Дело № 2а-1892/2019
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
14 октября 2019 года Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего Маркеловой М.О.,
при секретаре Зотовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1892/19 по административному исковому заявлению Сабуркина П.А. к призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Сабуркин П.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, Пр. № 2 от 19.06.2019 о зачислении в запас Сабуркина П.А., как не прошедшего военную службу по призыву, не имея законных оснований, обязании выдать военный билет. В обоснование заявленных требований указывает на то, что решением призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара Пр. № от <дата> Сабуркин П.В. зачислен в запас в соответствии с п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считает данное решение незаконным, поскольку Сабуркин П.В. до 01.12.2017 был зарегистрирован в Республике Мордовия. Военным комиссариатом г. Саранска 16.01.2017 Сабуркин П.В. поставлен на воинский учет (удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу № ЕА 1900468), до ноября 2016 года имел отсрочку от призыва как обучающийся в ВУЗе на дневном отделении. 09.07.2017 Сабуркин П.В. достиг возраста 27 лет, с 01.12.2017 снят с регистрационного учета в Республике Мордовия и зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Осетинская, д. 5 кв. 99. При обращении в июле и октябре 2017 в Военный комиссариат Чамзинского района Республики Мордовия ему было отказано в выдаче военного билета по причине отсутствия всех медицинских справок из медицинских учреждений г. Самары. Сабуркин П.В. находился на лечении в стационаре Клиник Самарского государственного медицинского университета в ноябре-декабре 2016 года с диагнозом псориаз, наличие которого было также подтверждено Самарским областным кожно-венерологическим диспансером Самарской области. Наличие данного заболевания дает право на зачисление в запас по состоянию здоровья. Решение в отношении Сабуркина П.В. должна была принимать призывная комиссия Чамзинского района Республики Мордовия, по месту регистрации на момент достижения 27 летнего возраста, но военный комиссариат Республики Мордовия в отношении Сабуркина П.В. мероприятия по призыву на военную службу не проводил, повестки о призыве на военную службу Сабуркин П.В. не получал. Федеральным законом № 53-ФЗ обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, не предусмотрено. Решение призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара Пр. № 2 от 19.06.2019 нарушает конституционное право Сабуркина П.В. на возможность трудоустроиться на гражданскую службу, где требуется военный билет.
В судебном заседании представитель административного истца Сабуркина П.А., по ордеру и доверенности, Петров М.Б., заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара Басова Н.В. исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве, а также в пояснениях и дополнениях к нему, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на те обстоятельства, что Сабуркин П.А., после окончания срока предоставленной ему отсрочки, начиная с 01.10.2016 и по 09.07.2017, до достижения Сабуркиным П.А. возраста 27 лет, без уважительных причин не являлся по повесткам в Военный комиссариат г. Саранска, а также не сообщил об изменении своего места жительства, о поступлении и окончании аспирантуры, чем грубо нарушил правила воинского учета. Как следует из листов изучения призывника, с Сабуркиным П.А. неоднократно проводились беседы, поэтому он знал свои права и обязанности и ссылка на отсутствие повесток не освобождает его от воинской обязанности, кроме того, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья Сабуркиным П.А. не предоставлялось.
Представители заинтересованных лиц Военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самара Самарской области, Военного комиссариата Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и материалы личного дела Сабуркина П.В., суд приходит к выводу о том, что его заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно статье 22 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 указанного Закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменойпризывной комиссиейсубъекта Российской Федерации решения нижестоящейпризывнойкомиссии),призывнаякомиссиявыносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменойпризывнойкомиссиейсубъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии, призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Приведенные законоположения, предусматривающие вынесение заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с 01 января 2014 года (статья 6 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву»).
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, по данному административному делу установлению подлежали обстоятельства следующего рода: являлся ли административный истец лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва либо отсрочки после 01 января 2014 года. При этом факт непрохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии г. Саранска № 85 от 14.07.2008 в связи с обучением на очной форме обучения в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева, в соответствии с п.п. а п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Сабуркину П.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2012 года.
По окончании срока отсрочки от призыва на военную службу, в 2012 году решением призывной комиссии г. Саранска № 73 от 05.07.2012 Сабуркину П.А. была предоставлена вторая отсрочка в связи с продолжением обучения, в соответствии с п.п. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 30 сентября 2016 года.
Согласно выписке из заключения призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара (Пр. № 2 от 19.06.2019) Сабуркин П.А. зачислен в запас по ст. 28 п. 1.1 Федерального закона № 53-ФЗ, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 31 названного Федерального закона, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В соответствии с п.п. 6-8 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывнойкомиссииили для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседаниепризывнойкомиссииподлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
По смыслу данных норм мероприятия по призыву на военную службу должны проводитьсяпризывнымикомиссиямив каждую призывную комиссию без исключения. При этом законодательством о прохождении военной службы прямо предусмотрен способ извещения лиц, подлежащих призыву, о необходимости их явки в военный комиссариат в назначенное время. Указанное извещение, оформляемое повесткой, должно вручаться лично призывнику под расписку и лишь лицами, прямо поименованными в Положении о прохождении военной службы.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3, судам необходимо учитывать, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседаниепризывнойкомиссииили для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохожденияпризывнойкомиссиипо окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата, вручение которых призывнику производится под расписку и только установленными законодательством лицами.
Закон N 53-ФЗ возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).
Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрена.
При этом получение повестки является не правом, а обязанностью призывника. Если повестка вручена родственникам либо иным лицам, проживающим по адресу призывника, оставлена по месту предполагаемого места нахождения призывника либо направлена ему по почте, то у последнего не возникает обязанности явиться в военкомат. Возможность извещения каким-либо иным способом ни Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ, ни ведомственными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
Как следует из представленных суду материалов личного дела призывника данные о врученииСабуркину П.А. повестки о необходимости явки в военный комиссариат в весеннюю и осеннююпризывныекампанию 2016 года, отсутствуют.
Согласно рапорта от 01.12.2016 стажера по должности УУП ОП № 4 У МВД РФ по г. Саранск, проводились мероприятия, на установления местонахождения и вручения повестки Сабуркину П.А., при этом в ходе беседы с бабушкой было установлено, что ее внук Сабуркин П.А. проживает и работает в г. Самара с 2015 года, домой приезжает редко. Вручить повестку Сабуркину П.А. не представилось возможным. При этом сведений о передаче повестки родственником самому призывнику, либо о попытках вручить ему повестку лично, данный рапорт не содержит.
Согласно рапорта от 12.05.2017 ст. УУП ОП № 4 У МВД РФ по г. Саранск, установить место нахождения и вручить повестку Сабуркину П.А. не представилось возможным, поскольку застать его по адресу проживания не удалось.
Указанные рапорты не могут являться подтверждением проведения мероприятий по организации призыва истца на военную службу, поскольку законодательством не предусмотрено извещение призывников в форме рапорта о невозможности вручить повестку.
Таким образом, сведения об организации мероприятий по призыву на военную службу, с 01.10.2016 до достижения Сабуркиным П.А. возраста 27 лет - 09.07.2017, в его личном деле отсутствуют.
На основании вышеизложенного, решение призывной комиссии, Пр. № 2 от 19.06.2019 о зачислении в запас Сабуркина П.А., как не прошедшего военную службу по призыву, не имея законных оснований, признано судом незаконным и подлежащим отмене.
В своем дополнении к административному исковому заявлению административный истец, в качестве довода о незаконности решения призывной комиссии о зачислении Сабуркина П.А. в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, ссылается на заключение Военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары от 14.06.2019, согласно которому Сабуркин П.А. признан ограниченно годным к военной службе – категория В (на основании п. «б» ст. III графы 62 расписания болезней и Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан. Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565).
При этом вопрос об освобождении гражданина от призыва по состоянию здоровья уполномочена рассматривать призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Оснований для удовлетворения административных исковых требований Сабуркина П.А. о выдаче военного билета, судом не усматривается, поскольку требования предъявлены к призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, которая в силу закона такими полномочиями не обладает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сабуркина П.А. к Призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, об оспаривании решения призывной комиссии, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара Пр. № 2 от 19.06.2019 о зачислении в запас Сабуркина Павла Андреевича, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея законных оснований.
В удовлетворении требования о возложении обязанности по выдаче военного билета отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2019.
Судья: М.О. Маркелова
Копия верна.
Судья:
Оригинал документа находится в гражданском деле № 2а-1892/19 Куйбышевского районного суда г. Самары.