Дело №33-8697/2018

Номер дела: 33-8697/2018

Дата начала: 26 сентября 2018 г.

Суд: Иркутский областной суд

Судья: Стефанков Дмитрий Витальевич

Категория
Имущественные споры / Споры, связанные с землепользованием / Споры о праве собственности на землю
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо
ОТВЕТЧИК Администрация г.Иркутска
ИСТЕЦ Кудряшова А. В.
ИСТЕЦ Прокурор г. Иркутска
ИСТЕЦ Ющенко В. М.
ИСТЕЦ Ющенко И. В.
ИСТЕЦ Информация скрыта
ИСТЕЦ Информация скрыта
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение 10.10.18, 12:40
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 23.10.18, 17:19
 

Определение

Судья Тимофеева А.М.

Судья-докладчик Стефанков Д.В. № 33-8697/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2018 года город Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ананиковой И.А.,

судей Гуревской Л.С., Стефанкова Д.В.,

при секретаре Тихоновой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Иркутска в защиту прав и законных интересов Ющенко <...>, инвалида 2 группы, Кудряшовой <...> и её несовершеннолетних детей В., <...> года рождения, ребенка-инвалида Г., <...> года рождения, Б. к администрации г.Иркутска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Иркутска – Власовой <...> на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Стефанкова Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

установила:

прокурор города Иркутска, выступая в защиту прав и законных интересов инвалида 2 группы Ющенко В.М., Кудряшовой А.В. и её несовершеннолетних детей В., ребенка-инвалида Г., Б., обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Иркутска, указав, что прокуратурой г. Иркутска по результатам рассмотрения обращения Кудряшовой А.В. по вопросу нарушения администрацией г. Иркутска законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда установлено, что согласно ордеру № 860, выданному исполнительным комитетом Свердловского городского районного Совета народных депутатов 8 октября 1984 года на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, площадью 26 кв.м по адресу: <...>, указанная квартира предоставлена А. В ордер также включен сын Б.

Согласно техническому паспорту общая площадь данной квартиры составляет 31,8 кв.м. В настоящее время в данной квартире зарегистрированы и проживают дочь Ющенко В.М. – Кудряшова А.В. и её несовершеннолетние дети В., Г., Б., как члены семьи нанимателя.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от <...> <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно распоряжению заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 15 января 2016 года № 944-02-0000003/16-7 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» собственникам помещений в многоквартирном доме установлен срок осуществления расселения граждан и сноса многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу в течении 1,5 лет со дня издания Распоряжения.

В настоящее время администрацией г. Иркутска, как собственником муниципальной квартиры, не принято мер по исполнению Распоряжения, чем нарушены сроки, установленные для сноса и расселения граждан, проживающих в вышеуказанном доме.

Кроме того, Кудряшова А.В. и её несовершеннолетние дети В., Г., Б., Ющенко В.И. являются малоимущими и состоят в администрации г. Иркутска на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Вместе с тем, администрацией города меры по предупреждению чрезвычайной ситуации не приняты, так как до настоящего времени Кудряшова А.В., её дети, брат и отец вынуждены проживать в непригодном для проживания помещении, что может привести к аварии, повлечь за собой человеческие жертвы, возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии с медицинскими справками, Ющенко <...>, который является инвалидом 2 группы, а также несовершеннолетнему ребенку Кудряшовой А.В. - Г., которая является ребенком-инвалидом детства, рекомендовано проживание в многоэтажном доме не выше 3 этажа.

В связи с указанным, предоставляемое жилое помещение, должно быть не только равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, но и обеспечивать инвалиду условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и способствовать созданию инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В связи с изложенным просит суд обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Кудряшовой А.В., действующей в своих интересах, а также несовершеннолетних детей В., Г., Ющенко В.М., инвалиду 2 группы Б. вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 31,8 кв.м, не выше третьего этажа, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24 июля 2018 года исковые требования удовлетворены, суд возложил обязанность на администрацию г. Иркутска предоставить Ющенко В.М., инвалиду 2 группы, Кудряшовой А.В. и её несовершеннолетним детям В., ребенку-инвалиду Г., Б. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 31,8 кв.м, не выше третьего этажа, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <...>.

Не согласившись с данным решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы представитель ответчика указывает на то, что на сегодняшний день указанный многоквартирный дом не включен в перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска, планируемых к расселению согласно Плану мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2012-2013 годы» на 2018 год, и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденный распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 6 декабря 2017 года № 944-02-00617/17. В связи с отсутствием свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска у ответчика нет возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от истца, в которых прокурор г. Иркутска просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании ордера № 860 серии АБ, выданного исполнительным комитетом Свердловского городского районного Совета народных депутатов 8 октября 1984 года, Ющенко В.М. с составом семьи, состоящей из 2 человек, является нанимателем жилого помещения площадью 26 кв.м по адресу: <...>. В ордер также включен сын Ющенко И.В.

Собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <...>, является муниципальное образование г. Иркутск на основании Распоряжения КУМИ № 504-02-1591/5 от 22 августа 2005 года, что подтверждается представленной в материалы дела картой реестра муниципального имущества города Иркутска (реестровый номер МКК03095).

Также в указанном жилом помещении зарегистрированы: Кудряшова А.В., <...> года рождения (с <...>), Г., <...> года рождения (дочь), В., <...> года рождения (дочь), Б., <...> года рождения (брат), что подтверждается представленными в материалы дела справкой МКУ «Сервисно-регистрационный центр» г. Иркутска Отдела по работе с населением Свердловского округа № 5-Сб-006760 от 13 июля 2018 года и поквартирной карточкой от 22 марта 2018 года.

Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на жилое помещение, занимаемая истцами квартира имеет общую площадь 31,8 кв.м.

Заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Иркутска от 27 сентября 2012 года № 031-06-1916/12 «О межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», № 73 от 22 декабря 2015 года многоквартирный дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

На основании Заключения межведомственной комиссии № 73 от 22 декабря 2015 года, Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 15 января 2016 года № 944-02-000003/16-7, многоквартирный дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений предписано осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос многоквартирного дома по адресу: <...>, в течение 1,5 лет со дня принятия распоряжения.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела данный многоквартирный дом не расселен, что ответчиком в судебном заседании не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 125-ОЗ, Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-ОЗ, Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 15 января 2016 года № 944-02-000003/16-7, Заключением межведомственной комиссии № 73 от 22 декабря 2015 года – Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от 4 апреля 2018 года № 580-08-00209/18, Кудряшова А.В., проживающая по адресу: <...>, признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи 3 человека: дочь – Г., дочь – В., и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска от 2 июля 2018 года № 580-08-00384/18, Ющенко В.М., проживающий по адресу: <...>, признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи 1 человек, и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от 2 июля 2018 года № 580-08-00385/18, Б., проживающий по адресу: <...>, признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи Кудряшовой А.В., принятой на указанный учет 4 апреля 2018 года, и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно представленным сведениям МУП «БТИ г. Иркутска» от 28 марта 2018 года за № 03-18/597, № 03-18/598 и № 03-18/594, от 14 мая 2018 года № 05-18/900 сведений о принадлежности объектов недвижимости, зарегистрированных до 17 августа 1998 года за Кудряшовой (Ющенко) А.В., Ющенко В.М., Б. не имеется.

Согласно сведениям из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 марта 2018 года за № 38/150/001/2018-992, № 38/150/001/2018-991, №38/150/001/2018-1008, № 38/150/001/2018-990 сведений о принадлежности объектов недвижимости, зарегистрированных за В., Г., Б., Кудряшовой А.В. не имеется.

Ющенко В.М. является собственником жилого помещения площадью 23,2 кв.м по адресу: <...>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного 1 марта 2016 года нотариусом Д..

Кроме того, согласно справке серии МСЭ-2012 № 3447950 от 1 июля 2014 года, Ющенко В.М., <...> года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно. Из представленной в материалы дела справки ВК № 853 от 26 июня 2018 года ОГБУЗ «Иркутская городская больница № 5» следует, что Ющенко В.М. потерял способность к самообслуживанию, нуждается в постоянном постороннем уходе. Рекомендовано проживание не выше 3 этажа многоквартирного дома

Г. является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена на срок до 18 лет (справка серии МСЭ-2011 № 3876963 от 26 ноября 2012 года).

Согласно медицинской справке, выданной ОГБУЗ Иркутская городская детская поликлиника № 5», Г., ребенку-инвалиду, рекомендовано ограничение нагрузок на нижние конечности, проживание в многоэтажном доме не выше 3 этажа.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.ст. 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд обосновано исходил из того, что жилой дом, по адресу: <...>, в котором располагалась квартира, занимаемая Ющенко В.М., Кудряшовой А.В., В., Г., Б., на условиях социального найма, признан аварийным и подлежащим сносу, истцы признаны нуждающимися в жилом помещении, в связи с чем, пришел к правомерному выводу о том, что у ответчика возникла обязанность предоставить Ющенко В.М., инвалиду 2 группы; Кудряшовой А.В. и её несовершеннолетним детям В., ребенку-инвалиду Г., Б. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 31,8 кв.м, не выше третьего этажа, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <...>.

При этом суд учел разъяснения, содержащиеся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса РФ, т.е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 Жилищного кодекса РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ – оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и норма предоставления жилого помещения не применяется.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу, либо жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения. В данном случае целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные обстоятельства сами по себе не опровергают выводов суда первой инстанции.

Положениями п/п. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселений.

Следовательно, оказание содействия в обеспечении нормальных жилищных условий малоимущим гражданам, чье единственное жилое помещение признано непригодным для проживания, является обязанностью государства в лице органов государственной и муниципальной власти.

Действующее законодательство не связывает реализацию права на получение жилого помещения вне очереди с наличием или отсутствием свободного муниципального жилого фонда.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанный многоквартирный дом не включен в перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска, планируемых к расселению в 2018-2020 годах, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку у ответчика в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Учитывая вышеизложенное, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, при разрешении спора нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 июля 2018 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:     И.А. Ананикова

Судьи:    Л.С. Гуревская

        

    Д.В. Стефанков

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс»