Дело № 8а-2639/2019

Номер дела: 8а-2639/2019

Дата начала: 12.11.2019

Суд: Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Васильченко А.П.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Каплина М.А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Госуд. ком. по гос. регистр. и кад. Республики Крым
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федер. служба охраны Росс. федерации
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 20.12.2019
 

Определения

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-710/2019

г. Краснодар                                       20 декабря 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего                 Шелудько В.В.

судей                             Усенко Н.В. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хугаева Р.Г., действующего в интересах Васильченко А.П., на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года по административному иску Васильченко А.П. об оспаривании действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., объяснения Лысякова А.С., представляющего Федеральную службу охраны Российской Федерации, а также службу охраны в Крыму, возражавшего против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Васильченко А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 7 сентября 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности истца на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец просил суд обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности Васильченко А.П. на указанный земельный участок.

В обоснование исковых требований указано, что на основании государственного акта на право частной собственности на землю от 2 июля 2001 года Васильченко А.П. принадлежит земельный участок площадью 0,15 га, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенный по указанному выше адресу.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 7 сентября 2018 года административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества по причине его расположения в границах зоны охраняемого объекта.

Административный истец полагает выводы органа государственной власти не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, что нарушает его права.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной представителем Васильченко А.П. по доверенности Хугаевым Р.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,        если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти от 7 сентября 2018 года Васильченко А.Б. подал в суд 26 ноября 2018 года, то есть в установленный законом трехмесячный срок.

Полномочия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на принятие оспариваемого решения и порядок его принятия административным истцом не оспаривается.

В кассационной жалобе представитель Васильченко А.Б. ссылается на несоответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 1 января 2017 года регулируются Федеральным законом от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на Момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичнойкадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

На основании статьи 27 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

При этом в соответствии с частями 5, 6 статьи 29 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.

Как следует из материалов дела, 29 ноября 2017 года Васильченко А.П. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1500 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный <адрес>.

В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок Васильченко А.П. представил государственный акт на право собственности от 2 июля 2001 года серии II-КМ № 026087, выданный на основании решения 15 сессии 23 созыва Форосского поселкового Совета народных Депутатов Автономной Республики Крым от 5 января 2000 года № 8.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 10 января 2018 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок отказано.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 июня 2018 года указанное решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 10 января 2018 года признано незаконным и на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Васильченко А.П.

Васильченко А.П. 27 июля 2018 года повторно обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 августа 2018 года государственная регистрация права собственности на объект недвижимости приостановлена на срок до 7 сентября 2018 года в связи с отсутствием документов, запрошенных органом регистрации прав в Службе охраны Республики Крым Федеральной службы охраны России о возможном расположении указанного объекта недвижимого имущества на территории охраняемых объектов.

Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны России 20 августа 2018 года сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:159 входит в границы зоны охраняемого объекта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон». Сведения об указанной зоне содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, учетный номер 90.25.2.18. Указанный земельный участок также входит в зону с особой архитектурно-планировочной организацией территории, созданной на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 года № 582, в границах которой индивидуальное строительство запрещено.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 7 сентября 2018 года отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:159, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» в границах субъекта Российской Федерации - Республики Крым расположены охраняемые объекты - государственные резиденции №№ 6, 8, 9, 10 и 11, выделение гражданам и юридическим лицам земельных участков, непосредственно примыкающих к охраняемым объектам недопустимо.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 2 статьи 27 данного Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Из анализа приведенных выше нормативных правовых актов следует, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, отказывая Васильченко А.П. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, действовал в порядке и способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации с соблюдением требований закона. При этом должностное лицо руководствовалось действующими положениями Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельного кодекса Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, изданных Правительством Российской Федерации и Советом министров Республики Крым.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания оспариваемого решения административного ответчика незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, то судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано Васильченко А.Б. в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене состоявшихся по делу судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренной Верховным Судом Республики Крым апелляционной жалобы, которым дана оценка с изложением обоснованных выводов.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                         В.В. Шелудько

Судьи                                    Усенко Н.В.

                                        А.Е. Иванов

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».