Решение по делу №2-1861/2018 от 29 марта 2018 г.

Решение

Дело №2-1861/2018

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Московских Н.Г.,

при секретаре Манжеевой Л.Б.,

с участием представителя истца Пегова В.П.,

представителя ответчика Куликовой В.А.,

представителя третьего лица Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жук Л. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова о взыскании денежных средств в счет выкупной цены за нежилое помещение,

установил:

Жук Л.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова о взыскании денежных средств в счет выкупной цены за нежилое помещение, указав в обоснование заявленных исковых требований, что является собственником нежилого помещения в <адрес> г.Саратова.

В соответствии с постановлением администрации Заводского района г. Саратова от 20 мая 1998 года <№>, многоквартирный <адрес> г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу. Проживание в указанном доме невозможно в связи с его аварийным состоянием.

Истец вынужден обратиться в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчиков денежные средства в счет выкупной цены нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> размере 3640 000 рублей.

Истец Жук Л.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.

Представитель истца Пегов В.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Куликова В.А. и представитель третьего лица Кузнецова Ю.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Из пункта 1 статьи 18 Закона N 68-ФЗ следует, что граждане Российской Федерации имеют право, в частности, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, условием применения части 10 статьи 32 ЖК РФ является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление N 47).

Основания признания дома аварийным и подлежащим сносу содержатся в пунктах 33 - 41 Постановления N 47.

Согласно абзацу 2 пункта 36 Постановления N 47, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 494, непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. При этом под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

В связи с изложенным, часть 10 статьи 32 ЖК РФ подлежит применению в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в связи с техногенной аварией.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Нормы ГК РФ и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривают специальную систему гарантий прав собственников недвижимости, расположенной на участках, изымаемых для государственных и муниципальных нужд (статьи 235, 239, 239.2, 279, 281 ГК РФ, глава VII.1 ЗК РФ).

Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обоснованно, в частности решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Как указано в разъяснении, содержащемся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно пункту 2 статьи 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Указание в части 10 статьи 32 ЖК РФ на то, что все жилые помещения подлежат изъятию, направлено на предотвращение уничтожения чужого имущества путем сноса на основании акта органа публичной власти. При этом нежилые помещения также могут входить в состав имущества частных лиц, и снос многоквартирного жилого дома, в котором расположены данные помещения, повлечет гибель этого имущества. В связи с чем в указанных обстоятельствах снос многоквартирного жилого дома приведет к нарушению прав собственников как жилых, так и нежилых помещений, закрепленных в статье 35 Конституции Российской Федерации, статьях 1 и 235 ГК РФ.

На основании изложенного в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям подлежат по аналогии применению нормы части 10 статьи 32 ЖК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Данные правила установлены статьей 279 ГК РФ, из пункта 6 которой следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу статей 56.2, 56.10 ЗК РФ, части 1 статьи 32 ЖК РФ обязанность по выплате выкупной цены изымаемого помещения возлагается на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и помещения.

Из материалов дела видно и установлено судом, что Жук Л.А. является собственником нежилого помещения в <адрес> г.Саратова.

Постановлением администрации Заводского района города Саратова от 20 мая 1998 года <№>, многоквартирный <адрес> г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу.

Земельный участок под указанным многоквартирным домом и жилые помещения, расположенные в данном доме, изъяты для муниципальных нужд, что подтверждается постановлением администрации МО "Город Саратов" N <№> от 21 июня 2017 года.

Постановлением администрации МО "Город Саратов" от 08 июля 2013 года <№> утверждена ведомственная целевая программа "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах". Данный многоквартирный дом включен в перечень домов, подлежащих расселению в рамках указанной программы, планируемый срок переселения установлен до 31 августа 2017 года.

Между тем до настоящего времени снос дома не осуществлен, меры к изъятию нежилого помещения, принадлежащего истцу, администрацией МО "Город Саратов" не предпринимаются, вопрос о возмещении истцу стоимости спорного объекта недвижимости не разрешен.

Принимая во внимание длительное бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер, определенных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь собственником непригодного для использования нежилого помещения, не лишен возможности реализовать свое право в соответствии с положениями указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации путем взыскания возмещения за нежилое помещение.

В целях определения размера возмещения за принадлежащее истцу жилое помещение определением Заводского районного суда города Саратова от 15 мая 2017 года по делу был назначена оценочная экспертиза, производство которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>».

Согласно заключению названной экспертизы рыночная стоимость нежилого помещения в <адрес> в г. Саратове площадью 121,3 кв.м. с учетом доли в праве собственности на общее имущество, включая долю в праве собственности на земельный участок, расположенный под домом на дату оценки составляет 3569 000 рублей. Размер убытков, причиненных собственнику нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> Жук Л.А. его изъятием составляет 179 000 рублей.

Указанное заключение принято судом в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего размер возмещения за принадлежащее истцу нежилое помещение, поскольку оно является полным и мотивированным, отвечающим требованиям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, в пределах заявленных истцом требований суд определяет выкупную цену нежилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес> <адрес>, в размере 3640 000 рублей( 3569 000 рублей стоимость помещения + 71 000 рублей услуги риэлтора по подбору и приобретению нового объекта недвижимости).

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из того, что денежные средства в счет выкупной цены подлежат взысканию с администрации МО "Город Саратов", как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправлении, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования "Город Саратов".

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца к администрации муниципального образования «Город Саратов» о взыскании за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» денежных средства в счет выкупной цены нежилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес>, в размере 3640 000 рублей. После выплаты администрацией муниципального образования «Город Саратов» выкупной цены прекратить право собственности Жук Л.А. на нежилое помещение, расположенное по адресу: город Саратов, <адрес>.

Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, поскольку как указано выше, в силу действующих норм закона именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возлагается обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования "Город Саратов".

В порядке ст. 98 ГПК РФ взыскать с ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Жук Л.А. расходы по оплате судебной экспертизе в размере 20 000 рублей, расходы по составлению технического паспорта в размере 3763 рублей 73 копеек, расходы по оплате выписки из ЕГРН в размере 2150 рублей, комиссия за перевод в размере 180 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 26 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Жук Л. А. денежные средства в счет выкупной цены нежилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, <адрес>, в размере 3640 000 рублей.

После выплаты администрацией муниципального образования «Город Саратов» выкупной цены прекратить право собственности Жук Л. А. на нежилое помещение, расположенное по адресу: город Саратов, <адрес>.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Жук Л. А. расходы по оплате судебной экспертизе в размере 20 000 рублей, расходы по составлению технического паспорта в размере 3763 рублей 73 копеек, расходы по оплате выписки из ЕГРН в размере 2150 рублей, комиссия за перевод в размере 180 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 26 400 рублей.

В удовлетворении исковых требований Жук Л. А. к комитету по управлению имуществом города Саратова, администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании выкупной цены за жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Судья                          

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс»