Дело № 2а-1455/2019
Номер дела: 2а-1455/2019
Дата начала: 06.08.2019
Суд: Ингодинский районный суд г. Чита
Судья: Шишкарева Светлана Александровна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
дело № 2а-1455/2019
75RS0002-01-2019-001921-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Чита 11 октября 2019 года
Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., при секретаре Петровой В.А.,
с участием административного истца Кабаковой А.С., представителя административных ответчиков и заинтересованных лиц Абраменковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кабаковой А. С. в интересах несовершеннолетнего ребенка Кабакова С. Е. к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» (далее – Комитет), администрации городского округа «Город Чита» об оспаривании бездействия, понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с вышеназванным административным иском, Кабакова А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего Кабакова С.Е., просила признать незаконным бездействие Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непредоставлении места несовершеннолетнему Кабакову С. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Центрального и Ингодинского административных районов городского округа «Город Чита» в 2019 учебном году, возложить обязанность в течение одного месяца создать и предоставить место в одном из выбранных учреждений - детских садах №40, 55, 68. В обоснование данных требований сослалась на то, что Кабаков С.Е. относится к категории детей, имеющих право на льготное зачисление в детские сады, с 06.08.2017 состоит на учете на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении, которым при распределении на учебный 2019-2020 год не обеспечен, ввиду отсутствия свободных мест, при этом альтернативные варианты устройства ребенка в детский сад административным ответчиком не предложены. Такое бездействие считает незаконным и нарушающим конституционное право на получение бесплатного дошкольного образования.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского округа "Город Чита", в качестве заинтересованных лиц - муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №68", "Детский сад комбинированного вида №55", "Центр развития ребенка - детский сад №83", "Детский сад присмотра и оздоровления №40" (далее по тексту - учреждения, детские сады №68, №55, №83, №40 соответственно).
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков и заинтересованных лиц Абраменкова Е.А. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено из дела, с ДД.ММ.ГГГГ сын Кабаковой А.С. - Кабаков С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес> (Ингодинский административный район городского округа "Город Чита"), состоит на учете на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении детский сад №40 (зарегистрирован в региональной автоматизированной информационной системе "Е-услуги. Образование", имеет право на льготное (первоочередное) зачисление как ребенок сотрудников органов внутренних дел).
Ребенок относится к возрастной группе от 2 до 3 лет, на учебный 2019-2020 год согласно сведениям информационной системы "Е-услуги. Образование" родителями ребенка заявлены детские сады №№ 83, 10, 1, 97, 40.
В апреле - мае 2019 года проведено распределение мест в детских садах, однако Кабаков С.Е. направлен в дошкольное учреждение не был, очередное распределение состоится не ранее апреля 2020 года.
Письмом от 19.06.2019 Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" административному истцу сообщил, что в рамках состоявшегося распределения осуществлялся набор детей в данную возрастную группу в детский сад №40, куда направлены дети, зарегистрированные в указанной информационной системе ранее Кабакова С.Е. и имеющие право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду. При этом детьми данной возрастной группы детские сады №83, 10, 1, 97 не комплектовались. Позиция Кабакова С.Е. среди категории детей, имеющих льготные основания для предоставления мест в детском саду в автоматизированной системе колеблется от второй до двадцатой, свободных вакансий нет, поэтому возможность предоставления места в детском саду отсутствует, однако предпринимаются меры по реконструкции и строительству, капитальному ремонту дошкольных образовательных учреждений в 2019 году, на декабрь 2019 года планируется ввести в эксплуатацию пристройки к детским садам №№ 35, 45, 66, 28, 87, информация о комплектовании данных объектов будет предоставлена на сайте Комитета.
После получения указанной информации на обращения Кабаковой А.С. также последовал ответ из администрации городского округа "Город Чита" от 24.07.2019 аналогичного содержания.
Поскольку, несмотря на достижение Кабаковым С.Е. соответствующего возраста, место ему ни в одном из муниципальных образовательных учреждениях предоставлено не было, Кабакова А.С. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении ее ребенку общедоступного и бесплатного дошкольного образования и возложении обязанности организовать и предложить для Кабакова С.Е. место в одном из выбранных муниципальных дошкольных образовательных учреждениях применительно к месту проживания.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Вместе с тем, требования законодательства в приведенной части административным ответчиком не исполнены, меры по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в том числе после соответствующих обращений Кабаковой А.С. по данному вопросу, не принимались ни путем распределения места в конкретном детском саду, ни путем предложения места в ином дошкольном образовательном учреждении применительно к району проживания ребенка и применительно к иным избранным дошкольным образовательным учреждениям, несмотря на то, что Кабаков С.Е. достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования и состоял на соответствующем учете в органах местного самоуправления. С непредоставлением места в таком образовательном учреждении с учетом того, что Кабакова А.С. не работает и не получает дохода, и в данной семье имеется еще один несовершеннолетний ребенок, родители ребенка несут значительные и вынужденные финансовые потери, оплачивая посещение Кабаковым С.Е. частного детского сада, куда ребенок оформлен родителями в силу существующих обстоятельств и в целях своевременного получения дошкольного образования.
С учетом изложенных фактических обстоятельств перечисленные выше действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего сына административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.
В рассматриваемом деле подлежат применению положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности (данная правовая позиция приведена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019 по делу №33-КГ18-13).
Между тем административный ответчик в нарушение требования ч.10 ст. 226 КАС РФ не представил доказательств принятия таких мер.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Таким образом, суд считает, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего Кабакова С.Е. на доступное и бесплатное дошкольное образование.
При таком положении допущенное бездействие органа местного самоуправления в лице Комитета в силу существующего правового регулирования признается незаконным, вследствие чего заявленные требования подлежат удовлетворению.
На Комитет подлежит возложению обязанность по предоставлению Кабакову С.Е. места в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений согласно соответствующей возрастной группе и выбранному перечню таких учреждений, указанному в АИС «Е-услуги. Образование», а при отсутствии свободных мест – предложить альтернативные варианты для устройства Кабакова С.Е. в иные муниципальные дошкольные образовательные учреждения в доступной близости от места проживания ребенка, с последующим устройством в одно из них, исходя из п.19 Письма Министерства образования и науки от 08.08.2013 №08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений".
Постанавливая решение в изложенной формулировке без приведения детских садов, поименованных в административном иске, суд учитывает пояснения представителя административного ответчика в суде о предстоящем реформировании (объединении) ряда детских садов, в том числе из числа избранных административным истцом, что повлияет на их дальнейшие наименования, официальные сведения о которых на момент рассмотрения дела не известны.
Согласно ст.187 КАС РФ в соответствии с характером заявленных требований суд определяет срок исполнения решения суда один месяц с момента вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить.
признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» в лице Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непредоставлении места несовершеннолетнему Кабакову С. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Центрального и Ингодинского административных районов городского округа «Город Чита» в 2019 учебном году.
Обязать Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить несовершеннолетнему Кабакову С. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений согласно соответствующей возрастной группе и выбранному перечню таких учреждений, указанному в АИС «Е-услуги. Образование», а при отсутствии свободных мест – предложить альтернативные варианты для устройства Кабакова С.Е. в иные муниципальные дошкольные образовательные учреждения в доступной близости от места проживания ребенка с последующим устройством в одно из них.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Шишкарева
Решение суда в окончательной форме принято 25.10.2019