Дело № 33а-1591/2016

Номер дела: 33а-1591/2016

Дата начала: 13.04.2016

Суд: Курганский областной суд

Судья: Пшеничников Дмитрий Валерьевич

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Споры между органами власти
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
 

Определение

Судья Храмов Я.В. Дело № 33а-1591/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Арзина И.В.,

судей Лукиных Л.П., Пшеничникова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 мая 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению Захарушкина О.В. к ИФНС России по г. Кургану о признании налогового расчета недействительным (незаконным)

по апелляционной жалобе Захарушкина О.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 29 декабря 2015 г., которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Банщикова А.В. в интересах Захарушкина О.В. к ИФНС России по г. Кургану о признании налогового расчета недействительным (незаконным) отказать.

Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя административного ответчика ИФНС России по г. Кургану Кочариной Л.В., судебная коллегия

установила:

Захарушкин О.В. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кургану (далее – ИФНС России по г. Кургану) о признании налогового расчета недействительным (незаконным). В обоснование иска указывал, что ИФНС России по г. Кургану произведен расчет (перерасчет) налога на имущество физических лиц за 2013 год, принадлежащее на праве собственности Захарушкину О.В. здание склада-холодильника, расположенное по адресу: <адрес> налоговому уведомлению к уплате подлежит исчисленная сумма налога в размере <...> руб. С начисленной суммой налога истец не согласен, поскольку ИФНС за основу расчета взята инвентаризационная стоимость здания в сумме <...> коп., происхождение которой определить невозможно. Отмечает, что в нарушение разъяснений, изложенных в Письме ФНС России от 1 апреля 2013г. № БС-4-11/5665 «О предоставлении сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в 2013 году», при исчислении налога за 2013 год ИФНС России по г. Кургану взята за основу именно инвентаризационная стоимость здания. Полагал, что при определении налоговой базы для исчисления налога ИФНС России по г. Кургану должна была взять стоимость здания не выше, чем его рыночная (кадастровая) стоимость, которая определена Постановлением Правительства Курганской области от 11 февраля 2012г. № 586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области». Просил суд признать действия ИФНС России по г. Кургану по расчету (перерасчету) налога на имущество физических лиц за 2013 год, на принадлежащее ему на праве собственности здание склада-холодильника, незаконными.

В судебном заседании представитель административного истца Захарушкина О.В. - Банщиков А.В. на доводах административного искового заявления настаивал.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Кургану Щипунова Л.Ю., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что до 1 января 2020г. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта. До этого момента для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость, что отражено в п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации. Отмечала, что в решении УФНС России по Курганской области № 140 от 1 июня 2015г. сумма налога на имущество физических лиц за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014г. по налоговому уведомлению была аннулирована (сторнирована) инспекцией, в связи с чем задолженность по налогу на имущество за 2013 год по сроку уплаты 5 ноября 2014г. у заявителя отсутствует, что свидетельствует об отсутствии предмета спора. Инспекцией начисления по налогу на имущество за 2013 год произведены по сроку уплаты 1 октября 2015г. в налоговом уведомлении . Сумма налога, подлежащая уплате, за 2013 год составила <...> руб. Также налогоплательщику в налоговом уведомлении произведено начисление налога на имущество за 2014 год по сроку уплаты 1 октября 2015г.; сумма налога, подлежащая уплате за 2014 год, также составила <...> руб.

Представитель заинтересованного лица ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Курганский филиал в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве разрешение требований оставил на усмотрение суда.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Захарушкин О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что при разрешении настоящего спора судом не была дана надлежащая оценка действующему нормативному акту, а именно - Постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012г. № 586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области». Отмечает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не принято во внимание, что вышеуказанное Постановление вступило в законную силу и подлежит применению на территории Курганской области, соответственно датой начала применения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, является дата вступления данного Постановления в законную силу. Обращает внимание на то, что у налоговых органов также после 1 января 2013г. не было правовых оснований по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических, что также отражено в решении УФНС по Курганской области от 1 июня 2015г. № 140. Кроме того, в решении суда отражено, что исчисленная сумма налога на имущество за 2013 год в размере 256470 руб. аннулирована (сторнирована) ИФНС по г. Кургану. Данная сумма налога исчислена исходя из инвентаризационной стоимости здания по состоянию на 1 января 2013г. Сумма налога, подлежащая уплате за 2013 год составила 245585 руб. Даная сумма налога исчислена исходя из инвентаризационной стоимости здания по состоянию на 1 января 2012г. Отмечал, что судом не исследован факт законности и правомерности действий ИФНС России по г. Кургану по принятию к расчету налога инвентаризационной стоимости здания по состоянию на 1 января 2013г. Кроме того, судом не истребованы от ответчика необходимые доказательства правомерности действий ИФНС России по г. Кургану по определению налоговой базы для исчисления налога, исходя из инвентаризационной стоимости здания по состоянию на 1 января 2012г.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Кургану просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ИФНС России по г. Кургану Кочарина Л.В., действующая на основании доверенности, доводы возражений на апелляционную жалобу поддержала, дополнительно пояснив, что объект налогообложения, принадлежащий Захарушкину О.В., не относится к тем исключениям, которые предусмотрены пп. 1 и 2, пп. 7 и 10 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и налогообложение которых с 1 января 2015г. осуществляется исключительно исходя из их кадастровой стоимости.

Захарушкин О.В., его представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как усматривается из административного искового заявления, административным истцом заявлены требования о признании незаконными действий ИФНС России по г. Кургану по расчету (перерасчету) налога на имущество физических лиц за 2013 год.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от 25 июня 2012г. Захарушкин О.В. является собственником здания склада-холодильника, назначение: нежилое, общей площадью <...> кв. м, инвентарный номер Лит. А, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый условный .

Согласно налоговому уведомлению Захарушкину О.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2013 год на указанный объект недвижимости в сумме <...> руб. сроком уплаты до 5 ноября 2014г.

Оспаривая начисленную сумму налога, указанную в налоговом уведомлении , Захарушкин О.В. обратился в Управление ФНС России по Курганской области с жалобой на действия должностных лиц ИФНС России по г. Кургану. Решением заместителя руководителя Управления ФНС России по Курганской области № 140 от 1 июня 2015г. жалоба Захарушкина О.В. оставлена без удовлетворения; этим же решением на ИФНС по г. Кургану возложена обязанность исчислить налог на имущество физических лиц за 2013 год в отношении объекта недвижимости (склада-холодильника), принадлежащего Захарушкину О.В., исходя из инвентаризационной стоимости на 1 января 2012г. – <...> коп., в сумме <...> руб.

Из содержания данного решения также следует, что на момент рассмотрения жалобы исчисленная Захарушкину О.В. сумма налога на имущество физических лиц за 2013 год в размере <...> руб. УФНС России по Курганской области в связи с ошибочностью расчета была аннулирована (сторнирована), начисления по налогу на имущество за 2013 год Захарушкину О.В. произведены по сроку уплаты 1 октября 2015г. в налоговом новом уведомлении - , сумма налога, подлежащая уплате за 2013 год, составила <...> руб.

Вопросы налогообложения физических лиц регулируются законодательством о налогах и сборах.

До 1 января 2015г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», с 1 января 2015г. – гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. 22 июля 2010г. № 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02 ноября 2013г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.

Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. Федерального закона № 306-ФЗ от 2 ноября 2013г.) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. При этом, налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», без учета коэффициента-дефлятора (ч. 5 и 6 ст. 8 Федерального закона № 306-ФЗ от 2 ноября 2013г.).

Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015г. введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя их кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Вступившие в силу положения гл. 32 части второй Налогового кодекса РФ определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже 1 января 2020г.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Начиная с 1 января 2020 г. определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (п.1 ст. 402 НК РФ, п. 3 ст.5 Федерального закона от 04 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).

В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 части второй НК РФ).

Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, обоснованно исходил из того, что оснований для признания действий ИФНС по г. Кургану по расчету налога на имущество физических лиц за 2013 год незаконными не имеется.

Ссылки истца на разъясняющие письма ФНС России, в частности письмо от 1 апреля 2013г. № БС-4-11/5665 «О предоставлении сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в 2013 году» правильности вывода суда первой инстанции не опровергают.

Постановление Правительства Курганской области 11 декабря 2012г. №586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области», на которое ссылается Захарушкин О.В. в апелляционной жалобе, несмотря на то, что устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости, в приложении к которому включен и спорный объект недвижимости, не устанавливает единую дату начала применения на территории Курганской области порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта. Данный нормативный правовой акт не является актом законодательного (представительного) органа власти Курганской области, к компетенции которого п. 2 ст. 402 НК РФ отнесены соответствующие полномочия.

Доводы жалобы заявителя, ссылающегося на Письмо ФНС России от 1 апреля 2013г. № БС-4-11/5665, Письмо Минфина России от 6 августа 2013г. № 03-05-04-01/31566 и решение УФНС России по Курганской области № 140 от 1 июня 2015г. о том, что у налогового органа после 1 января 2013г. не имелось правовых оснований по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц, судебной коллегией также отклоняются, поскольку налог на имущество физических лиц был исчислен исходя из представленных данных об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2012г.

Положения налогового законодательства, регламентирующие порядок уплаты любого налога или сбора, должны отвечать критерию формальной определенности налоговых норм, который предполагает достаточную точность, обеспечивающую их правильное понимание и применение, а соответственно, применение каких-либо аналогий закона в сфере налогообложения не отвечает императивным принципам налогового законодательства и, вопреки доводам апелляционной жалобы, допустимым признано быть не может.

Ссылки заявителя в жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001г. № 258-О в качестве обоснования своих доводов о завышенной инвентаризационной стоимости, в сравнении с рыночной (кадастровой) стоимостью объекта налогообложения, состоятельными не являются, поскольку не согласуются с предметным содержанием указанного судебного акта применительно к вопросу, являющемуся предметом спора по настоящему делу.

Так, высказанное в определении от 6 декабря 2001г. № 258-О Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе гр.Василенко А.В. суждение о том, что применяемая для определения налогооблагаемой базы по налогу на строения физических лиц инвентаризационная стоимость гораздо ниже рыночной стоимости объектов недвижимости (что, по мнению заявителя, подтверждает его правоту в ситуации, когда инвентаризационная стоимость фактически превышает рыночную) дано применительно к вопросу о допустимости рассмотрения жалобы гр. Василенко А.В. Конституционным Судом РФ, не усмотревшего оснований считать, что в результате применения оспариваемых норм Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» были нарушены закрепленные статьями 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации права гражданина.

При этом, указанное суждение, которое заявителем истолковано в свою пользу, было высказано Конституционным Судом РФ в условиях до признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», до внесения указанных выше изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, до принятия и вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и до введения Федеральным законом от 22 июля 2010г. гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» в Федеральный закон от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Вопреки доводам жалобы в данном случае ИФНС России по г.Кургану правомерно исчислила налог на имущество физических лиц за 2013 год Захарушкину О.В. исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогооблажения. Оснований для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в силу вступивших в законную силу изменений законодательства в сфере налогоблажения, судебная коллегия не усматривает.

Частью 3 ст. 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения может определяться исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вместе с тем, из материалов административного дела не следует, что принадлежащий Захарушкину О.В. объект недвижимости - здание склада-холодильника, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый условный , относится к указанным выше категориям объектов налогообложения.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда путем правильного указания процессуального участника - стороны административного спора - истца Захарушкина О.В., которому было отказано в удовлетворении административного искового заявления к ИФНС России по г. Кургану о признании налогового расчета недействительным (незаконным).

Руководствуясь ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 29 декабря 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарушкина О.В. – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения Курганского городского суда Курганской области от 25 декабря 2016г. указанием на отказ в удовлетворении административного искового заявления Захарушкину О.В..

Судья-председательствующий

Судьи:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».