Дело №33-10099/2014

Номер дела: 33-10099/2014

Дата начала: 01.10.2014

Суд: Самарский областной суд

:
Результат
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ ГБУЗ Самарский областной наркологический диспансер
ОТВЕТЧИК ТО ФС по надзору в сфере здравоохранения С/О
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение 10.10.2014
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 16.10.2014
 

Определение

Судья: Емельянова Е.Н. гр.дело №33-10099/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2014 года г. Самара Самарской области

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Сказочкина В.Н.

судей: Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.

при секретаре: Асабаевой Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области Антимонова А.В. и апелляционной жалобе главного врача ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» Корякина С.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 05 августа 2014 года, которым постановлено:

«Заявление ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о признании незаконными и отмене акта проверки № 93-М от 05.06.2014 г. и предписания № 1236-Об/2014-П от 06.06.2014 г. удовлетворить частично.

Акт проверки № 93-М от 05.06.2014 г. и предписание № 1236-06/2014-П от 06.06.2014 г., составленные Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области в отношении ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», в части п. 2, согласно которому «В нарушение п. 4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н, врачебная комиссия ГБУЗ СОНД принимает решение о недобровольной госпитализации пациентов» - признать незаконным и отменить.

В остальной части заявленные требования ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о признании незаконными и отмене акта проверки № 93-М от 05.06.2014 г. и предписания № 1236-06/2014-П от 06.06.2014 г. оставить без удовлетворения.»

    Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Главный врач ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» Корякин А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене акта проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписания №1236-06/2014-П от 06.06.2014г.

В обоснование требований указал, что в период с 01 июня 2014 г. по 05 июня 2014 г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области (ТО Росздравнадзора по Самарской области, орган государственного надзора) с целью проведения проверки соблюдения порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 05.06.2014 г. № 93-М и вынесено предписание от 06.06.2014 г. № 1236-06/2014-П.

Считает, что указанные документы вынесены с существенным нарушением норм материального и процессуального права, поскольку порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» утвержден Приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. № 929н и Приказом ГБУЗ «СОНД» № 238 от 27.05.2013 г. В соответствии с Приложением № 19 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» в п.4 указано, что структура наркологического диспансера, их штатная численность устанавливаются учредителем или руководителем медицинской организации в зависимости от объёма проводимой лечебно-диагностической работы. В связи с этим отделение дневного стационара, отделение реанимационной и интенсивной терапии не регламентированы. В структуре стационара имеется отделение неотложной наркологической помощи, две реанимационные койки с необходимым оборудованием. Должность врача анестезиолога-реаниматолога предусмотрена согласно штатному расписанию. В соответствии с п. 5 Приложения № 19 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» организация структуры наркологического диспансера носит рекомендательный характер.

В 2013 г. в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» умерло от различных причин 64 человека, что составило 1,36% от общего числа пролеченных больных (4681). На первом месте среди заболеваний, приведших к летальному исходу, стоят сердечно-сосудистые заболевания - 52 умерших (71,2%), что соответствует средним показателям летальности по ПФО и субъектам Российской Федерации.

Лаборатория расположена по территориальному признаку в равном удалении от всех подразделений диспансера и при проверке МЗ СО признана рационально расположенной и используемой. Перечень оснащения и уровень подготовки специалистов клинико-диагностической лаборатории соответствует уровню лечебного учреждения. Документов, запрещающих выполнять исследования на отдалённых базах учреждения - нет.

В соответствии со стандартами оснащения наркологического диспансера (Приложение № 21 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Наркология») медицинское оборудование ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» соответствует требуемым стандартам оснащения. Требуемое количество устанавливается по потребности диспансера. Все оборудование, необходимое по стандарту, имеется у заявителя и используется, так как получено по Федеральной программе «Здоровый образ жизни». Частично не проведен ряд исследований в связи с отсутствием врача функциональной диагностики по причине временной нетрудоспособности;

Пунктом 4.23 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности «врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия выполняет «функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ». В соответствии с Приказом по диспансеру от 09.01.2014 г. «Об организации деятельности врачебной комиссии ГБУЗ «СОНД» в пункте 2.1.1. в функции врачебной подкомиссии стационара входит принятие решения о недобровольной госпитализации больного в стационар по скорой медицинской помощи.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили суд признать незаконными и отменить акт проверки № 93-М от 05.06.2014 г. и предписание № 1236-06/2014-П от 06.06.2014 г. в отношении ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер».

Судом постановлено указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области Антимонов А.В. просит отменить решение суда в части признания акта проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписание №1236-06/2014-П от 06.06.2014г., в части пункта 2 незаконными и необоснованными

    В апелляционной жалобе главный врач ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» Корякин С.А. просит признать незаконными и отменить акт проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписание №1236-06/2014-П от 06.06.2014г. в части пункта 1.

Рассмотрев дело в порядке главы 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).

Из материалов дела следует, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области (Управление Росздравнадзора по Самарской области) на основании Приказа от 27.05.2014 г. № 164-У в период с 01 июня 2014г. по 05 июня 2014г. провел внеплановую выездную проверку в отношении ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер».

Проверка была согласована с Прокуратурой Самарской области, что подтверждается наличием «Решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки» от 29.05.2014 г. исх. № ИНнп-19800-2014/7-655-2014.

Предметом проверки явилось, в частности: «... соблюдение обязательных требований или требований, установленных правовыми актами.. .»

В процессе проверки проводились мероприятия по контролю наличия и достоверности фактов, изложенных в обращении председателя первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» главного правового инспектора труда Т.Н.Езерской от 22.05.2014 г. к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.

В ходе проведения проверки соблюдения ГБУЗ СОНД порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

        1. порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденный Приказом Минздрава России от 15.11.2012г. №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» ГБУЗ СОНД не соблюдается в части штатного обеспечения, материально-технического оснащения;

    2. в нарушение п. 4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н врачебная комиссия ГБУЗ СОНД принимает решение о недобровольной госпитализации пациентов.

Согласно Справке к Акту от 05.06.2014г. № 93-М «На момент проверки не представлен Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» в ГБУЗ СОНД, разработанный на основе Приказа Минздрава России от 15.11.2012г. № 929н.

В нарушение п. 5 Правил организации деятельности наркологического диспансера (Приложение № 19 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденному Приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. № 929н) отсутствуют следующие структурные подразделения: отделение дневного наркологического стационара; отделение реанимации и интенсивной терапии; отделение неотложной наркологической помощи.

В нарушение Рекомендованных штатных нормативов (Приложение № 11 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденному Приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. № 929н) в штатном расписании 1 наркологического отделения отсутствуют должности медицинской сестры-анестезиста, младшей медицинской сестры по уходу за больными. В штате данного отделения имеется только одна должность врача-анестезиолога-реаниматолога, что явно недостаточно для оказания неотложной наркологической помощи.

По мнению инспекторов Расположение клинико-диагностической лаборатории по другому адресу значительно усложняет проведение своевременных и полных диагностических исследований.

В ходе изучения журналов, регистрирующих проведение функциональных методов исследования, установлено, что часть исследований не проводились с января 2014г., что свидетельствует о нерациональном использовании медицинских изделий.

В нарушение Стандарта оснащения отделения неотложной наркологической помощи (Приложение № 12 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденному Приказом Минздрава России от 15.11.2012г. №929н) в 1 наркологическом отделении отсутствует централизованная система подводки кислорода к каждой кровати или концентраторы кислорода, лабораторное оборудование для автоматического определения гемоглобина, гематокрита, электролитов (К, Ка) газов крови.

Оснащение другими медицинскими изделиями также не соответствует указанному Стандарту.

В нарушение п. 4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н врачебная комиссия ГБУЗ СОНД принимает решение о недобровольной госпитализации пациентов».

В результате проверки ГБУЗ «СОНД» Актом проверки от 05.06.2014г. № 93-М установлены нарушения требований федерального законодательства, в связи с чем, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области 06.06.2014г. вынесено Предписание за №1236-06/2014-П об осуществлении мероприятий по недопущению следующих нарушений:

    порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденный Приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» ГБУЗ СОНД не соблюдается в части штатного обеспечения, материально-технического оснащения;

    в нарушение п.4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012г. №502н врачебная комиссия ГБУЗ СОНД принимает решение о недобровольной госпитализации пациентов.

Срок устранения нарушений установлен до 01.09.2014 г.

Принимая решение по заявлению главного врача ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о признании незаконными и отмене акта проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписания №1236-06/2014-П от 06.06.2014г., составленных Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области в отношении ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», в части п. 2, согласно которому «В нарушение п.4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н врачебная комиссия ГБУЗ СОНД принимает решение о недобровольной госпитализации пациентов» - подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда первой инстанции, поскольку удовлетворяя требования заявителя в этой части, суд исходил из следующего.

Частью 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

В силу пункта 4 Порядка врачебная комиссия осуществляет следующие функции: принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения (пункт 4.1); иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (4.25).

В соответствии с пунктами 5-7 Порядка врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

Согласно Приказу Главного врача ГБУЗ «СОНД» С.А. Корякина от 09.01.2014 г. № 59 «Об организации деятельности Врачебной комиссии ГБУЗ «СОНД» «В целях дальнейшего совершенствования организации и оказания медицинской помощи, экспертной медицинской деятельности и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом МЗ и СР РФ от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».. . Функции врачебной подкомиссии стационара:.. . принятие решения о недобровольной госпитализации больного в стационар в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (п. 2.1.1.)

Частью 1 статьи 10 Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании установлено, что диагноз «психическое расстройство» ставится в соответствие с общепризнанными международными стандартами. В настоящее время в России применяется Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее МКБ-10); класс пятый МКБ -10 «Психические расстройства и расстройства поведения» включает психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (Р10-К19).

Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 г. № 210н «психиатрия-наркология» является специальностью, требующей дополнительной подготовки, при основной специальности «психиатрия», а также квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 г. № 415н подтверждается тот факт, что наркология и психиатрия пользуются сходными методами диагностики и лечения, подготовка специалистов-наркологов осуществляется на основе базовых знаний по психиатрии. Однако сложившаяся в РФ система организации наркологической службы отделена от системы оказания психиатрической помощи, поскольку в законе о психиатрической помощи отсутствует упоминание о наркомании, токсикомании и алкоголизме в силу чего его нормы не могут распространяться на лиц с наркологической патологией, кроме того, отношения, связанные с оказанием наркологической помощи, регулируются специальным Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Закон № 3-ФЗ). Установленная добровольность наркологической помощи, регламентируемая частью 3 статьи 54 Закона № 3-ФЗ, допускает применение принудительных мер медицинского характера в отношении больных наркоманией, находящихся под медицинским наблюдением и продолжающих употреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющиеся от лечения.

Согласно части 4 статьи 54 Закона № 3-ФЗ больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан. Из чего следует, что законодатель не относит наркоманию к психическим расстройствам.

Принимая во внимание приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что функции врачебной подкомиссии стационара, наделяющие врачебную комиссию правом принимать решения по вопросам о недобровольной госпитализации больного в стационар в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» в полной мере соответствуют части 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Судебная коллегия полностью соглашается с тем, что при указанных обстоятельствах принудительная госпитализация лиц, страдающих тяжелыми расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» соответствует конституционным целям ограничения прав свобод. Положениям Конституции РФ не противоречит, поскольку процедура госпитализации в наркологический диспансер больного наркоманией без его согласия или без согласия его законного представителя не имеет четкого нормативно-правового регулирования, регламентированного действующим законодательством.

Также судебная коллегия признает обоснованным вывод суда о том, что решение о принудительной госпитализации лиц страдающих наркоманией не может применяться по аналогии с принудительной госпитализацией граждан в психиатрический стационар. Главой 35 ГПК урегулирована процедура принудительной госпитализации именно в психиатрический, а не наркологический стационар. Как правильно указано в решении, процедура обращения в суд с соответствующим заявлением о помещении пациента в наркологический стационар требует определенного промежутка времени, в то время как пациентам ГБУЗ «СОНД», как правило, требуется немедленное оказание медицинской помощи со стороны врачей-наркологов.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с суждением суда, о том, что деятельность врачебной подкомиссии по осуществлению функций по принятию решения о недобровольной госпитализации больного в стационар в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» в соответствии с Приказом Главного врача ГБУЗ «СОНД» С.А. Корякина от 09.01.2014 г. № 59 «Об организации деятельности Врачебной комиссии ГБУЗ «СОНД» является законным. Указанная позиция находит свое подтверждение в информационном письме министра здравоохранения Самарской области Гридасова от 05.11.2013г.

Поэтому решение в этой части является законным и обоснованным.

Отказывая в удовлетворении требований ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» суд первой пришел к выводу о законности акта проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписания №1236-06/2014-П от 06.06.2014г. в части п.1 согласно которого порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденный Приказом Минздрава России от 15.11.2012г. №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» ГБУЗ СОНД не соблюдается в части штатного обеспечения, материально-технического оснащения.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012г. №929н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология».

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 24 к настоящему Порядку.

Приложение №19 определяет Правила организации деятельности наркологического диспансера и наркологической больницы, которые являются самостоятельными медицинскими организациями или структурными подразделениями медицинской организации.

Согласно пункта 4 приложения структура наркологического диспансера и наркологической больницы, их штатная численность устанавливаются учредителем или руководителем медицинской организации в зависимости от объема проводимой лечебно-диагностической работы, мероприятий по медико-социальной реабилитации и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 20 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "наркология", утвержденному настоящим приказом.

Пункт 5 приложения №19 в том числе рекомендует предусматривать: отделение дневного наркологического диспансера (5.3), отделение реанимации и интенсивной терапии (5.14), отделение неотложной наркологической помощи (5.15).

Приложение №11 содержит рекомендуемые штатные нормативы отделения неотложной наркологической помощи (за исключением палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии отделения неотложной наркологической помощи)

Согласно пункту 4 в медицинских организациях, имеющих в своем составе отделение неотложной наркологической помощи, рекомендуется предусматривать дополнительно должности врача-невролога (из расчета 0,5 должности на отделение неотложной наркологической помощи), а также должности врача-анестезиолога-реаниматолога (1 в составе палаты (блока) реанимации и интенсивной реанимации для работы в дневное время), врача-терапевта, медицинского психолога (1 должность на отделение неотложной наркологической помощи).

Таким образом, приведенные нормы носят рекомендательный характер, императивными нормами, требующими неукоснительного исполнения не являются. Приведенный Порядок и приложения к нему изданы именно с целью использования в качестве основания для разработки структуры, организации и штатного расписания наркологических диспансеров.

В данном случае некоторое несоответствие указанным рекомендациям не может быть признано нарушением.

По смыслу закона нарушение именно императивным норм права, является основанием для признания правонарушения состоявшимся, вследствии чего, могут быть применены соответствующие санкции.

Кроме того, согласно ч.1 ст.16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящему проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В силу п.7 ч.2 ст.16 этого же Закона в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Установлено, что Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области в отношении ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер составлен акт проверки №93-М от 05.06.2014г. и на его основании предписание №1236-06/2014-П от 06.06.2014г. по порядку оказания медицинской помощи по профилю «наркология, в соответствии с приказом от 15.11.2012года № 929н.

Судебная коллегия полагает, что указанные документы не содержат конкретного описания выявленных нарушений с указанием их характера и объема, что не позволяет оценить наличие нарушений и делает неисполнимым предписание. Как видно из акта проверки и предписания, при указании на нарушения отсутствуют указания, в чем именно выразилось нарушение, не определяет какие именно меры должны быть предприняты для устранения выявленных нарушений.

Справка, являющаяся приложением к акту также не содержит конкретных указаний на выявленные нарушения.

Кроме того, в акте проверки № 93-М от 05.06.2014года нет указания на приложение к нему в виде вышеуказанной справки без номера и даты составления, а Приказ МЗ РФ от 15.11.2012года № 929н в отношении структуры и штатных нормативов наркологического диспансера носит рекомендательный характер.

На основании приведенных по делу доказательств и норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что акт проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписание №1236-06/2014-П от 06.06.2014г. не могут быть признаны законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба ГБУЗ «Самарский наркологический диспансер» о признании законным акта проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписания №1236-06/2014-П от 06.06.2014г. в части п.1 согласно которого порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденный Приказом Минздрава России от 15.11.2012г. №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Наркология» ГБУЗ СОНД не соблюдается в части штатного обеспечения, материально-технического оснащения подлежит удовлетворению.

Изучив доводы апелляционной жалобы руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области Антимонова А.В., судебная коллегия считает, что они являются необоснованными.

В решении суд обстоятельно и подробно изложил основания по которым функции врачебной подкомиссии стационара, наделяющие врачебную комиссию правом принимать решения по вопросам о недобровольной госпитализации больного в стационар в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» в полной мере соответствуют части 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Кроме того, принудительная госпитализация лиц, страдающих тяжелыми расстройствами, вызванных употреблением психоактивных веществ, полностью соответствует конституционным целям ограничения прав и свобод, не противоречит Конституции Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части оставления без удовлетворения требований ГБУЗ «Самарский наркологический диспансер» о признании незаконными и отмене акта проверки №93-М от 05.06.2014г. и предписание №1236-06/2014-П от 06.06.2014г.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 05 августа 2014 года изменить.

Признать незаконным и отменить акт проверки № 93-М от 05.06.2014 г. и предписание № 1236-06/2014-П от 06.06.2014 г., составленные Территориальным органом Росздравнадзора по Самарской области в отношении ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», в части п. 1, согласно которому Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Наркология», утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» ГБУЗ СОНД не соблюдается в части штатного обеспечения, материально-технического оснащения.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ГБУЗ «Самарский наркологический диспансер» удовлетворить.

Апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».