Дело № 2а-2100/2018
Номер дела: 2а-2100/2018
Дата начала: 18.07.2018
Суд: Центральный районный суд г. Тверь
Судья: Булыгина Наталья Владимировна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 2а-2100/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года город Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков,
у с т а н о в и л:
Тверским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, со ссылками на положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предъявлено в суд административное исковое заявление к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении на административных ответчиков обязанности в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, после установления описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой поверки установлено, что границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника" Бор Клетинский" не установлены. Не установление границ ООПТ, их охранных зон, отсутствие их описания, невнесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости способствуют тому, что при предоставлении выписок из ЕГРН указываются недостоверные сведения, что может повлиять на принятие неправомерных решений о предоставлении земельных участков, об использовании данных земель с отступлением от установленных требований, повлечь неправомерное их занятие и использование, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.
Ссылаясь на положения ЗК РФ, Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года №108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области», Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области 18 октября 2011 года № 90-пп, Приказа Минприроды России от 19 марта 2012 года № 69, Устава Тверской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 05 ноября 1996 года № 4366, прокурор указывал, что обязанности установить, описать границы данных особо охраняемых природных территорий регионального значения и предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в указанные выше особо охраняемые природные территории регионального значения, возложены на административных ответчиков.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 15 августа 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Кимрского района Тверской области, администрация Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Сучков В.П., Коршунова О.П., Буянова Н.В., Клокова О.М.
В судебном заседании представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Крайнова М.Г. уточнила исковые требования и просила:
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью <данные изъяты> га, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника Рамешковский государственный общевидовой заказник», площадью <данные изъяты> га.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га,
Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника "Бор Клетинский" площадью <данные изъяты> га, с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах.
Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения – государственный природный заказник "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный природный заказник "Бор Клетинский", площадью <данные изъяты> га.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Арсеньева М.А. возражала против заявленных административных исковых требований, поддержала отзыв на административное исковое заявление, согласно которому, по мнению Министерства признаки бездействия по установлению границ ООПТ со стороны Министерства отсутствуют. Министерство является уполномоченным государственной власти Тверской области, и Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп, осуществляет функции по обеспечению проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения, а также подготовку предложений Правительству Тверской области по созданию, изменению и упразднению ООПТ регионального и местного значения в Тверской области. В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансовое обеспечение для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. Законом Тверской области от 28 декабря 2016 года № 85-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на проведение комплексного экологического обследования и постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области было заложено в 2018 году 3447,9 тыс. руб., в 2018 и в 2019 годах - 3447,9 тыс. руб. В 2018 году Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство) в рамках мероприятия «Проведение комплексного экологического обследования и постановка на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области» государственной программы «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановление Правительства Тверской области от 26 декабря 2016 года № 414-пп (далее – государственная программа), заключены контракты на проведение комплексного экологического обследования 5 ООПТ. Запланировано проведение аукциона на проведение кадастровых работ по оформлению ООПТ, комплексное экологическое обследование которых проведено в 2017 году. Исходя из доведенных лимитов на 2019 год, в рамках государственной программы Министерство планирует провести комплексное экологическое обследование по 26 ООПТ. На момент принятия распоряжения Администрации Тверской области от 21 июля 1995 года № 657-р «О расширении площади особо охраняемых природных территорий Тверской области» (далее – распоряжение № 657-р) документы, устанавливающие и описывающие границы указанных ООПТ, отсутствовали. Хотя данное распоряжение было издано после вступления в силу Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни в архивных документах Министерства и Правительства Тверской области, ни в документах Государственного архива Тверской области, ни в документах государственного фонда данных, каких-либо сведений о границах ООПТ и её расположения на местности не содержится. Следовательно, ООПТ не было создано в установленном порядке, а фактически процесс ее создания был лишь начат, путем объявления соответствующей территории таковой, и не завершен. Создание особо охраняемой природной территории включает в себя: объявление природных объектов и комплексов памятниками природы; утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы; создание охранной зоны. Соответственно, оснований говорить, о том, что данное ООПТ создано, на сегодняшний день не имеется. В целях определения и установления границ ООПТ необходимо проведение комплексного экологического обследования, которое включает в себя сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемого расположения особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей установление границ памятника природы. Площадь особо охраняемой природной территории, определенная по результатам комплексного экологического обследования, может быть как больше, так и меньше площади, указанной в распоряжении № 657-р.
Представитель административного ответчика Правительства Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил суду письменный отзыв, согласно которому требование «об установлении» границ не может быть удовлетворено, поскольку границы ООПТ уже установлены. Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 года. Спорная ООПТ образована до 30 декабря 2013 года. Решением исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 27 декабря 1989 года №24 установлены (утверждены) границы ООПТ путем указания на лесные кварталы. Указанное распоряжение принято уполномоченным органом, в пределах своих полномочий и соответствует требованиям действующего на момент принятия законодательства. С учетом изложенного, границы спорной ООПТ являются установленными (в противном случае, нельзя было бы сделать вывод о том, что ООПТ создана). Исковые требования прокурора направлены не на «переустановление» границ, а, по сути, на актуализацию сведений о границах с учетом законодательства о кадастровой деятельности (границы существуют, но не внесены в Единый государственный реестр недвижимости). Т.е. речь идет об установлении границ «на местности» и их описании в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно нормам данного закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет). В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ (составная часть ЕГРН в силу статьи 7 названного закона) вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны. С учетом изложенного, по мнению Правительства Тверской области, формулировка административных исковых требований прокурора (предмет иска) не соответствует заявленному прокурором основанию. Поскольку речь идет не о создании ООПТ, а о внесении сведений о границах ООПТ в государственный кадастр недвижимости, не может быть удовлетворено требование прокурора «об установлении границ», поскольку такие границы уже установлены. В административном иске имеется ссылка на постановление Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп, а именно на норму: установление и описание границ ООПТ регионального значения, созданных (признанных таковыми) до дня вступления в законную силу Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании: - материалов комплексного экологического обследования; - положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Тверской области; - заключения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования ООПТ в Тверской области; - решения Министерства о возможности установления и описания границ территории. Согласно статье 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» требования об обязательной государственной экологической экспертизе материалов комплексного экологического обследования распространяются на участки территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации в целях последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации; а также объектам обязательной государственной экспертизы на региональном уровне относятся проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что экологической экспертизе подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения. Таким образом, из приведенных положений федерального законодательства следует, что материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории, подлежат государственной экологической экспертизе только в случае создания ООПТ и ее охранных зон. Обязанность проведения комплексного экологического обследования уже существующих ООПТ, каковой является спорная ООПТ, не предусмотрена ни Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает обязанность суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии и в случае их противоречия принять решение в соответствии с положениями, имеющими большую юридическую силу. С учетом изложенного, постановление Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп не подлежит применению в рассматриваемом деле. Поскольку границы спорных ООПТ уже установлены при их создании распоряжением администрации Тверской области от 21 июля 1995 года № 657-р, на административного ответчика – Министерство в соответствии с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу по сравнению с постановлением Правительства Тверской области от 10 февраля 2015 года № 64-пп, может быть возложена только обязанность описать ранее установленные границы в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности. В спорных правоотношениях отсутствуют признаки бездействия со стороны Правительства Тверской области. Исходя из содержания иска, следует, что прокурор, по сути, требует возложения на административных ответчиков (Правительство и Министерство) солидарной обязанности по выполнению действий, связанных с описанием границ особо охраняемой природной территории и внесению сведений о границах особо охраняемой природной территории в государственный кадастр недвижимости. В административном исковом заявлении не указано в какой доле каждый из административных ответчиков должен исполнить действия, направленные на устранение предполагаемого бездействия, и какие конкретные действия каждый из ответчиков должен совершить, в связи с чем, при вынесении решения суду первой инстанции необходимо руководствоваться документами, регламентирующими деятельность административных ответчиков, устанавливающими те или иные полномочия в сфере защиты особо охраняемых природных территорий. Согласно ст. 4 закона Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-30 «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» к полномочиям исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий относятся: 1) принятие нормативных правовых актов в пределах компетенции и контроль за их исполнением; 2) утратил силу Закон Тверской области от 02 июля 2014 года № 53-ЗО; 2.1) осуществление в пределах полномочий регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий при осуществлении регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Тверской области; 1) утратил силу – Закон Тверской области от 02 июля 2014 года № 53-ЗО; 2) принятие решений о создании, изменении и упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения; 3) утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в порядке, предусмотренном законодательством; 4) утратил силу – Закон Тверской области от 02 июля 2014 года № 53-ЗО; 5) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий регионального значения; 6) обеспечение проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения; 7) ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; 8) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по вопросам создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий; 9) иные полномочия в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий, установленные в соответствии с законодательством. Полномочия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, осуществляются Правительством Тверской области и (или) уполномоченным им областным исполнительным органом государственной власти Тверской области (далее - уполномоченный орган), если иное не предусмотрено федеральным законодательством и настоящим Законом. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» (далее – Закон № 44-ЗО) Правительство Тверской области создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Однако согласно статье 22 Закона № 44-ЗО Правительство Тверской области осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено федеральным законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области. В данном случае полномочия, указанные в пункте 6 статьи 13 Закона № 44-ЗО переданы уполномоченному исполнительному органу государственной власти Тверской области – Министерству. Так в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 ода № 90-пп, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство осуществляет, в том числе, обеспечение проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения; рассмотрение документов и материалов, обосновывающих необходимость создания, изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; взаимодействие с федеральными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий. Поскольку ООПТ уже создана, при существующих обстоятельствах возможно руководствоваться лишь постановлением Правительства Тверской области от 12 апреля 2012 года № 162-пп «О Порядке изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения» (далее – Порядок). Согласно статье 7 закона Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» основаниями изменения особо охраняемой природной территории регионального значения являются: 1) необходимость усиления режима особой охраны особо охраняемой природной территории, 2) частичная утрата особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, в том числе в результате чрезвычайной экологической ситуации, повлекшей за собой гибель природных комплексов и (или) их компонентов, а также природных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории. В соответствии с Порядком органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, заинтересованные в изменении и упразднении особо охраняемой природной территории, подают в Министерство заявление об изменении или упразднении особо охраняемой природной территории. Министерство вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения или упразднения особо охраняемой природной территории и осуществить подготовку необходимых материалов для изменения или упразднения особо охраняемой природной территории. Рассмотрение вопросов, связанных с изменением особо охраняемой природной территории, осуществляется комиссией при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области (далее - Комиссия), Положение о которой и ее состав утверждаются Правительством Тверской области. С учетом заключения Комиссии Министерство в течение 5 рабочих дней со дня подписания соответствующего заключения принимает решение о возможности или невозможности изменения или упразднения особо охраняемой природной территории и направляет письменный ответ органу государственной власти, органу местного самоуправления, подавшему заявление о создании особо охраняемой природной территории, о принятом решении. В случае принятия решения о возможности изменения или упразднения особо охраняемой природной территории Министерство в течение 30 рабочих дней готовит: а) представление в Правительство Тверской области об изменении или упразднении особо охраняемой природной территории; б) проект изменений, вносимых в положение об особо охраняемой природной территории (для памятников природы регионального значения - паспорт), в случае ее изменения; в) проект постановления Правительства Тверской области об изменении или упразднении особо охраняемой природной территории, а также об утверждении изменений в положение об особо охраняемой природной территории (для памятников природы регионального значения – паспорт) в случае ее изменения. Проект постановления Правительства Тверской области об изменении или упразднении особо охраняемой природной территории, а также об утверждении изменений в положение об особо охраняемой природной территории (для памятников природы регионального значения – паспорт) подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. Таким образом, принятие Правительством Тверской области мер в пределах компетенции потребуется только в том случае, если в ходе описания Министерством границ ООПТ будут установлены основания для изменения особо охраняемой природной территории или ее упразднения. В случае отсутствия таких оснований, сведения о границах особо охраняемой природной территории будут внесены Министерством в государственный кадастр недвижимости (составную часть Единого государственного реестра недвижимости) на основе решения исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 27.12.1989 №24.. С учетом изложенного, поскольку никакие документы, необходимые для принятия акта об изменении или упразднении ООПТ, от Министерства не поступали, со стороны Правительства Тверской области незаконное бездействие отсутствует. В административном исковом заявлении прокурора отсутствует требование о признании незаконным бездействия (или какого-либо действия, решения) Министерства и Правительства Тверской области, что не позволяет рассматривать дело в рамках КАС РФ. В силу пункта 10 части 1 статьи 220 КАС РФ требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является обязательным требованием к административному исковому заявлению. В случае несоблюдения данного требования, административный иск подлежит оставлению без движения. В случае же, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, производство по нему должно быть прекращено (пункт 1 части 1 статьи 194 КАС РФ).
Заинтересованные лица - администрации Кимрского района Тверской области, администрации Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Буянова Н.В., Клочкова О.М., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, письменных возражений по существу иска в суд не направили.
Заинтересованные лица Коршунова О.П. и Сучков В.П. в судебном заседании согласились с требованиями прокурора, просили их удовлетворить.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статья 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет государственными природными заказниками территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).
Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В силу п.2 ст.26 названого Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы (уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения) регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.3 ст.26).
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством (п.5 ст.26).
Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что границы особо охраняемой природной территории государственного заказника "Бор Клетинский" в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах данной ООПТ, что подтверждено сообщением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 июня 2018 года № 7599-05.
Данная ООПТ была признана таковой на основании решения Малого Совета Тверского Областного Совета Народных Депутатов от 01.04.1993 года № 224 «О дополнении к решению Малого Совета от 22.09.1992 № 128 "О корректировке и расширении природно-заповедного фонда области", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11 января 2018 года № 6-кв «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального значения» она включена в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С 01.01.2017 государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно п.4 данного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.
Статья 32 названного закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.
В соответствии со статьёй 13 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В силу положений Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года N 108-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области" и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Как следует из пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьёй 2 постановления Правительства Тверской области от 10.02.2015 № 64-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 12 апреля 2012 года № 163-ПП определено, что установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования территории с положительным заключением государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Тверской области, устанавливающего и описывающего границы территории, с учетом заключения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области и решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о возможности установления и описания границ территории.
Судом установлено, что в нарушение выше проанализированных положений закона границы указанных в иске особо охраняемых природных территорий регионального значения в установленном законом порядке не установлены, не описаны, текстовое и графическое описания местоположения их границ, их охранной зоны и перечень координат характерных точек границ в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, не направлены.
Изложенное с учетом компетенции административных ответчиков свидетельствует о допущенном ими незаконном бездействии по неисполнению обязанностей, возложить которые на них решением суда требует прокурор, которое может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Правомерность данного бездействия с учетом частей 9,11 статьи 226 КАС РФ доказывается административными ответчиками. Доказательств соответствия такого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суду не представлено.
Ссылку на отсутствие в исковых требованиях указаний на доли, в которых доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, суд находит не состоятельной, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из административных ответчиков, прописаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.
Доводы об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика Правительства Тверской области судом во внимание не приняты, ввиду того, что возложенные на него законом обязанности в сфере защиты особо охраняемых природных территорий фактически не выполнены.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в ЕГРН сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях и, как следствие, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению с учетом компетенции каждого из административных ответчиков, указанной в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.
С учетом положений части 2 статьи 178 КАС РФ суд считает необходимым в части требования о возложении на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанностей по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения установить срок его исполнения – в течение 1 года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, а после установления и описания границ каждой из перечисленных в иске особо охраняемых природных территорий обязать административных ответчиков направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в них.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 226-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории регионального значения, возложении обязанностей организовать работы по установлению и описанию границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, организовать предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков - удовлетворить.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда установить и описать в текстовой и графической форме границы особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га, подготовить перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания в текстовой и графической форме границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га, направить в орган кадастрового учета подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га, перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га.
Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в непринятии мер по установлению и описанию границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га, с указанием координат, отображением указанных границ на картографических материалах.
Признать незаконным бездействие Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемые природные территории регионального значения – государственный природный заказник – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га, для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный природный заказник – «Бор Клетинский», площадью <данные изъяты> га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Булыгина
Мотивированное решение составлено 04.10.2018 года