Дело №33-1746/2018

Номер дела: 33-1746/2018

Дата начала: 29 марта 2018 г.

Суд: Калининградский областной суд

Судья: Поникаровская Наталья Викторовна

Категория
Социальные споры / Споры, связанные с социальными гарантиями / военнослужащим, сотрудникам органов МВД, таможенных и иных государственных органов
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
 

Определение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Паршукова Н.В. Дело № 33 – 1746/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2018 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Поникаровской Н.В.

судей Мариной С.В., Чашиной Е.В.

при секретаре Овсепян Л.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мандругина Ю.Г. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 февраля 2018 года, которым его исковые требования к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении дополнительного материального обеспечения, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения Мандругина Ю.Г. и его представителя Унгурян Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УПФР в г. Калининграде Дисковской Т.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мандругин Ю.Г. обратился в суд с исковым к ответчику, указав, что с 31 января 2012 года является получателем пенсии по старости.

02 мая 2005 года ему было присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники», о чем был выдан соответствующий диплом лауреата за разработку, создание и оптимизацию инновационных систем безопасного хранения, перевалки и экспорта нефтепродуктов, и занесена соответствующая запись в трудовую книжку.

04 сентября 2017 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», в чем ему было отказано со ссылкой на то, что премия Правительства Российской Федерации не является государственной премией и не предоставляет право на получение дополнительного материального обеспечения.

Полагал данный отказ ответчика незаконным и просил признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение, обязать ответчика назначить дополнительное материальное обеспечение с момента первоначального обращения, то есть с 04 сентября 2017 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей и расходы за составление искового заявления в размере 6500 рублей.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мандругин Ю.Г., не соглашаясь с решением суда и полагая его не основанным на законе, просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.

Выражает несогласие с выводами суда о том, что премия Правительства РФ не является государственной премией, настаивая на том, что поскольку Правительство РФ, наряду с Президентом РФ, является высшим органом власти в РФ, установленная от имени Правительства РФ премия, несмотря на отсутствие в ее названии слова «государственная», является таковой и по смыслу закона дает право на установление дополнительного материального обеспечения.

В судебном заседании Мандругин Ю.Г., поддерживая доводы апелляционной жалобы, указал, что решение суда в части отказа ему в иске о компенсации морального вреда не оспаривает.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» дополнительное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года № 109 «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2004 года в области науки и техники» Мандругину Ю.Г. присуждена премия Правительства Российской Федерации 2004 года в области науки и техники и присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники», вручен почетный знак и диплом.

04 сентября 2017 года истец, являясь получателем пенсии с 2012 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с положениями приведенного выше Федерального закона, ссылаясь на наличие у него статуса лауреата премии Правительства РФ.

Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде от 14 сентября 2017 года истцу было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» в связи с отсутствием права, ссылаясь на то, что имеющееся у истца звание не поименовано в законе.

Принимая по делу решение и отказывая в иске, суд первой инстанции, согласившись с позицией пенсионного органа, правильно исходил из того, что имеющееся у истца звание лауреат премии Правительства РФ не аналогично званию лауреат государственной премии, поименованному в законе, и не дает право на установление дополнительного материального обеспечения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального права и являются обоснованными.

Как следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации» дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается не за любые достижения, а за выдающиеся и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Круг лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, определен и к их числу отнесены лица – лауреаты государственных премий Российской Федерации (СССР, РСФСР).

Правовая позиция Мандругина Ю.Г., изложенная в иске и в апелляционной жалобе, сводится, по сути, к тому, что премия Правительства Российской Федерации является государственной премией.

С обоснованностью такой позиции согласиться нельзя.

Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 (ред. от 28.09.2015) «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. рублей каждая.

Постановлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.

Пунктом 4 Правительству Российской Федерации предписано в 2-месячный срок рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.

Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 утверждено Положение о государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.

Положение утратило силу с 28 сентября 2015 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.09.2015 N 485, которым утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, в соответствии с которым Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством (п.1).

Во исполнение Указа Президента РФ от 21.06.2004 N 785 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26 августа 2004 года № 439 об учреждении 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а в п. 1 Положения указано, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов и присуждаются ежегодно за достижения в различных областных науки и техники.

Таким образом, в системе премий, присуждаемых государством, различаются премии Правительства РФ и Государственные премии РФ, имеющие различные цели и основания присуждения.

При этом премии Правительства РФ, как видно из приведенных выше нормативных актов, присуждаются в целях стимулирования, и являются средством поощрения за те или иные достижения, в то время как Государственная премия является высшим признанием заслуг гражданина РФ – деятеля науки перед обществом и государством и присуждается за значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук.

Учитывая, что положения п.2 ст.1 Федерального закона № 21-ФЗ предусматривает установление дополнительного материального обеспечения только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской, признание таких исключительных заслуг обусловлено присуждением именно Государственной премии РФ в порядке, предусмотренном Положением о государственной премии Российской Федерации.

Иные заслуги перед государством, которые отмечаются высшими органами государственной власти, но не имеют статуса государственной премии РФ, и в этой связи не являются основанием для применения положений названного Федерального закона № 21-ФЗ.

С учетом изложенного доводы подателя жалобы о том, что наличие или отсутствие в наименование премии слова «государственная» не имеет правового значения и не изменяет статуса такой премии, как присужденной высшим органом государственной власти, несостоятельны, противоречат приведенным выше положениям нормативно-правовых актов, устанавливающих различные условия и порядок присуждения премий и государственных премий, и основаны на неправильном толковании закона.

Телетайпограмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года, содержащая разъяснения относительно того какие примени следует считать государственными, не прошла регистрацию в Минюсте РФ, не является нормативным актом, и не может явиться правовым основание для удовлетворения заявленного иска.

Поименованное в п.2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от 06 августа 2002 года № 53) постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, также не является безусловным основанием для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, поскольку указанное Постановление определяет механизм реализации положений Федерального закона, однако не устанавливает правовые основания для возникновения соответствующего права.

С учетом изложенного правовых оснований для назначения истцу дополнительного материального обеспечения не имелось, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону, в связи с чем оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Все иные приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе и ссылки на иную правоприменительную практику по другим делам, не могут поставить под сомнение правильность принятого решения и его отмену не влекут.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс»