Дело №2-140/2019

Номер дела: 2-140/2019

Дата начала: 27 февраля 2019 г.

Суд: Новооскольский районный суд Белгородской области

Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо
ОТВЕТЧИК МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" Новооскольского городского округа
ИСТЕЦ Управление Роспотребнадзора по Белгородской области
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 27.02.19
Передача материалов судье 27.02.19
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению Иск (заявление, жалоба) принят к производству 04.03.19
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 04.03.19
Подготовка дела (собеседование) 19.03.19
Подготовка дела (собеседование) Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 29.03.19
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 29.03.19
Судебное заседание Заседание отложено 16.04.19
Судебное заседание Вынесено решение по делу 26.04.19
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 06.05.19
 

Решение

    Дело № 2-140/2016

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года                             г. Новый Оскол

Новооскольский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего по делу    Притулиной Т.В.,

при секретаре Ярных А.Д.,

в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Новооскольского городского округа о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

МУП «ЖКХ» Новооскольского городского округа, до 29.12.2018 года Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Новооскольского района Белгородской области (далее – МУП «ЖКХ»), осуществляет на территории Новооскольского городского округа обработку и утилизацию неопасных отходов, сбор и обработку сточных вод, сбор неопасных отходов и прочую деятельность по чистке и уборке.

В результате проведенных истцом в сентябре 2017 года плановых мероприятий, установлено нарушение МУП «ЖКХ» законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и вынесено предписание от 29.09.2017 года об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено.

Ссылаясь на то, что все возможные меры административного воздействия на ответчика исчерпаны и надлежащего результата не принесли, Управление Роспотребнадзора по Белгородской области обратилось в суд с иском к МУП «ЖКХ» о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.

В целях соблюдения и обеспечения прав граждан, гарантированных ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду, недопущения вредного влияния процесса разложения твердых бытовых отходов на полигоне, истец, с учетом уточнения иска, просит возложить на ответчика следующие обязанности: в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона для твёрдых бытовых отходов (место расположения которого территория Ниновской территориальной администрации на расстоянии 2,5 км от с. Песчанка Новооскольского района Белгородской области и 3 км от г. Новый Оскол Белгородской области) в его зелёной зоне в зависимости от глубины залегания грунтовых вод оборудовать вторую контрольную скважину, либо колодец или шурф в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;

- выполнить мероприятия по организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) полигона для твёрдых бытовых отходов (ТБО), установив окончательный размер санитарно-защитной зоны, согласовав и утвердив его в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

    Представитель истца обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился в представленном отзыве исковые требования в уточненной редакции о возложении обязанностей оборудовать полигон ТБО второй контрольной скважиной ( колодцем, шурфом) и выполнить работы по организации санитарно-защитной зоны полигона, признал. Вместе с тем, ссылаясь на тяжелое финансовое положение предприятия и длительность процедуры согласования санитарно-защитной зоны, просит установить срок выполнения данных работ не менее 2-х лет.

    Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется ст.42 Конституции Российской Федерации, а также ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон 52-ФЗ).

По правилам статьи 11 Федерального закона 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 1 статьи 39 названного Закона регламентировано, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г N 322, таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года N 16 утверждены и введены в действие Санитарные правила и нормы «СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее по тексту - Санитарные правила).

          Разделом 4 названных Санитарных правил установлены гигиенические требования к устройству хозяйственной зоны полигона ТБО. Так, согласно пунктам 4.6, 6.7 по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона, в зависимости от глубины залегания грунтовых вод, проектируются и устраиваются контрольные шурфы, колодцы или скважины, одна из которых закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), а другие - 1 или 2 ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. N74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Из положений п.п. 2.1, 2.2, 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Из материалов дела следует, что в ведении МУП « ЖКХ» находится полигон для твердых бытовых отходов (далее полигон ТБО), расположенный в 3 км. от г. Новый Оскол и 2,5 км. от с. Песчанка, на территории Ниновской территориальной администрации Администрации Новооскольского городского округа (до 25.12.2018 года Ниновское сельское поселение муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области).

На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Белгородской области № 731 от 11.08.2017 года в отношении МУП «ЖКХ» в период с 01.09.2017 года по 29.09.2017 года проводилась выездная плановая проверка, в ходе которой специалистами территориального отдела были выявлены множественные нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в числе которых :

- в зелёной зоне упомянутого полигона ТБО отсутствует вторая контрольная скважина для учёта влияния складирования ТБО на грунтовые воды, а также не проводятся работы по выполнению лабораторного контроля за состоянием подземных вод, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона для ТБО, что является нарушением п.п. 4.6, 6.7, 6.8, 6.9 санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» (далее - СП 2.1.7.1038-01),     п.п. 4.1.1, 5.1, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01), п.п. 1.5, 2.7, 2.8, 4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СП 1.1.1058-01);

- не проведены работы по выполнению мероприятий по организации санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) для полигона ТБО для установления (окончательного) размера санитарно-защитной зоны, согласованию и утверждению в установленном порядке, что является нарушением п.п.1.5, 2.2, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), п.п. 1, 3.1.6, 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.09.2017 года, с которым согласился представитель предприятия.

В целях устранения допущенных МУП «ЖКХ» нарушений санитарных правил начальником Территориального отдела выдано предписание от 29.09.2017 года, которым установлены меры и срок их устранения до 03.09.2018 года.

Кроме того, за нарушения выявленных санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований директор МУП «ЖКХ» 25.09.2017 года привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

В период с 04.09.2018 года по 01.10.2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Белгородской области от 21.08.2018 года проведена внеплановая документарная проверка МУП «ЖКХ», основанием для проведения которой являлся контроль исполнения предписания от 29.09.2017 года.

В установленный предписанием срок указанные выше нарушения санитарных правил МУП «ЖКХ» не устранило, что подтверждается письменным сообщением директора МУП «ЖКХ» Саркисяна Р.Г. от 27.09.2018 года, а также актом проверки     от 01.10.2018 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новооскольского района Белгородской области от 24.10.2018 года ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Приведенные документы суд принимает в качестве допустимых письменных доказательств, подтверждающих обоснованность иска.

В судебном заседании, нашли свое объективное подтверждение доводы истца о том, что ответчик, в нарушение Закона, в течение длительного времени содержит и эксплуатирует полигон ТБО без разработанных проектов зон их санитарной охраны, которые по своему функциональному назначению являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, а также в отсутствие второй контрольной скважиной (колодца, шурфа), обеспечивающей надлежащий контроль за состоянием грунтовых вод. Ранее принятые к ответчику меры воздействия не принесли должного результата.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по устранению нарушений законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, представляет экологическую опасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и создает реальную опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве защиты гражданских прав пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования о возложении на ответчика обязанностей, подлежат удовлетворению, поскольку являются законной мерой сохранения безопасности здоровья населения Новооскольского района Белгородской области и предостережения в будущем против ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Выполняя требования ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает ответчику сроки исполнения требуемых обязанностей, указанные истцом. При этом исходит из обстоятельств дела, ранее установленного предписанием ответчику срока исполнения требований федеральных санитарных правил. Увеличение же срока исполнения судебного акта до двух лет, о чем ходатайствует ответчик, противоречит целям настоящего иска, направленного на защиту и обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Новооскольского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой освобожден истец при подаче иска.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Новооскольского городского округа о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Новооскольского городского округа обязанности:

- в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона для твёрдых бытовых отходов (место расположения которого территория Ниновской территориальной администрации на расстоянии 2,5 км от с. Песчанка Новооскольского района Белгородской области и 3 км от г. Новый Оскол Белгородской области) в его зелёной зоне в зависимости от глубины залегания грунтовых вод оборудовать вторую контрольную скважину, либо колодец или шурф, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда;

- выполнить мероприятия по организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) полигона для твёрдых бытовых отходов (ТБО), установив окончательный размер санитарно-защитной зоны, согласовав и утвердив его в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

    Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Новооскольского городского округа в доход бюджета Новооскольского городского округа государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в    Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новооскольский районный суд Белгородской области    в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                             

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года

Судья                                               

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс»