Дело №3а-527/2019

Номер дела: 3а-527/2019

Уникальный идентификатор: 71OS0000-01-2019-000391-37

Дата начала: 27.06.2019

Суд: Тульский областной суд

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / О признании противоречащими нормативных правовых актов / Оспаривание иных законов субъектов РФ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Администрация г.Тулы
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Верховный Суд Российской Федерации
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО глава МО г.Цкипури Юрий Иванович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Косякин Кирилл Сергеевич
ПРОКУРОР Прокурор города Тулы
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Сервисный центр города Тулы, МКУ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Тульская городская Дума
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 27.06.2019
Передача материалов судье 27.06.2019
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление оставлено без движения 28.06.2019
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд Административное исковое заявление принято к производству 09.07.2019
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 09.07.2019
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 09.07.2019
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 23.07.2019
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 06.08.2019
 

Решение

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2019 года                                                                                         г. Тула

Тульский областной суд в составе:

Председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Звонове А.А.,

с участием

прокурора Болдыревой И.Ю.,

административного истца Косякина К.С.,

представителя административного ответчика Тульской городской Думы по доверенности Шепаровой О.М., действующей также в качестве представителя Главы муниципального образования город Тула по доверенности, представителей заинтересованных лиц администрации города Тулы по доверенности Бурмистрова О.Н., МКУ Сервисный центр города Тулы по доверенности Сидорина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-527/2019 по административному исковому заявлению Косякина Кирилла Сергеевича к Тульской городской Думе о признании недействующим решения Тульской городской Думы № 11/266 от 22.04.2015 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании г. Тула»,

установил:

Решением Тульской городской Думы 5-го созыва от 22 апреля 2015 г. № 11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» в целях развития транспортной системы в муниципальном образовании город Тула и создания единого парковочного пространства города, были утверждены:

- Правила создания и пользования платными городскими парковками (приложение 1).

- Методика расчета и максимальный размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (приложение 2).

-Территориальные зоны организации платных городских парковок (приложение 3).

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Официальный сайт муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru, 22.04.2015.

В настоящее время данный нормативный правовой акт применяется в редакции решений Тульской городской Думы от 27.05.2015 № 12/319, от 15.07.2015 № 14/384, от 30.09.2015 № 16/431, от 25.11.2015 № 18/473, от 27.01.2016 № 20/534, от 23.06.2016 № 25/670, от 23.11.2016 № 31/793, от 22.02.2017 № 35/871, от 24.05.2017 № 38/934, от 19.07.2017 № 40/994, от 27.09.2017 № 42/1049, от 22.11.2017 № 44/1102, от 31.01.2018 № 47/1182, от 30.05.2018 № 52/1269, от 27.06.2018 № 54/1302, от 26.09.2018 № 57/1406, от 28.11.2018 № 59/1439, от 26.12.2018 № 61/1489.

Косякин К.С., являясь лицом эксплуатирующим транспортное средство и имеющим водительское удостоверение, то есть будучи участником правоотношений, регулируемых данным нормативным правовым актом, обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к Тульской городской Думе о признании недействующим решения № 11/266 от 22.04.2015 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании г. Тула» с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что оспариваемый им акт принят административным ответчиком с нарушением его компетенции, предусмотренной Уставом муниципального образования.

Со ссылкой на п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, полагал, что в силу прямого указания пп. 10 п. 1 ст. 53 Устава именно администрация муниципального образования город Тула осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организацию дорожного движения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, Тульская городская Дума приняв оспариваемый нормативный правовой акт вышла за пределы своей компетенции, предусмотренной Уставом муниципального образования.

В судебном заседании административный истец Косякин К.С. поддержал требования административного искового заявления в полном объеме. Настаивал на необходимости определения полномочий Тульской городской Думы путем их конкретного перечисления в Уставе муниципального образования, полагая, что не обозначенные Уставом полномочия Дума самостоятельно принимать на себя не в праве.

Представитель административного ответчика Тульской городской Думы по доверенности Шепарова О.М., выступая также в качестве представителя заинтересованного лица представителя Главы муниципального образования город Тула, возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления, с учетом отсутствия требований федерального законодательства об отнесении к исключительной компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления вопросов организации парковочного пространства на территории муниципального образования и принятого Тульской городской Думой 26.03.2014 году решения № 73/1682 о полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования город Тула в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Представитель заинтересованного лица администрации города Тулы по доверенности Бурмистров О.Н., разделяя позицию представителя административного ответчика указывал, что оспариваемый акт принят компетентным органом, отмечая, что споров между органами местного самоуправления относительно компетенции на принятие данного нормативного правового акта не имеется.

Представитель МКУ Сервисный центр города Тулы по доверенности Сидорин В.В., возражал против удовлетворения заявленных требований и указывал, что представляемое им заинтересованное лицо на основании оспариваемого акта обладает полномочиями Оператора парковки.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Болдыревой И.Ю., полагавшей, что в удовлетворении административного искового заявления административному истцу следует отказать, что изучив письменные материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что постановлением административной комиссии муниципального образования города Тулы № 03205050560471000000431543 от 25.04.2019, оставленным без изменения решением Советского районного суда г. Тулы от 27.05.2019 Косякин К.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.12 Закона Тульской области от 09.06.2003 № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2500 руб., следовательно, Косякин К.С. является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым им нормативным правовым актом, а значит, он обладает правовой заинтересованностью в рассмотрении спора по существу.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2).

Анализируя содержание оспариваемого акта, суд приходит к выводу, что он отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку принят органом местного самоуправления, обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и направлен на правовое регулирование общественных отношений по созданию и использованию в муниципальном образовании город Тула на платной основе парковок (парковочных мест).

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта; форму и вид, в которых орган, вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Поскольку датой принятия оспариваемого нормативного правового акта является 22 апреля 2015 года, судом приводится содержание норм законодательства в редакции, действовавшей на момент его принятия.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 1 статьи 21 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ).

Согласно пунктам 3.1 - 3.3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (в редакции Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ).

Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В силу требований ч.1 статьи 43 названного закона в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

При этом, устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, определяя в силу пп. 5 ч.1 ст. 44 закона № 131-ФЗ полномочия выборных и иных органов местного самоуправления ( ч. 2 ст. 43 закона № 131-ФЗ).

В силу ч. 3 указанной статьи представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. (в ред. Федеральных законов от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 ст. 17 указанного закона по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Таким образом, конструкция приведенной дефиниции путем использования в ней словосочетания «могут устанавливаться» не содержит императивного требования закрепления в уставе муниципального образования распределения полномочий между органами местного самоуправления всех вопросов местного значения, следовательно, данные полномочия могут закрепляться иными нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции данных органов, поскольку согласно п.10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования. (п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ)

При этом в силу п. 11 цитируемой статьи иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В свою очередь, согласно п.1 ст. 37 закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные правовые установления содержатся и в Законе Тульской области № 2168-ЗТО от 10 июля 2014 года «О регулировании отдельных правоотношений связанных с организацией и деятельностью органов местного самоуправления на территории Тульской области».

Таким образом, ни федеральное, ни региональное законодательство на момент принятия оспариваемого решения не определяли конкретный орган местного самоуправления, к исключительной компетенции которого отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест.

Частью 1 статьи 15 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 09.02.1997, в редакции от 28.01.2015 действующей на момент принятия оспариваемого решения, предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Тульская городская Дума;

2) Глава муниципального образования;

3)местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) - администрация города Тулы;

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольная комиссия муниципального образования город Тула (контрольная комиссия города Тулы).

При этом, в силу требований ч. 2,3 указанной статьи органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом в соответствии с законом Тульской области.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 16 Устава к вопросам местного значения муниципального образования, в числе прочих относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 в ред. решения Тульской городской Думы от 30.11.2011 № 36/722, действующего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Пунктом 6 ст. 36 Устава определена исключительная компетенция Тульской городской Думы, при этом данная статья содержит пункт 7, согласно которому иные полномочия Тульской городской Думы определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом (Основным Законом) Тульской области и настоящим Уставом.

П. 1 ст. 45 Устава предусматривает, что в исключительном ведении Тульской городской Думы находятся принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, а также иные вопросы, отнесенные к ведению Тульской городской Думы ее решениями.

Таким образом, устав муниципального образования прямо предусматривает отнесение к компетенции Тульской городской Думы как вопросов принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, так и вопросов отнесенных к ее ведению решениями данного органа местного самоуправления.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 53 Устава администрация муниципального образования город Тула (в ред. решения Тульской городской Думы от 02.09.2011 № 30/621) администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.

В силу пп. 10 п. 2 ст. 53 Устава, на которую ссылается административный истец в обоснование заявленных требований,    администрация муниципального образования город Тула осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организацию дорожного движения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в данной редакции статья изложена решением Тульской городской Думы от 28.11.2018 № 59/1435 и более того, данной редакцией также не предусмотрена компетенция администрации муниципального образования на принятие правил организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула.

Таким образом, вопросы организации платных городских парковок в муниципальном образовании г. Тула Уставом города Тулы на момент издания оспариваемого акта, вопреки доводов административного истца, не были отнесены к исключительной компетенции администрации города.

Более того, судом установлено, что 26 марта 2014 года Тульской городской Думой 4-го созыва было принято решение № 73/1682 о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

К полномочиям Тульской городской Думы в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности были отнесены:

- принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

- принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

- установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

- установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

- осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесенных федеральными законами, законами Тульской области к полномочиям представительных органов местного самоуправления.

В свою очередь, администрация города Тулы была уполномочена на осуществление функций в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности:

- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

- определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

- установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

- использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета муниципального образования город Тула на указанные цели;

- осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесенных федеральными законами, законами Тульской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Решением Тульской городской Думы от 27.05.2015 № 12/300 «О внесении изменений в решение Тульской городской Думы от 26.03.2014 № 73/1682 «О полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования город Тула в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности» компетенция Тульской городской Думы была дополнена принятием решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования, а абзац «установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения» был исключен.

Кроме того, по мнению суда, заслуживает внимания позиция представителя административного ответчика о компетенции Тульской городской Думы на принятие оспариваемого акта и в связи с его отнесением к общеобязательным правилам по предметам ведения муниципального образования, поскольку указанный нормативный правовой акт содержит разъяснения по вопросам местного значения, в частности, организации парковочного пространства, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

В силу требований ст. 60 Устава по вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Статьей 65 Устава (в ред. решения Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/72) предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат подписанию и опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первое размещение (опубликование) их полного текста на официальном сайте муниципального образования город Тула в сети "Интернет" по адресу: http://www.npacity.tula.ru. ( ч. 2,3 ст. 65 Устава)

Из материалов дела следует, что 22 апреля 2015 г. состоялось очередное 11 заседание Тульской городской Думы 5-го созыва, на которой из общего количества, составляющего 36 депутатов ( п. 4 ст. 36 Устава) на начало заседания присутствовали 26 депутатов, на конец заседания – 25 депутатов.

На повестке дня указанного заседания (пункт 20) был поставлен вопрос об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула.

По указанному вопросу, за его принятие проголосовали 25 депутатов, воздержались 0 депутатов, не голосовал 0 депутатов.

Таким образом, Тульской городской Думой с соблюдением порядка принятия муниципальных правовых актов большинством голосов депутатов было принято решение от 22 апреля 2015 г. № 11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула», которым утверждены:

- Правила создания и пользования платными городскими парковками (приложение 1).

- Методика расчета и максимальный размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (приложение 2).

- Территориальные зоны организации платных городских парковок (приложение 3).

Кроме того, было признано утратившим силу решение Тульской городской Думы от 28.05.2014 № 76/1772 «О создании и использовании платных автомобильных парковок в муниципальном образовании город Тула».

В силу п. 8 оспариваемого Решения оно вступило в силу со дня его опубликования.

Указанное решение было опубликовано на «Официальном сайте муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru, 22.04.2015.

В материалы административного дела административным ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе: протокола 11-го заседания Тульской городской Думы 5-го созыва от 22.04.2015, со списком и ведомостью регистрации депутатов, пояснительной записки к проекту оспариваемого решения, Решение от 22 апреля 2015 г. № 11/266 « Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» и сведения о его опубликовании.

Таким образом, суд, проверив соблюдение требований к компетенции органа, принявшего нормативный правовой акт, форме, виду и процедуре принятия Решения от 22 апреля 2015 г. № 11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула», а также порядку его опубликования, приходит к выводу о том, что оспариваемый акт принят в соответствии с предусмотренной процедурой компетентным органом и опубликован в установленном порядке, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Косякина Кирилла Сергеевича к Тульской городской Думе о признании недействующим решения Тульской городской Думы № 11/266 от 22.04.2015 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании г. Тула», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                               

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».