Дело № 2а-36/2018

Номер дела: 2а-36/2018

УИН: 91OS0000-01-2018-000069-02

Дата начала: 10.08.2018

Суд: Верховный Суд Республики Крым

Судья: Хожаинова Оксана Васильевна

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Жалобы на неправомерные действия (бездействия) / Оспаривание иных правовых актов
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Заместитель прокурора РК
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Ялтинский городской совет РК
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация г.Ялта РК
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 10.08.2018
Передача материалов судье 10.08.2018
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 13.08.2018
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 13.08.2018
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 13.08.2018
Предварительное судебное заседание Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 06.09.2018
Предварительное судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 13.09.2018
Предварительное судебное заседание Объявлен перерыв 27.09.2018
Предварительное судебное заседание Объявлен перерыв 09.10.2018
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 17.10.2018
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 08.11.2018
Судебное заседание Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 22.11.2018
Судебное заседание Объявлен перерыв 12.12.2018
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО 20.12.2018
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 24.12.2018
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 29.12.2018
 

Решение

Дело № 2а-36/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 20 декабря 2018 года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

с участием представителя административного истца Бирюк Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В., в защиту прав неопределённого круга лиц, о признании недействующим решения 63 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 29 марта 2018 г. № 6 «О некоторых вопросах создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Главы муниципального образования городской округ Ялта – председателя Ялтинского городского совета, Администрации города Ялты Республики Крым, Муниципального казённого предприятия «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым,

установил:

заместитель прокурора Республики Крым Булгаков С.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в защиту прав неопределённого круга лиц, к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором просил признать решение 63 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 29 марта 2018 г. № 6 «О некоторых вопросах создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», недействующим с момента принятия, как противоречащего требованиям части 8 статьи 44, части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что согласно пунктам 19, 21 статьи 53 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. № 78 (в редакции до 22 сентября 2017 г.) определение методики расчёта и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования городской округ Ялта; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Ялта, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) относилось к компетенции Администрации города Ялта Республики Крым.

В силу подпункта 62 пункта 2 статьи 29 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. № 1, принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования отнесено к компетенции Ялтинского городского совета Республики Крым. Из системного анализа норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), в частности пункта 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 34, части 10 статьи 35, части 1 статьи 37, следует, что решения о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования, а также установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения представляют собой практическую реализацию установленных норм и правил и относится к компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, а представительный орган может определять лишь порядок принятия указанных решений, а также осуществление контроля его исполнения. Также прокурор указал, что новая редакция устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в части предусмотренных полномочий Ялтинского городского совета Республики Крым, установленных подпунктом 62 пункта 2 статьи 29, вступает в силу, в соответствии с положениями части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, после истечения полномочий Ялтинского городского совета Республики Крым. В связи с указанным, оспариваемое Решение от 29 марта 2018 г. № 6 принято в отсутствие у Ялтинского городского совета Республики Крым соответствующих полномочий, противоречит части 8 статьи 44, части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ и подлежит признанию не действующим с момента принятия.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. поддержала требования административного искового заявления в полном объёме, возражала против удовлетворения заявленного ходатайства о прекращении производства по делу, полагая его доводы необоснованными.

Представитель Ялтинского городского совета Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, направили в суд заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика, поддержав ранее поданные возражения, а также ходатайство о прекращении производства по делу.

Заинтересованные лица Глава муниципального образования городской округ Ялта – председатель Ялтинского городского совета, Администрация города Ялты Республики Крым, Муниципальное казённое предприятие «Дорожно-эксплуатационный участок» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, представили письменные возражения по существу административного иска.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2018 г. отказано в удовлетворении ходатайства представителя Ялтинского городского совета Республики Крым о прекращении производства по делу.

Выслушав объяснения представителя административного истца - прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, заместитель прокурора Республики Крым Булгаков С.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 10 августа 2018 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пунктам 3.1 - 3.3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населённых пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1 статьи 21).

Статьёй 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 26 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (далее Закон № 54-ЗРК).

Частью 1 статьи 30 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. № 78, (в редакции до 22 сентября 2017 г., далее - Устав от 19 ноября 2014 г.) предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым составляют, в том числе: представительный орган муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - Ялтинский городской совет Республики Крым (Ялтинский городской совет); исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - администрация муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Частью 1 статьи 31 Устава от 19 ноября 2014 г. предусмотрено, что Ялтинский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта. Срок полномочий городского совета - 5 (пять) лет.

Согласно части 5 названной статьи Ялтинский городской совет по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Устава от 19 ноября 2014 г. администрация города Ялты является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта федеральными законами и законами Республики Крым.

В силу статьи 53 Устава от 19 ноября 2014 г. Администрация муниципального образования городской округ Ялта в области строительства, транспорта и связи: определяет методику расчёта и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования городской округ Ялта (пункт 19); осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Ялта, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) (пункт 21).

Решением 51 сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. № 1 принят в новой редакции Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Устав от 22 сентября 2017 г.).

В силу статьи 6 Устава от 22 сентября 2017 г. структуру органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым составляют, в том числе: представительный орган муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - Ялтинский городской совет Республики Крым; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - Администрация города Ялта Республики Крым.

Согласно части 1 статьи 28 Устава от 22 сентября 2017 г. Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Устава от 22 сентября 2017 г. к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым также относятся: принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа Ялта с целью решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1); принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования (пункт 62).

Согласно части 2 статьи 67 Устава от 22 сентября 2017 г. муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым и иным нормативным правовым актам Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава от 22 сентября 2017 г. муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава от 22 сентября 2017 г. ).

Из материалов дела следует, что 29 марта 2018 г. состоялась очередная 63 сессия Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 23 депутата.

На повестке дня указанной сессии (пункт 6) был поставлен вопрос о некоторых вопросах создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования.

По указанному вопросу, после выступления докладчика - депутата ФИО1, дополнений председателя ФИО2 о том, что проект решения не рассматривался юристами управления организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета, но был рассмотрен профильными комитетами и имеются положительные заключения, за его принятие проголосовали 20 депутатов, воздержались 2 депутата, не голосовал 1 депутат.

Таким образом, Ялтинским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 63 сессии 29 марта 2018 г. принято решение № 6 «О некоторых вопросах создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения» (далее - Решение от 29 марта 2018 г. № 6).

Пунктом 1 указанного решения признаны утратившими силу: постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 22 ноября 2016 г. № 5010-п «Об утверждении дислокации муниципальных платных парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»; постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 29 мая 2017 г. № 2378-п «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению администрации города Ялты Республики Крым от 22.11.2016 № 5010-п «Об утверждении дислокации муниципальных платных парковок (парковочных мест), расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

В пункте 2 Решения от 29 марта 2018 г. № 6 Администрации города Ялта Республики Крым предложено признать утратившими силу постановления о назначении временного оператора муниципальных платных парковок на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; образования городской округ Ялта Республики Крым; внести на рассмотрение Ялтинского городского совета Республики Крым проект решения о создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Согласно пункту 4 Решения от 29 марта 2018 г. № 6 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Указанное решение было опубликовано на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) – 6 апреля 2018 г.

В материалы административного дела административным ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе: протокола заседания очередной 63-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 29 марта 2018 г. со списком и ведомостью регистрации депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым от 29 марта 2018г., пояснительной записки к проекту оспариваемого решения, Решение от 29 марта 2018 г. № 6.

Таким образом, суд, проверив соблюдение требований к форме и виду, процедуру принятия Решения от 29 марта 2018 г. № 6, опубликования, приходит к выводу о том, что оспариваемый акт принят в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.

Вместе с тем, проверяя полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, а также, проверяя на соответствие оспариваемого Решения от 29 марта 2018 г. № 6 нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд считает необходимым указать следующее.

В административном исковом заявлении указано, что оспариваемое Решение от 29 марта 2018 г. № 6 противоречит нормам федерального законодательства - части 8 статьи 44, части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесённые в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с положениями статей 3 и 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Анализ приведённых положений федерального законодательства позволяет сделать вывод, что административный ответчик Ялтинский городской совет Республики Крым при принятии оспариваемого решения действовал с превышением предоставленных ему полномочий, оспариваемое решение не соответствует приведённым положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, тем самым нарушая права и законные интересы неопределённого круга лиц с учётом характера регулируемых правоотношений, что является основанием для признания его недействующим.

С учётом изложенного, суд соглашается с утверждением прокурора о нарушении антикоррупционного законодательства и о наличии коррупциогенного фактора в обжалуемом правовом регулировании, предусмотренного подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, который выражается в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушении компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

Довод представителя административного ответчика о том, что общественные отношения, на изменение которых был направлен оспариваемый акт органа местного самоуправления, в настоящее время регламентирован иным актом местного самоуправления и не может нарушать права, ограничивать свободы или затрагивать охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц, не может быть принят во внимание в силу вышеприведённого толкования норм федерального законодательства, поскольку оспариваемое решение применялось, и указанное обстоятельство не изменяет установленного федеральным законом порядка принятия такого решения при условии наличия соответствующей нормы в уставе муниципального образования.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признаётся не действующим, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Учитывая, что оспариваемое решение применялось до вынесения решения суда, суд не находит оснований для признания его не действующим с момента принятия и считает необходимым признать его не действующим со дня вступления в законную силу решения суда.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Исходя из части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, и размещения на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В., в защиту прав неопределённого круга лиц, о признании не действующим решения 63 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 29 марта 2018 г. № 6 «О некоторых вопросах создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», - удовлетворить частично.

Признать не действующим решение 63 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 29 марта 2018 г. № 6 «О некоторых вопросах создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения» со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части требований административного искового заявления – отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, и размещению на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 24 декабря 2018 года.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».