Дело № 33а-5595/2017

Номер дела: 33а-5595/2017

Дата начала: 14.06.2017

Суд: Верховный Суд Республики Крым

Судья: Яковлев Сергей Валериевич

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / О возмещении ущерба от незаконных действий органов дознания, следствия, прокуратуры и суда
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
 

Определение

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17.07.2017 г. Дело № 33а-5595/2017

г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего С.В. Яковлева,

судей Н.А.Терентьевой и Е.Г.Тимошенко,

при секретаре А.О. Ёна

при участии представителя Петренко Игоря Юрьевича Бородкина Олега Адольфовича, представителя Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации Лысякова Антона Сергеевича

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петренко Игоря Юрьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, начальнику Ялтинского городского управления осударственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бибиковой Наталье Кастусьевне, заинтересованные лица Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Администрация города Ялта о признании незаконными решений, понуждении совершить определенные действия по апелляционной жалобе представителя Петренко Игоря Юрьевича Бородкина Олега Адольфовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.03.2017 г. по делу № 2а-331/2017, которым отказано в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения представителя Петренко Игоря Юрьевича Бородкина Олега Адольфовича, представителя Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации Лысякова Антона Сергеевича, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А:

Петренко Игорь Юрьевич ( далее истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее ответчик) в государственной регистрации его права собственности, оформленный сообщением от 17.10.2016 г. на земельный участок общей площадью 1017 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу :<адрес>, в районе <адрес>, обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.03.2017 г. по делу № 2а-331/2017 (судья Кононова Ю.С. ) отказано в удовлетворении иска.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель истца подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании, которое состоялось 17.07.2017 г. представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, указав, что судом первой инстанции постановлено решение при неправильной оценке обстоятельств дела, представитель Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации Лысяков Антон Сергеевич настаивал на законности постановленного судом первой инстанции решения при правильной оценке обстоятельств дела.

Остальные участники процесса явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении или невозможности его проведения без их участия не представили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, выслушав мнение представителей истца и Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам, с участием представителей сторон, которые явились в судебное заседание.

Выслушав судью-докладчика, пояснения представителей истца и Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Ст.8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457, полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. № 1335-р утверждено «Соглашение о передачи части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственному кадастровому учету» уполномоченному органу Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставления услуг в данной сфере.

При таких обстоятельствах становится очевидным, что вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

На момент подачи истцом заявления и его рассмотрения ответчиком порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество был определен в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон №122-ФЗ), в ст.2 которого было установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) представляла собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 08.09.2016 г. истец обратился к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:173, расположенный по адресу :<адрес>, в районе <адрес> (далее земельный участок), предоставив в качестве правоустанавливающего документа постановление Администрации г. Ялта № 2461-п от 21.07.2016 г.

По результатам рассмотрения указанного заявления государственным регистратором Дударь Н.В. 17.10.2016 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации прав, оформленные в виде Сообщения об отказе в государственной регистрации прав .

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст.13 Закона №122-ФЗ устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав, согласно ч.1 которой государственная регистрация прав проводится путем приема документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; проведения их правовой экспертизы ; последующего внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В ст.17 Закона №122-ФЗ определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты.

Требования, предъявляемые к документам на государственную регистрацию прав, определены в ст.18 Закона №122-ФЗ.

В п.1 ст.20 Закона №122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Как указано выше, истец, действуя в порядке, предусмотренном Законом №122-ФЗ, 08.09.2016 г. обратился к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок.

По результатам изучения материалов дела судом первой инстанции установлено, что, выполняя функции, возложенные Законом №122-ФЗ, государственным регистратором Дударь Н.В. ( далее Регистратор) 09.09.2016 г. направлен межведомственный запрос в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, в котором содержалась просьба о предоставлении информации о возможном примыкании земельного участка к охраняемым объектам, подлежащим передаче в ведение Федеральной службы охраны Российской Федерации ( далее ФСО России).

Регистратором 04.10.2016 г. был получен ответ от Службы охраны в Крыму, в котором указано, что земельный участок находится в недопустимой близости от границ охраняемого объекта, в связи с чем Служба охраны в Крыму возражает против проведения регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

После изучения полученной информации Регистратором 17.10.2016 г. было вынесено решения об отказе в государственной регистрации, которое оформлено в виде Сообщения об отказе в государственной регистрации прав , со ссылкой на абзацы 4,10 п. 1 ст. 20 Закона № 122-ФЗ. Основанием для принятия такого решения явилось то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05. 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирования и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» в границах субъекта Российской Федерации - Республики Крым- расположены охраняемые объекты - государственные резиденции №№ 6,8,9,10 и 11, выделение гражданам и юридическим лицам земельных участков, непосредственно примыкающих к охраняемым объектам недопустимо. Кроме того, в целях безусловного исполнения указаний Президента Российской Федерации от 19.05.2015 г. № Пр-487 земельные участки, на которых расположены охраняемые объекты, а также непосредственно примыкающие к ним, будут в дальнейшем переданы в ведение Федеральной службы охраны Российской Федерации для обеспечения безопасности охраняемых объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 405 от 05.05.2014г. утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее Положение №405).

В соответствии с п.2 Положения №405 запретной зоной является территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Зона охраняемого военного объекта является территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 г. N 384 утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон (далее Правила №384), которые устанавливают порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон.

Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (п.1 Правил № 384).

В соответствии с п.2 Правил № 384, размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте (пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ).

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что Регистратор при проведении правовой экспертизы представленных истцом документов получил информацию от Службы охраны в Крыму о том, что земельный участок, право собственности на который просит зарегистрировать истец, находится в недопустимой близости от границ охраняемого объекта. Так, в раздел «Особые отметки» выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.03.2017 г. по земельному участку, внесена информация о том, что согласно письму Федеральной Службы Охраны Российской Федерации (ФСО России) Службы Охраны в Крыму от 31.01.2017 № 9/7559 и от 20.02.2017 № 9/7-1056 в соответствии с Приказом Службы Охраны в Крыму ФСО РФ от 29.12.2016 №646«Об установлении границ зон с особыми условиями использования территорий и определений по установлению особых условий использования территорий в границах зон отдельных охраняемых объектов» земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий согласно правил определения границ зон с охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 г. № 384.

Истцом доказательств ошибочности указанных утверждений не представлены, им также не представлены доказательства того, что земельный участок в силу указанных выше положений законодательства Российской Федерации не может входить в границы зон охраняемых объектов.

Изучив указанные обстоятельства, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ответчик, отказывая истцу в регистрации за ним права собственности на земельный участок, путем направления ему сообщения от 17.10.2016 г. , действовал в порядке и способом, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с соблюдением, в том числе, требований Закона №122-ФЗ.

В силу изложенного становится очевидным, что судом первой инстанции решение постановлено при правильной определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 306- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.03.2017 г. по делу № 2а-331/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Петренко Игоря Юрьевича Бородкина Олега Адольфовича оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий подпись С.В. Яковлева

Судьи подпись Н.А. Терентьева

подпись Е.Г. Тимошенко

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».