Дело № 2а-2886/2019

Номер дела: 2а-2886/2019

Дата начала: 14.08.2019

Суд: Канский городской суд Красноярского края

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Жалобы на решения квалификационной коллегии судей
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Канский межрайонный прокурор
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкин Эдуард Александрович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 22.03.2020
Передача материалов судье 22.03.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 22.03.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 22.03.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 22.03.2020
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала 22.03.2020
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала 22.03.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу 22.03.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 28.11.2019
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 28.11.2019
 

Решение

Дело № 2а-2886/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2019 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Филипова В.А.,

при секретаре Михайловой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкину Э.А., отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району, Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании бездействия должностного лица по неисполнению представления заместителя Канского межрайонного прокурора, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкину Э.А., о признании бездействия должностного лица по неисполнению представления заместителя Канского межрайонного прокурора незаконным.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому, функций по организации и контролю за осуществлением деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями требований о пожарной безопасности, выявлены факты бездействия. Все организации с муниципальной формой собственности с массовым пребыванием людей, расположенные на территории г. Канска и Канского района заключили договоры на обслуживание системы безопасности «Лавина» с ООО «Противопожарные системы защиты». Сигнал с систем пожарной сигнализации в указанных упреждениях дублируется на пульт Единой дежурно-диспетчерской службы г. Канска и Канского района. Извещения о пожаре должны передаваться на пульт пожарной охраны в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. В связи с чем, в случае возгорания дежурные лица могут быть лишены доступа к средствам связи, находиться в беспомощном состоянии вследствие возгорания, что не позволит им передать соответствующий сигнал о возгорании. В нарушение положений закона, несмотря на явные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в образовательных, культурных, спортивных учреждениях г. Канска и Канского района ОНД данные нарушения, в том числе при приемке образовательных учреждений к учебному году, на протяжении четырех лет не выявлялись, меры к устранению данных нарушений не предпринимались. С целью устранения нарушений 24.06.2019 в адрес начальника ОНД Заичкина Э.А. внесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения представления 26.07.2019 в адрес прокуратуры поступил ответ начальника о том, что имеющаяся организация вывода сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не противоречит действующему законодательству.

Указывая на изложенные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкина Э.А., в части неисполнения требований прокурора, изложенных в п. 1, 2 резолютивной части представления заместителя Канского межрайонного прокурора от 24.06.2019 №7-01-2019 «Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности» и возложить на начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкина Э.А., не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу, исполнить требования прокурора, изложенные в п. 1,2 резолютивной части представления.

Судом привлечены в качестве административных соответчиков отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району, МЧС по Красноярскому краю.

В судебном заседании прокурор Кожакин Д.А., поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району - Заичкин Э.А. и его представитель Шевцова Е.Г., возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что ни на момент вынесения соответствующего представления прокурора, на в настоящее время, Заичкин Э.А. не бездействовал, проводилась большая и объемная работа по организации дублирования сигналов от хозяйствующих субъектов на пульт подразделения пожарной охраны в зданиях соответствующих классов функциональной пожарной опасности.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО «Противопожарные системы защиты» - Погоденков В.К., в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представители заинтересованных лиц, администрации г. Канска, ФГКУ «10 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю», в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, под которой понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии (ст.1,3 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Нормами 1,6.7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация, обладающая необходимой автономией, то есть самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч.1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", по классу функциональной пожарной опасности здания общеобразовательных организаций относятся к Ф 4.1; здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций - Ф 1.1; здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования - Ф 4.2.; гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов – Ф 1.2.

Статьей 6 настоящего Закона установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны предусматриваться в соответствии с требованиями настоящего Закона.

С 14 июля 2014 г. вступила в действие норма ч.7 ст.83 настоящего Закона, которой предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Согласно п.1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору. Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций.

Подп. «б, в, д, е» п.17 названного предусмотрены обязанности должностных лиц органов государственного пожарного надзора: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан; проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном законодательством Российской Федерации порядке; не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; в установленном порядке предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, гражданину, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.

Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

В соответствии с п.5 регламента предметом федерального государственного пожарного надзора является: соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.

Согласно п. 6 регламента органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан.

Согласно п.9 регламента должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности; соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений; запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что 13.07.2015 распоряжением главы г.Канска № 388, принятым в целях обеспечения пожарной безопасности учреждений с массовым пребыванием людей с помощью интегрированной системы безопасности «Лавина», были возложены обязанности на МКУ «Управление по делам ГО и ЧС администрации г.Канска» по заключению договора безвозмездного пользования оборудованием интегрированной системы безопасности «Лавина» с ООО «Противопожарные системы защиты».

14.07.2015 во исполнение Распоряжения между МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Канска» (пользователь) и ООО «Противопожарные системы защиты» (организация) был заключен Договор № 04.07.2015 безвозмездного пользования оборудованием, по условиям которого оборудование интегрированной системы безопасности «Лавина», было передано и установлено в помещениях Единой дежурно-диспетчерской службы города Канска и Канского района (МЕДДС) по адресу г. Канск, ул. Урицкого 143, а также по адресу г. Канск, 1-й Военный городок д.1, пом. 19

Все организации с муниципальной формой собственности с массовым пребыванием людей, расположенные на территории г. Канска и Канского района заключили договоры на обслуживание системы безопасности «Лавина» с ООО «Противопожарные системы защиты»

В соответствии с ч. 7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации ответчика должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт пожарно-спасательного подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Дублирование сигналов на пульт подразделения пожарной охраны может предусматриваться любым доступным способом, исключающим влияние "человеческого фактора", то есть без участия дежурного персонала. При этом, могут быть применены различные средства связи и оборудование, обеспечивающие эффективное дублирование сигнала и удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.

В нарушение ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, в зданиях по классу функциональной пожарной опасности Ф 4.1, Ф 1.1, Ф 4.2,Ф 1.2 на территории г. Канска и Канского района, ОНД данные нарушения, в том числе при приемке образовательных учреждений к учебному году, на протяжении нескольких лет не выявлялись, с целью устранения нарушений 24.06.2019 в адрес начальника ОНД Заичкина Э.А. внесено представление об устранении нарушений, в пунктах 1 и 2 резолютивной части которого прокурор требовал безотлагательно рассмотреть данное представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; предпринять меры направленные на устранение требований пожарной безопасности на объектах защиты Ф 1.1., Ф1.2., Ф 4.1., Ф.4.2, посредством проведения проверок и выдачи предписаний.

По результатам рассмотрения представления 26.07.2019, в адрес прокуратуры поступил ответ начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району Заичкина Э.А. о том, что имеющаяся организация вывода сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, несмотря на указанный ответ, административным ответчиком в рамках рассмотрения настоящего дела представлены документы, относящиеся к организации дублирования сигналов от хозяйствующих субъектов на пульт подразделения пожарной охраны в зданиях соответствующих классов функциональной пожарной опасности.

Так из протокола заседания комиссии муниципального штаба по подготовке образовательных организаций Канского района к новому 2019-2020 учебному году от 14.06.2019 №2, а также из протокола рабочего освещения по подготовке образовательных организаций г. Канска 2019-2020 учебному году от 01.07.2019, т.е., до вынесения соответствующего представления прокурором и непосредственно, ч/з четыре дня после его получения, начальником ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району Заичкиным Э.А. (назначенным на указанную должность в феврале 2019 г.) до сведения соответствующих должностных лиц муниципального образования, доведена информация о необходимости организации работы по наладке дублирования сигналов от хозяйствующих субъектов на пульт подразделения пожарной охраны в зданиях соответствующих классов функциональной пожарной опасности (т.1 л.д. 138-139, 145-146), установлены сроки окончания данных мероприятий по Канскому району до 02.09.2019, по г. Канску до 26.08.2019, назначены ответственные должностные лица.

В рамках организации мероприятий по наладке дублирования сигналов от хозяйствующих субъектов на пульт подразделения пожарной охраны в зданиях соответствующих классов функциональной пожарной опасности учетом требований ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, которая подразумевала в т.ч., на объектах монтаж ПОО, заключение договора на техническое обслуживание, проверку технического состояния АПС, включая составление акта приема сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, по состоянию на 18.09.2019 фактически завершен ввод сигналов со 121 объекта в г. Канске с использованием приборов пультовых оконченных ПАК «Стрелец-Мониторинг», ИСБ «Лавина» и с 56 объектов Канском районе (т.1 л.д. 150-155).

До настоящего времени указанная работа не завершена, Заичкиным Э.А. осуществляется контроль относительно объектов, которые до настоящего времени мер к организации дублирования сигналов с учетом требований ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ не приняли, что также подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (т.1 л.д. 157-160, 162-165).

Суд учитывает, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Должностным регламентом Заичкина Э.А., также установлено, что при выполнении своих служебных обязанностей, организует и контролирует проведение проверок на объектах защиты, расположенных на территории муниципального образования (п. 3.11).

В рамках вышеуказанных мероприятий по организации дублирования сигналов от хозяйствующих субъектов на пульт подразделения пожарной охраны в зданиях соответствующих классов функциональной пожарной опасности учетом требований ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, проводимой в г. Канске, с учетом доказательств свидетельствующих о сроках ее проведения, мер принимаемых Заичкиным Э.А. в ходе ее проведения (т.1. л.д. 138-250, т.2. л.1-50), суд не может согласиться с обоснованностью требований прокурорского представления № 7-04-2019 от 24.06.2019 об исключительной необходимости проведения административным ответчиком, на тот период, проверок и выдачи отдельных предписаний, равно как и не может согласиться в доводами административного истца о том, что начальник ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району - Заичкин Э.А., бездействовал, не исполняя представление прокурора, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела нашили свое подтверждения обстоятельства того, что указанный административный ответчик несмотря на отрицательный ответ, направленный прокурору, относительно необходимости исполнения изложенных в представлений требований, который по мнению суда и стал поводом для обращения в суд с данным административным иском, фактически предпринимал конкретные меры, направленные на реальное устранение требований пожарной безопасности на объектах защиты Ф 4.1, Ф 1.1, Ф 4.2,Ф 1.2 на территории муниципального образования, в период, как до получения представления прокурора, так и после месячного срока со дня его получения.

В таком положении, заявленные административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкину Э.А., отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району, Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании бездействия должностного лица по неисполнению представления заместителя Канского межрайонного прокурора незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий Филипов В.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.11.2019.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».