Дело № 2а-271/2019
Номер дела: 2а-271/2019
УИН: 71RS0007-01-2019-000259-37
Дата начала: 13.02.2019
Дата рассмотрения: 29.03.2019
Суд: Донской городской суд Тульской области
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2019 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при секретаре Рязанцевой С.А.,
с участием
представителя административных истцов Шленского И.В., Шленского А.И. по доверенности Козлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-271/2019 по административному исковому заявлению Шленского Игоря Валентиновича, Шленского Алексея Игоревича к администрации муниципального образования город Донской о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Донской,
установил:
Шленский И.В., Шленский А.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Донской о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Донской.
В обоснование исковых требований указали, что они обратились в администрацию муниципального образования город Донской Тульской области, с заявлением о переустройстве жилого помещения - <данные изъяты> посредством установки поквартирного прибора отопления (АОГВ).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в удовлетворении данного заявления. Отказ был мотивирован тем, что в соответствии с п.3 ч.4. 1 ст.27 ЖК РФ предоставленный проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует разделу 9 Постановления администрации муниципального образования город Донской от 27.11.2013 №1514 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Донской».
Полагали, чтоданный отказ не основан на нормах действующего законодательства, поскольку технический проект переустройства спорного жилого помещения полностью соответствует строительным нормам, правилам и обязательным требованиям, требованиям пожарной безопасности.
Просили признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переустройстве жилого помещения - <данные изъяты>, незаконным.
Административные истцыШленский И.В., Шленский А.И. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов Шленского И.В., Шленского А.И. по доверенности Козлов А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в содержании административного иска.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования город Донской в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования не признал, в удовлетворении просил отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник управления жилищно-хозяйственного комплекса администрации МО г.Донской Кулик С.Г.
Заинтересованное лицо начальник управления жилищно-хозяйственного комплекса администрации МО г.Донской Кулик С.Г. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административных истцов, допросив специалиста «Донской горгаз» филиал ОАО «Газпром газораспределение Тула» в г. Узловой ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов.
Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.
Согласно п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Согласно пп. "е" п. 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 35 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. "в" п. 35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. "е" п. 35 Правил).
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления., что подтверждается правовой позицией, указанной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 года N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (бывший собственник спорного жилого помещения по адресу: <данные изъяты>) обратилась в филиал ОАО «<данные изъяты>» в г. Узловой и получила Технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (квартиры) №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия технического условия <данные изъяты> года.
Шленскому И.В. и Шленскому А.И. на праве собственности по <данные изъяты> доли в праве принадлежит квартира, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шленский А.И. обратился в администрацию МО город Донской с заявлением о переустройстве жилого помещения (АОГВ) по адресу: <данные изъяты>, представив наряду с иными документами, технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (квартиры) №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ решением начальника управления жилищно-хозяйственного комплекса администрации МО г. Донской Кулик С.Г. отказано в переустройстве жилого помещения посредством установки поквартирного прибора отопления (АОГВ) на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ, так как представленный проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения: «<данные изъяты>» не соответствует требованиям законодательства, а именно разделу 9 постановления администрации муниципального образования город Донской от 27.11.2013 №1514 «<данные изъяты>».
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Постановлением администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Донской» не предусмотрен перевод жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.
В частности, в соответствии с разделом 9 Постановления администрации муниципального образования город Донской от 27.11.2013 №1514 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Донской» в настоящее время возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения отсутствует и в перспективе не предусмотрена.
Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления, индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования г. Донской не предусмотрена.
Многоквартирный дом по адресу: <данные изъяты>, как обособленное здание подключено к тепловым сетям котельной, то есть является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры.
С учетом изложенного, схема теплоснабжения многоквартирных домов, в составе которых находится квартира административных истцов, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а, следовательно, проект переустройства индивидуального отопления квартиры не соответствует требованиям закона.
Кроме того, внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, поэтому отключение квартир в многоквартирном жилом домеотцентральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При этом данное согласие должно быть получено в установленной п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации форме - на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции многоквартирного дома.
Судом установлено, что в <данные изъяты> имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности – квартиры №<данные изъяты>.
Однако согласие Администрации МО г.Донской на реконструкцию системы отопления в квартире административных истцов не получено.
Рассматривая требования об оспаривании решений органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению вопроса о том, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
В ходе судебного заседания представитель истцов пояснил, что оспариваемое решение нарушает права административных истцов, поскольку не позволяет последним установить в спорной квартире индивидуальный источник теплоснабжения (газовый котел).Утверждал, что необходимость установки в квартире административных истцов индивидуального источника теплоснабжения вызвана тем, что в осенне-зимний период в квартире холодно, температура воздуха ниже установленных нормативов.
Между тем, в ходе рассмотрения дела административные истцы не доказали необходимость осуществления реконструкции принадлежащей им квартиры путем установки индивидуального источника теплоснабжения ввиду названных негативных явлений.
Доказательств того, что административные истцына правах собственников спорной квартиры обращались в управляющую компанию с претензией о не соответствии температурного режима в их квартире, каких-либо актов осмотра жилого помещения, содержащих результаты замеров температуры воздуха и отклонение такой температуры от действующих нормативов, не представлено.
Учитывая вышеизложенное,суд приходит к выводу, что заявленные административные требования Шленского И.В., Шленского А.И. о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шленского Игоря Валентиновича, Шленского Алексея Игоревича к администрации муниципального образования город Донской о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Донской - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца дней.
Председательствующий