Дело № 2-927/2019
Номер дела: 2-927/2019
Дата начала: 09.04.2019
Дата рассмотрения: 01.08.2019
Суд: Елизовский районный суд Камчатский края
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решения
Дело № 2-927/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2019 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,
с участием представителя истца Лукиенко Е.А.,
представителя ответчика Коваленко Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукиенко Александра Евгеньевича к Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» о взыскании упущенной выгоды,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Лукиенко А.Е. обратился в суд с иском к ответчикам, военному комиссару г. Елизово, Соболевского и Усть-Большерецкого районов Кухмистрову С.В., военному комиссару Камчатского края Ковбасюк Б.А. о взыскании с ответчиков в равных долях упущенной выгоды в размере 291 758 рублей 39 копеек. В обоснование иска указал, что весной 2018 года он был призван на военную службу в армию. Поскольку военный комиссар Кухмистров С.В. не предоставил призывной комиссии полных и достоверных сведений о призывнике Лукиенко А.Е., военный комиссариат Камчатского края, будучи оповещенным о данном обстоятельстве, не принял меры к устранению допущенных нарушений, в результате истец был уволен с работы в АО «Камчатское авиационное предприятие» на основании п.1 ч.1 ст.83 ТК РФ - в связи с призывом на военную службу. Вступившим в законную силу решением Елизовского районного суда Камчатского края признано незаконным и отменено решение призывной комиссии Елизовского муниципального района Камчатского края о призыве Лукиенко А.Е. на военную службу. Указанные выше обстоятельства, по мнению истца, дают ему право на возмещение недополученных доходов (упущенной выгоды) в связи с незаконным призывом на военную службу и вынужденным увольнением. Общее время нахождения на военной службе истца составило 133 дня (с 31 мая 2018 года по 10 октября 2018 года). Общая сумма налога и доходов истца за 2018 год составила 329 050 рублей 82 копейки. Учитывая, что в 2018 году истец отработал 5 месяцев, средняя сумма выплат в месяц составила 65 810 рублей 16 копеек. Средняя сумма начислений за день составила 2 193 рубля 67 копеек (65 810,16/30 = 2193,67). Сумма упущенной выгоды (недополученного заработка) составила 291 758 рублей 39 копеек (в том числе, сумма налога в размере 37 928 рублей 59 копеек), из расчета: 2 193,67 (сумма дневного заработка) х 133 дня (период нахождения на военной службе) = 291 758,39. По указанным основаниям, ссылаясь на положения ст.15 ГК РФ, обратился с изложенными выше требованиями.
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 11 июня 2019 года по ходатайству представителя истца Лукиенко Е.А. произведена замена ненадлежащих ответчиков – военного комиссара г. Елизово, Соболевского и Усть-Большерецкого районов Кухмистрова С.В., военного комиссара Камчатского края Ковбасюк Б.А. на надлежащих – Российскую Федерацию в лице Министерства Обороны Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края».
Истец Лукиенко А.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленного суду заявления, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Лукиенко Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить, суду пояснил, что поскольку судом был установлен факт незаконного призыва на срочную службу его сына, из-за чего он был уволен с работы, Лукиенко А.Е. имеет право на взыскание с ответчика упущенной выгоды в виде неполученной заработной платы за период, пока он находился в Вооруженных Силах Российской Федерации. Не согласился с контр расчётом упущенной выгоды, составленной ответчиком, полагал его составленным неправильно. Добавил, что решение призывной комиссии истец не обжаловал в порядке подчиненности, так как воспользовался правом на судебную защиту. Несмотря на то, что 13 сентября 2019 года состоялось решение суда апелляционной инстанции, оставившего без изменения решение суда первой инстанции, его сын находился в Вооруженных Силах Российской Федерации по 10 октября 2018 года. В период срочной службы истец был лишен получать заработную плату.
В судебном заседании представитель ответчика Коваленко Е.Л. исковые требования не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям, из которых следует, что истцом не представлено доказательств того, что действия ответчиков привели к неполучению доходов. Представленный Лукиенко Е.А. расчет неполученной заработной платы является приблизительным, завышенным, кроме того, в период прохождения военной службы истец был обеспечен денежным довольствием в размере 10 000 рублей, вещевым имуществом личного пользования на сумму 14 388 рублей 91 копейки и продовольственным обеспечением на сумму 77 808 рублей 99 копеек, в связи с чем в случае, если суд признает исковые требования обоснованными, из размера упущенной выгоды вышеуказанные суммы должны быть исключены. Добавила, что в ходе судебного разбирательства дела истцом не представлено доказательств того, что Военный комиссариат Камчатского края или Министерство Обороны Российской Федерации причастны к незаконному призыву истца в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Судом было признано незаконным решение призывной комиссии Елизовского муниципального района Камчатского края, которая не имеет никакого отношения к ответчикам. Трудовой договор истца не содержит доказательств, что заработная плата выплачивалась бы ему в период прохождения военной службы по призыву. В период прохождения военной службы по призыву Лукиенко находился на полном государственном обеспечении, получал питание, был одет в форменное обмундирование. Истец не предпринял никаких мер для того, чтобы исключить последствия незаконного призыва в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. По мнению представителя ответчика, он умышленно тянул время, поскольку ему был необходим военный билет.
Ответчик, Министерство Обороны Российской Федерации, в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще.
Третьи лица, УФК по Камчатскому краю, призывная комиссия Елизовского муниципального района, в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, мнения по иску не представили.
На основании ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения представителей сторон, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца Лукиенко Е.А, представителя ответчика Коваленко Е.Л., изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы административного дела № 2А-1010/2018, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе, призыв на военную службу.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ).
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Одной из задач военных комиссариатов является организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Призыв на военную службу является одной из форм осуществления воинской обязанности гражданами Российской Федерации. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов. Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Аналогичное положение содержится в ст. 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую ответственность в случае осуществления незаконного призыва на военную службу несет непосредственно само государство - Российская Федерация.
Как следует из ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ч. 3 ст. 126 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Положениями ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
В суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с п. п. 31 п.9 раздела 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации - Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) - (п.5 раздела 1).
Министерство обороны Российской Федерации организует совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работу по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, поступлению граждан Российской Федерации в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил, профессиональной переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (п.33 раздела 2).
Все расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с решением вопросов о призыве, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Частью 2 ст. 15 ГК РФ регламентировано, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 14 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из приведенных норм во взаимосвязи со статьей 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьи 1089 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, следует, что обязанность по возмещению вреда военнослужащим и приравненным к ним лицам в порядке главы 59 ГК РФ возникает в случае установления вины государственных органов или должностных лиц в причинении данного вреда.
Следовательно, по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по возмещению ущерба являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Таким образом, обязанность по возмещению упущенной выгоды может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов и лиц в причинении вреда.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, решением призывной комиссии Елизовского муниципального района Камчатского края (протокол № 2 от 12 апреля 2018 года) о призыве на военную службу истец Лукиенко А.Е. был призван на военную службу и предназначен в части ВМФ (надводные корабли).
Вступившим в законную силу решением Елизовского районного суда Камчатского края от 09 июля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Камчатского краевого суда от 13 сентября 2018 года, по административному делу № 2а-1010/2018 признано незаконным и отменено решение призывной комиссии Елизовского муниципального района Камчатского края (протокол № 2 от 12.04.2018) о призыве Лукиенко Александра Евгеньевича на военную службу.
Общее время нахождения Лукиенко А.Е. на военной службе составило 133 дня, с 31 мая 2018 года по 10 октября 2018 года.
Судом также установлено, что Лукиенко А.Е. приказом генерального директора АО «Камчатское авиационное предприятие» был принят с 14 августа 2017 года на должность второго пилота воздушного судна АН-26 звена Ан-26 эскадрильи самолетов летного отряда АО «Камчатское авиационное предприятие» с должностным окладом 16160,0 рублей, доплата 8% за УТ, районный коэффициент 1,8, северные надбавки – 80%.
Приказом генерального директора АО «Камчатское авиационное предприятие» от 30 мая 2018 года № 319/л, на основании п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с призывом на военную службу с Лукиенко А.Е. расторгнут трудовой договор с 30 мая 2018 года, выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 43 календарных дней, произведен окончательный расчет.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений закона и установленных обстоятельств в их совокупности, с учетом ч.2 ст. 61 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела нашел свое подтверждение факт незаконного призыва Лукиенко на военную службу, в результате которого с истцом был расторгнут трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, Лукиенко был уволен с основного места работы, соответственно в период прохождения службы он был лишен возможности получать заработную плату, установленную ему работодателем, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлены и не добыто таковых обстоятельств в ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела, следовательно, заработная плата, которая могла быть получена Лукиенко в период прохождения службы по призыву, с 31 мая 2018 года по 10 октября 2018 года, является упущенной выгодой.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы стороны ответчика об отсутствии вины Министерства Обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в незаконном призыве Лукиенко А.Е. на военную службу судом отклоняется как необоснованный, поскольку в ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела установлено, что незаконный призыв на военную службу Лукиенко А.Е. осуществлен призывной комиссией Елизовского муниципального района, которая хоть и не является органом государственной власти, но осуществляет властные полномочия, выражающиеся в принятии решения о призыве на военную службу, от имени и в интересах Российской Федерации. Кроме того, как изложено выше, в силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Правовую ответственность в случае осуществления незаконного призыва на военную службу несет непосредственно само государство - Российская Федерация. В этой связи за причиненный призывной комиссией вред ответственность несет государство за счет казны Российской Федерации, от имени которой в соответствии со ст. 1071 ГК РФ выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Доводы стороны ответчика о том, что в период призыва на военную службу истец мог быть уволен с работы по иным основаниям, а также то, что трудовой договор, заключенный с Лукиенко А.Е., не содержит данных о том, что заработная плата в период прохождения военной службы выплачивалась бы Лукиенко в том же размере, что и до призыва на службу, судом отклоняется как необоснованный, поскольку является предположением, не основанным на доказательствах, представленных сторонами в материалы дела.
Разрешая вопрос о размере упущенной выгоды, суд приходит к следующему.
Истец Лукиенко Е.А. полагает, что в результате незаконного призыва в армию он лишился возможности получать заработную плату в период призыва с 31 мая 2018 года по 10 октября 2018 года, определив сумму упущенной выгоды в размере 291 758 рублей 39 копеек, из расчета 329050 рублей 82 копейки (доход за 5 месяцев 2018 года) / 5 (месяцев 2018 года) =65810,16 /30 (дней в месяце) =2193,67 х 133 дня = 291758,39 рублей.
Стороной ответчика представлен свой расчет упущенной выгоды, согласно которому её размер составил 102 553 рубля 94 копейки, в том числе НДФЛ 13 % - 13332 рубля, из расчета: 11163 рубля – минимальный размер оплаты труда по Российской Федерации с 01.01.2018 по 31.12.2018, 20 % северные надбавки с 31.05.2018 по 13.08.2018; 40% северные надбавки с 14.08.2018 по 10.10.2018.
Проверив правильность расчетов, представленных сторонами, суд не соглашается ни с одним из них.
Так, расчет, представленный истцом, не может быть положен в основу определения размера упущенной выгоды, поскольку размер среднедневного заработка и количество рабочих дней, которые истец мог бы отработать в период призыва на военную службу, рассчитан не в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Не находит оснований суд согласиться и с расчетом стороны ответчика о размере неполученного истцом заработка, поскольку в основу данного расчета положен минимальный размер оплаты труда по Российской Федерации, а не полученная истцом заработная плата за период его работы, которая подтверждается документально. Также не учтены северные надбавки в размере 80%, установленные истцу Лукиенко при приеме на работу и закрепленные в трудовом договоре.
При таких обстоятельствах суд производит собственный расчет.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В соответствии с п.3 Порядка, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
В силу п. 9 Порядка, средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Согласно справки АО «Камчатское авиационное предприятие», среднедневной заработок Лукиенко А.Е. составляет 2628 рублей 15 копеек, в период работы Лукиенко А.Е. была установлена 5-дневная рабочая неделя.
За период нахождения истца в Вооруженных силах РФ, с 31.05.2018 по 10.10.2018 количество рабочих дней по данным производственного календаря на 2018 год для 5-дневной рабочей недели составляет 94 дня (1 рабочий день (31 мая +20 рабочих дней (июнь) + 22 рабочих дня (июль) + 23 рабочих дня (август) + 20 рабочих дней (сентябрь)+8 рабочих дней (октябрь).
Итого, размер неполученной истцом заработной платы за период с 31.05.2018 по 10.10.2018 составляет 247 046 рублей 10 копеек (2628,15 х 94), за вычетом 13 % налога – 214 930 рублей 06 копеек.
Исходя из приведенных разъяснений Верховного суда Российской Федерации, из данной суммы судом исключается выходное пособие, полученное Лукиенко при увольнении, в размере 26472 рубля 50 копеек.
Итого размер упущенной выгоды составляет 188 457 рублей 56 копеек.
Оснований к зачету в счет неполученного истцом заработка денежного довольствия в размере 10 000 рублей суд не усматривает, поскольку согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула. В данном случае суд полагает возможным применить общеправовой принцип аналогии закона, согласно которому в случае, если отношения прямо не урегулированы нормой права, допускается применение правовой нормы, регулирующей сходные отношения.
Оснований к вычету из размера упущенной выгоды денежных средств, затраченных на Лукиенко А.Е. в период прохождения им службы по призыву, на его вещевое обеспечение на сумму 14388 рублей 91 копейки, на продовольственное обеспечение на сумму 77808 рублей 99 копеек, суд не усматривает, поскольку данные расходы были необходимы для обеспечения истца питанием и вещевым обмундированием на период службы по призыву. В рамках рассматриваемого спора указанные суммы не могут быть вычтены из размера неполученного истцом Лукиенко заработка.
Учитывая изложенное, исковые требования Лукиенко А.Е. о взыскании упущенной выгоды подлежат удовлетворению частично, на сумму 188 457 рублей 56 копеек, которая подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лукиенко Александра Евгеньевича к Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» о возмещении упущенной выгоды – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лукиенко Александра Евгеньевича упущенную выгоду за период с 31 мая 2018 года по 10 октября 2018 года в размере 188 457 рублей 56 копеек.
В удовлетворении исковых требований Лукиенко Александра Евгеньевича о взыскании с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края», с Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации упущенной выгоды в размере 103 300 рублей 83 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу изготовлено 06 августа 2019 года.
Судья подпись С.С. Бондаренко
Копия верна Судья С.С. Бондаренко