Дело №2а-434/2018

Номер дела: 2а-434/2018

Дата начала: 4 декабря 2017 г.

Суд: Бийский городской суд Алтайского края

Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Споры между органами власти
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК отдел Военного комиссариата по АК, г.Бийска, Бийского района
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Призывная комиссия Алтайского края
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ "Военрный комиссариат Алтайского края"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Черников Д.И.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Щербакова Е.А.
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 04.12.17
[Адм.] Передача материалов судье 05.12.17
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 07.12.17
[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 07.12.17
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 07.12.17
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Рассмотрение дела начато с начала вступление в дело соистцов/соответчиков 26.12.17
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 24.01.18
[Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 14.02.18
[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 19.02.18
[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 28.02.18
 

Решение

Дело № 2а-434/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2018 года                      г.Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бабушкин С.А.,

при секретаре Петросян А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Черникова ФИО7 к ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», призывной комиссии военного комиссариата г.Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Черников Д.И. обратился в суд с указанным иском к Военному комиссариату Алтайского края, призывной комиссии военного комиссариата г.Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края и с учетом уточнений просил признать незаконным решение Призывной комиссии военного комиссариата г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения и получения высшего образования в магистратуре, до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг совершеннолетия в период обучения в общеобразовательной средней школе, в этот же год в ДД.ММ.ГГГГ был зачислен для обучения на дневное отделение ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова». По окончании университета, с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на дневное отделение ФГБОУВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» в состав студентов по программе обучения магистратура, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец реализуя предоставленное право ст.53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на получение отсрочки от призыва, предоставил в военный комиссариат г.Бийска необходимые документы, подтверждающие обучение в магистратуре, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки отказано. Решение об отказе основано на том, что истцом в порядке ст.24 Федерального закона №53-ФЗ уже было реализовано право на отсрочку в период обучения в школе и в ВУЗе по программе бакалавриата, что исключает возможность отсрочки на период обучения на программе магистратуры.

Согласно ст.24 Федерального закона №53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации. Системное толкование положений ст.24 Федерального закона №53-ФЗ свидетельствует о том, что достигнув 18-летия в период обучения в средней школе, призывник не получает, а сохраняет право на отсрочку, следовательно при подсчете общего числа предоставленных отсрочек, отсрочка предоставленная до 01 октября для поступления в ВУЗ является первой.

Также истец указывает, что решение об отказе в предоставлении отсрочки от призыва до окончания обучения и получения высшего образования по программе магистратуры не основано на законе и существенным образом нарушает права истца на получение непрерывного высшего образования. Кроме того, имеются признаки дискриминационного неравенства граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу получающих высшее образование в зависимости от года рождения.

Административный истец Черников Д.И. извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Черникова Д.И. – Щербакова Е.А. поддержала требования истца на доводах и по основаниям иска, дала аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» Черепанова Т.М. в судебном заседании требования истца не признала на доводах и по основаниям письменного отзыва, дополнительно пояснила, что решение от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку истцу была предоставлена одна отсрочка от призыва на военную службу, и вторая законом не предусмотрена.

В судебное заседание представитель административного ответчика призывной комиссии военного комиссариата г.Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явился.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) определил провести судебное заседание при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом оспаривается решение административного ответчика от 04.12.2017 года. С административным исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, то есть в установленный частью 3 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок.

Рассматривая требования административного истца по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.ст.218, 226 КАС РФ предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и свобод обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела установлено, что Черников Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ДД.ММ.ГГГГ был принят на воинский учет в ОВК <адрес> края.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии в отношении Черникова Д.И. было вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с обучением до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии истцу была предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для поступления в ВУЗ.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии истцу Черникову Д.И. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в бакалавриате ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова».

ДД.ММ.ГГГГ, после окончания учебного заведения, административному истцу присвоена квалификация бакалавр (протокол ), что подтверждается дипломом 102231 0010954 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Черников Д.И. поступил в ФГБОУВЛ «Сибирский государственный университет путей сообщения» на первый курс по очной форме обучения по программе магистратуры, приказ /сп от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ переведен на второй курс, приказ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Истец представил соответствующие документы в военный комиссариат <адрес>, что сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии г.Бийска истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 30.06.2017 года, окончания магистратуры. Решением призывной комиссии Алтайского края от 20.11.2017 года отменено решение призывной комиссии г.Бийска и принято решение по пп. «а» п.1 ст.22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

ДД.ММ.ГГГГ после проведения медицинского освидетельствования и определения годности к военной службе, призывная комиссия г.Бийска в отношении призывника Черникова Д.И. вынесла решение о призыве на военную службу (протокол от 04.12.2017г.), категория годности «А» - годен к военной службе, пп. «а» п.1 ст.22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призвать на военную службу.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21 октября 1999 года № 13-П правовая позиция заключается в том, что предоставление отсрочки не освобождает от военной службы по призыву, а сама отсрочка включена в порядок реализации конституционной обязанности по несению этой службы для граждан определенных категорий; по окончании периода отсрочки эти лица подлежат призыву; требование об исполнении воинской обязанности распространяется на граждан, обучающихся по очной форме обучения и подлежащих призыву.

Предоставление такой отсрочки доказывает, что она содействует гражданам в получении образования, поскольку позволяет гражданам выполнить образовательные программы в непрерывном обучении.

В соответствии со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу ч.1 ст.67 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2912 года «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Согласно п. 10.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 18910.1, оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Таким образом, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой.

В зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.

Соответственно лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе (гимназии), считаются реализовавшими данное право по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).

По мнению суда, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

Кроме того, истец Черников Д.И. не подавал заявление о предоставлении ему отсрочки в 2011 году и о предоставлении отсрочки в 2011 году в известность поставлен не был, в связи с чем, имеет право на предоставление отсрочки для обучения по программе магистратуры в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с абз. 2, 7 пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, в частности, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, установленных названной нормой права.

В частности, к таким исключениям относится следующий случай: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта - обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

В силу п. 1 ст. 25 того же Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется, по общему правилу, два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что закон не допускает предоставление в одну призывную кампанию сразу двух отсрочек по различным основаниям, а также принимая во внимание, что обучение в средней школе заканчивается до наступления времени осенней призывной кампании, следует считать, что ДД.ММ.ГГГГ Черникову Д.И. была предоставлена одна отсрочка от призыва - по абз. 7 пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а потому на него распространяется право на получение отсрочки от призыва на военную службу для обучения по программе магистратуры.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении отсрочки на военную службу нарушены права административного истца гарантированные Конституцией РФ на непрерывное получение образования, срок получения которого заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, при получении которого у истца возникнет обязанность по несению военной службы (призыв до 15 июля) в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Черникова ФИО8 удовлетворить.

Признать незаконным решение Призывной комиссии военного комиссариата г.Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Черникова ФИО9 на военную службу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья                     С.А. Бабушкин

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс»