Дело № 3а-15/2019

Номер дела: 3а-15/2019

УИН: 45OS0000-01-2018-000190-13

Дата начала: 12.12.2018

Суд: Курганский областной суд

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Приостановление деятельности или ликвидации общественных организаций, партий и иных организаций
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Емельянов Василий Михайлович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление Росреестра по Курганской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Правительство Курганской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация Муниципального образования Шатровский сельсовет Шатровского района Курганской области
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Теремов Дмитрий Сергеевич
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 31.08.2020
Передача материалов судье 31.08.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 31.08.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 31.08.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 31.08.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 31.08.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 31.08.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 31.08.2020
 

Решение

Дело а-15/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Комлевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Емельянова В.М. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации муниципального образования Шатровский сельсовет Шатровского района Курганской области об установлении кадастровой стоимости зданий в размере, равном их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Емельянов В.М. 12 декабря 2018 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также – ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрации муниципального образования Шатровский сельсовет Шатровского района Курганской области об установлении кадастровой стоимости зданий в размере, равном их рыночной стоимости.

В обоснование административного иска Емельянов В.М. указывал, что является собственником следующего имущества: здания магазина-бара, назначение: нежилое, общей площадью 121,4 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, а также здания магазина, назначение: нежилое, общей площадью 66,5 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами и , определенная по состоянию на 27 июня 2012 г., составляет 1121497,47 руб. и 869827,52 руб. соответственно.

Согласно отчету ООО «<...>» (выполнен оценщиком О.Е.) рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами и по состоянию на 27 июня 2012 г. составила 432 000 руб. и 262000 руб. соответственно.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, положения Налогового кодекса Российской Федерации, истец просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.

В судебном заседании административный истец Емельянов В.М. участия не принимал, извещался надлежащим образом; его представитель Д.С., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные в административном иске требования.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором не возражал по существу административного иска, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.

Представитель административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в представленном отзыве не возражал по существу административного иска, вместе с тем ходатайствовал об исключении филиала из числа административных соответчиков либо отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к филиалу.

Представитель административного ответчика - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу административного иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Шатровский сельсовет Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве на административный иск признавал заявленные требования в полном объеме, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что Емельянову В.М. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, а именно: магазин-бар, назначение: нежилое, общей площадью 121,4 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, и магазин, назначение: нежилое, общей площадью 66,5 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности Емельянова В.М. в отношении объекта с кадастровым номером возникло на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 23 ноября 1998 г., утвержденного постановлением Администрации Шатровского района Курганской области № 303 от 27 ноября 1998 г., а в отношении объекта с кадастровым номером в результате сделки купли-продажи от 28 января 2009 г.; право собственности Емельянова В.М. на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Курганской области 7 мая 2007 г. и 6 февраля 2009 г., запись регистрации и .

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 28 сентября 2018 г. кадастровая стоимость принадлежащих Емельянову В.М. объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и составляет 869827,52 руб. и 1121497,47 руб. соответственно.

22 октября 2018г. Емельянов В.М. обращался с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганский области, которое к рассмотрению принято не было ввиду истечения 5-летнего срока с даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов в реестр недвижимости.

Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Аналогичная норма содержится и в ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 по состоянию на 27 июня 2012 г.

Кадастровая стоимость принадлежащих Емельянову В.М. объектов недвижимости определена в соответствии с положениями данного нормативного правового акта (приложение 1 к постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586).

Таким образом, рыночная стоимость спорных объектов также может быть определена на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, то есть на 27 июня 2012 г.

Согласно отчету об оценке объекта от 20 июня 2018 г., подготовленного оценщиком О.Е., рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами и , составляет 262 000 руб. и 432 000 руб. соответственно.

Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащего административным истцам объекта недвижимости и его рыночной стоимости.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (гл. 32).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в ч. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 ч. 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 ч. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Во исполнение положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 646-р от 18 ноября 2015 г., № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 г., 2017 г. и 2018 г. соответственно.

В указанные перечни на 2016 - 2018 гг. включены и принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами и .

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности собственника имущества Емельянова В.М., поскольку принадлежащие административному истцу объекты недвижимости являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется из кадастровой стоимости объекта.

В силу предписаний ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Достоверность выводов отчета от 20 июня 2018 г. № 01.16/18 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленного оценщиком О.Е., участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.

Отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Емельяновым В.М. административных исковых требований об установлении по состоянию на 27 июня 2012 г. кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами и в размере, равном их рыночной стоимости, определенной согласно отчету от 20 июня 2018 г. № 01.16/18, в сумме 262 000 руб. и 432 000 руб. соответственно.

Пропуск срока, на что сослалась комиссия, отказывая в принятии к рассмотрению заявления Емельянова В.М., на самом деле не свидетельствует об утрате заявителем права на обращение в суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных действующим законодательством.

Судом отказывается в удовлетворении ходатайства представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» об исключении учреждения из числа административных ответчиков по делу, поскольку удовлетворение настоящим судебным решением административных требований Емельянова В.М. каких-либо последствий, в том числе финансовых, определяемых процессуальным положением лица в административном судопроизводстве, непосредственно для ФГБУ «ФКП Росреестра», формально выступающим по настоящему административному делу в процессуальном статусе административного соответчика, не влечет.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Емельянова В.М., обращавшегося в комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганский области 22 октября 2018 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – магазин -бара, назначение: нежилое, кадастровый номер , общей площадью 121,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере, равном рыночной, в сумме 432000 рублей

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - магазина, назначение: нежилое, кадастровый номер , общей площадью 66,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном рыночной, в сумме 262000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В. Пшеничников

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».