В., * * *

Постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Б. от <дата> № *** должностное лицо – Дронов М.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Из пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Исходя из вышеприведенных норм обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.

При рассмотрении дела установлено, что данное административное правонарушение допущено по вине должностного лица - директора ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дронова М.В., так как он своими действиями (бездействием) нарушил требования п. 2 ст. 11, 6 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и что в настоящем случае Дронов М.В. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина должностного лица - директора ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дронова М.В., в совершении вмененного административного правонарушения, подтверждается: актом проверки от <дата> N № *** протоколом об административном правонарушении от <дата> N № *** предписанием по устранению выявленных нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды от <дата> № *** и другими материалами дела.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам директором ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дроновым М.В., не представлено.

Доводы Дронова М.В. о том, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был разработан и сдан на утверждение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области нельзя признать обоснованными, в связи со следующим.

По смыслу статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормирование в области обращения с отходами предполагает не только обязанность для юридических лиц разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но и утвердить данный проект в установленном порядке. Только в этом случае можно говорить о достижении целей регулирования данного закона, охраны окружающей среды и предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления.

Сама по себе деятельность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без утверждения данного проекта надзорным органом, не отвечает понятию нормированности в области обращения с отходами и не является установлением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том смысле, какой придает этому понятию пункт 2 статьи 18 указанного Федерального закона.

Таким образом, юридическое лицо в целях установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обязано не только разработать проект нормативов, но и принять все зависящие от него меры, которые должны завершиться получением документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Только в этом случае хозяйственная деятельность юридического лица будет осуществляться с соблюдением норм природоохранного законодательства, а обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выполненной.

Факт того, что ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань является бюджетным учреждением и отсутствие достаточного финансирования не освобождает Дронова М.В. от административной ответственности.

С доводом жалобы о том, что административное правонарушение, является малозначительным нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, т.е. существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, а потому действия Дронова М.В. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Исключительных обстоятельств, с учетом которых совершенное директором ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дроновым М.В административное правонарушение могло было быть признано малозначительным, не установлено.

Административное наказание назначено Дронову М.В. в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Б. от <дата> № *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ГБУ ЦСТАиП г.о.Сызрань Дронова М. В. – оставить без изменения, а жалобу Дронова М. В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Еремина И.Н.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».