Дело № 2-103/2019
Номер дела: 2-103/2019
Дата начала: 06.12.2018
Дата рассмотрения: 22.02.2019
Суд: Почепский районный суд Брянской области
Судья: Коростелева Раиса Викторовна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело № 2-103/2019
УИД 32RS0023-01-2018-000833-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2019 г. г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Юденковой Т. В.,
с участием:
истца Инпушкина В. Г.,
представителя ответчика Соболь И. И., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инпушкина В. Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Инпушкин В. Г. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд о назначении страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Решением Пенсионного фонда ему отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях». В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, пенсионным органом не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> С отказом в назначении пенсии истец не согласен, с учетом уточнения исковых требований просил признать решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж указанные выше периоды работы, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Инпушкин В. Г. поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Соболь И. И. возражал против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что спорные периоды работы протекали на территории <адрес>, у истца отсутствует документ, подтверждающий перечисление страховых взносов в пенсионный фонд и подтверждающий наличие в <адрес> института льготных пенсий.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истец Инпушкин В. Г. обратился в гУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда, а также с применением ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого законодательством стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», поскольку отсутствует документальное подтверждение факта работы в особых условиях труда, наличии действующего института досрочных пенсий в отношении <данные изъяты> и условиях, определяющих их право на досрочное пенсионное обеспечение в <адрес>.
В соответствии с указанным решением Инпушкин В. Г. имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года за проживание в радиоактивной зоне в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протокола заседания комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком в специальный стаж не засчитано ни одного дня.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действовавшей на день обращения истца в пенсионный фонд), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действовавшей на день обращения истца в пенсионный фонд), Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действовавшей на день обращения истца в пенсионный фонд), периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. 1, п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, мотористы буровых установок и машинисты буровых установок имеют право на досрочное назначение пенсии (раздел XII «Бурение, добыча, переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» код 2130100а-14713, код 2130100а-13590).
Согласно Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, мотористы и старшие мотористы (механики, дизелисты) на буровых и их помощники, машинисты и старшие машинисты на буровых и их помощники имеют право на досрочное назначение пенсии (раздел ХIII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца», подраздел 1 пункт «а»).
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
В пункте 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно Письма Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Письмом ГУ ПФР РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О назначении пенсии" также было установлено, что периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
С учетом приведенных нормативных положений, любая работа в должностях <данные изъяты>, выполняемая до ДД.ММ.ГГГГ, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Согласно справок <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Инпушкин В. Г. ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию. Работа по вышеуказанным профессиям дает право на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, раздел XII, подраздел 1а, позиция 2130100а-14713 (<данные изъяты>), позиция 2130100а-13590 (<данные изъяты>). Льготный стаж составляет 7 лет 18 дней.
В спорные периоды Инпушкин В. Г. работал полный рабочий день, что подтверждается справками о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений пенсионного фонда о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, у Инпушкина В. Г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий страховой стаж составляет 28 лет 04 месяца 03 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент 31,607.
Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон и материалов дела, спорные периоды работы истца протекали в <адрес> до распада СССР и после распада СССР.
13 марта 1992 между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, учитывая то обстоятельство, что истец постоянно проживает на территории Российской Федерации, суд удовлетворяет требование истца о включении в специальный страховой стаж, связанный с работой в тяжелых условиях, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>».Указанные периоды работы истца в тяжелых условиях (7 лет 18 дней) дают ему право в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действовавшей на день обращения истца в пенсионный фонд) на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Кроме того, истец имеет право на снижение пенсионного возраста еще на 2 года за проживание в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению. Указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в суде.
В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 указанного выше Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона на день обращения истца в пенсионный фонд), на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно справке администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Инпушкин В. Г. постоянно проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> расположенном на территории с плотностью загрязнения по Цезию 137 Ки/кв. км. и отнесенном в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Инпушкин В. Г. постоянно проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, являющемся до ДД.ММ.ГГГГ зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании изложенного, периоды проживания истца в радиационной зоне дают истцу право в соответствии с ст. 34 и Примечанием к ст.ст. 32 - 35 Закона о ЧАЭС на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Инпушкин В. Г. имеет право выхода на пенсию в 56 лет.
Как следует из паспорта № № выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, Инпушкин В. Г. родился ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения истца в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ. истцу не исполнилось 56 лет, следовательно истец имеет право на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, суд удовлетворяет уточненные исковые требования Инпушкина В. Г. В полном объеме.
Доводы представителя ответчика Соболь И. И. о том, что истцом не представлено документов из государственных органов <адрес> подтверждающих наличие в <адрес> действующего института досрочных пенсий в отношении <данные изъяты>» и условиях, определяющих их право на досрочное пенсионное обеспечение в <адрес>, в связи с чем, Инпушкину В. Г. нельзя назначить досрочную пенсию в Российской Федерации, суд отклоняет, так как истец не может нести ответственность за деятельность государственных органов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Инпушкина В. Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Инпушкину В. Г. в установлении пенсии незаконным.
Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) включить в специальный стаж, связанный с работой в тяжелых условиях, Инпушкина В. Г. периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, обязав назначить Инпушкину В. Г. досрочную страховую пенсию по старости с понижением возраста на 4 года с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р. В. Коростелева
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2019 года.