Дело №2а-554/2019

Номер дела: 2а-554/2019

Дата начала: 24.06.2019

Суд: Черняховский городской суд Калининградской области

Судья: Ткачева С.В.

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация МО "Черняховский городской округ"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Окружной совет Депутатов муниципального образования "Черняховский городской округ"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ прокурор г. Черняховска
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 01.04.2020
Передача материалов судье 01.04.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 01.04.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 01.04.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 01.04.2020
Судебное заседание Отложено 01.04.2020
Судебное заседание Производство по делу приостановлено 01.04.2020
Производство по делу возобновлено 01.04.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу 01.04.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 01.04.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 01.04.2020
Дело оформлено 01.04.2020
Дело передано в архив 01.04.2020
 

Решение

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2019 г.                                                                       г.Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи С.В. Ткачевой,

при секретаре Н.Ю. Штенгауер,

с участием административного истца - заместителя прокурора города Черняховска Кирюшкиной О.Д.,

представителей административных ответчиков: окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Лытиной О.И., администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» Артемкиной С.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Черняховска к окружному Совету депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Черняховска Калининградской области обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Черняховска проведена проверка исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о государственном языке, в ходе которой в бездействии органов местного самоуправления муниципального образования «Черняховский городской округ» выявлены нарушения требований закона при использовании символики муниципального образования. По результатам проверки установлено, что герб муниципального образования, являющийся одним из символов муниципального образования, не соответствует требованиям федерального законодательства и геральдическим правилам, а именно пункту 38 методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований утвержденных Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года.

Герб муниципального образования официально утвержден Решением № 34 Черняховского районного Совета депутатов от 19 апреля 2002 года. Геральдическое описание герба муниципального образования «Черняховский район» представлено следующей информацией: «В серебряном поле на зеленой земле идущий черный медведь, сопровождаемый во главе золотыми литерами G и F, между которыми и слева от которых положено по малому золотому безанту. Щитодержатель - охотник, обращенный вправо, с золотой бородой в зеленой одежде с золотой перевязью, держащий в правой руке золотой рог без ремня, возникающий из-за щита». Герб может существовать только в полной версии. Герб разработан на основе исторического герба города Инстербурга. Главной фигурой герба является идущий черный медведь - символ смелости, мужества, величия.Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, свободу, покой и мир. Зеленая земля дополняет символику природы и географическое расположение Черняковского района - при слиянии рек Инструч и Анграпа, дающих начало р. Преголе, впадающей в Балтийское море. Зеленый цвет также символизирует изобилие, жизнь и возрождение. Серебро в геральдике - символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности. Щитодержатель и буквы помещены в честь маркграфа Георга Фридриха, даровавшего городу Инстербургу 10 октября 1583 года городские права.

Согласно историческим данным, в 1583 году регент Пруссии Георг Фридрих Брандербург-Ансбахский даровал Инстербургу городские права и свой родовой герб - изображение медведя на белом щите, над которым начертаны инициалы G.F. Из хроник известно, что Георг Фридрих, придя к власти, в 1577 году поддержал польского короля Стефана Батория, выделив 500 всадников и денежные средства на ведение Ливонской войны против Русского царства. Кроме того, городские права Инстербургу и герб дарованы в год завершения Ливонской войны - по результатам победы Речи Посполитой над Москвой. По этим основаниям, полагает, что использование практически аналогичного герба Инстербурга в настоящее время противоречит государственной политике по защите и поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации, не способствует приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

Поскольку до настоящего времени герб муниципального образования «Черняховский городской округ» не приведен в соответствие с методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований утвержденных Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года, то прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

    Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации.

    В судебном заседании прокурор поддержала требования, заявленные в иске.

Представители административных ответчиков в судебном заседании исковые требования признали, что подтвердили суду в письменных заявлениях.

Заинтересованное лицо - Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации, извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, возражений по иску не представил, из представленного суду протокола судебного заседания от 22 августа 2019 года Смольнинского городского суда города Санкт – Петербурга, проведённого во исполнение судебного поручения от 17 июля 2019 года, следует, что председатель Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации не высказал своей позиции по данному спору, указал, что данный официальный символ внесен в государственный Регистр вместе с изображением, герб является старинным (до 1917 года).

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, учитывая показания представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации (ч.2 статьи 1).

В силу ч.1 статьи 3 указанного Федерального закона, государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в том числе: в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности.

В силу статьи 9 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Черняховского районного Совета депутатов от 19 апреля 2002 года № 34 утверждена символика Черняховского муниципального образования – герб («герб города Черняховска»).

Из положения о гербе муниципального образования «Черняховский район» Калининградской области, являющегося приложением № 1 к Решению Черняховского районного Совета депутатов, следует, что герб муниципального образования «Черняховский район» составлен по правилам и соответствующим традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции (п.1.1)

Геральдическое описание герба муниципального образования «Черняховский район» гласит: «В серебряном поле на зеленой земле идущий черный медведь, сопровождаемый во главе золотыми литерами G и F, между которыми и слева от которых положено по малому золотому безанту. Щитодержатель - охотник, обращенный вправо, с золотой бородой в зеленой одежде с золотой перевязью, держащий в правой руке золотой рог без ремня, возникающий из-за щита». Герб может существовать только в полной версии (п.3.1).

Герб разработан на основе исторического герба города Инстербурга. Главной фигурой герба является идущий черный медведь - символ смелости, мужества, величия.

Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, свободу, покой и мир. Зеленая земля дополняет символику природы и географическое расположение Черняховского района - при слиянии рек Инструч и Анграпа, дающих начало р. Преголе, впадающей в Балтийское море. Зеленый цвет также символизирует изобилие, жизнь и возрождение.

Серебро в геральдике - символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

Щитодержатель и буквы помещены в честь маркграфа Георга Фридриха, даровавшего городу Инстербургу 10 октября 1583 года городские права. В те времена вокруг крепости Инстербург простирались девственные леса, в которых нередко встречались медведи, лоси и олени. Право на охоту при этом имел только хозяин земли. Дав крепости права города, Георг Фридрих выразил свою любовь к охоте тем, что увековечил в изображении герба города Инстербурга медведя и охотника. В грамоте написано так: «Мы хотим городу Инстербургу дать собственную печать, которую следует употреблять для заверения необходимых документов».. А именно белый щит, на нем снизу зеленая гора, на ней черный медведь стоит на всех лапах, а по обеим сторонам внутри щита две буквы: «G» и «F» (п.3.2).

Авторской группой являются: реконструкция исторического герба: ФИО9 (г. Химки), ФИО10 (Калининград); обоснование символики: ФИО11 (г. Москва); компьютерный дизайн: ФИО14 (г. Москва) (п.3.3).

Согласно п. 5.2 Положения герб муниципального образования «Черняховский район» помещается на бланках: главы муниципального образования «Черняховский район», иных выборных должностных лиц местного самоуправления; представительного и иных органов местного самоуправления; нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; на официальных изданиях органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Герб муниципального образования «Черняховский район» воспроизводится на удостоверениях лиц, осуществляющих службу на должностях в органах местного самоуправления, муниципальных служащих, депутатов представительного органа местного самоуправления; членов иных органов местного самоуправления; служащих (работников) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Герб муниципального образования «Черняховский район» помещается на печатях органов местного самоуправления; предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности (п.5.3).

Законом Калининградской области от 21 октября 2015 года № 455 муниципальное образование «Черняховский муниципальный район» реорганизовано в муниципальное образование «Черняховский городской округ».

Прокуратурой города Черняховска в июне 2019 года была проведена проверка исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о государственном языке, в ходе которой в бездействии органов местного самоуправления муниципального образования «Черняховский городской округ» выявлены нарушения требований закона при использовании символики муниципального образования; 10 июня 2019 года прокурор направил в органы местного самоуправления представление об устранении нарушений требований законодательства при использовании символики муниципального образования «Черняховский городской округ» с указанием на допущенные нарушения.

Решением Окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» от 27 июня 2019 года № 51 «Об организации мероприятий по устранении нарушений законодательства по представлению прокурора города Черняховска» рекомендовано администрации Черняховского городского округа рассмотреть вопрос об изменении герба муниципального образования с учётом требований, указанных в представлении прокурора, с привлечением экспертов и учётом мнения общественности, представить в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» в срок до 01.09.2019 проект герба муниципального образования, разработанный с учётом требований законодательства, для утверждения.

Как следует из показаний представителей ответчика по состоянию на 16 сентября 2019 года органы местного самоуправления не исполнили требование прокурора, а также и решение от 27 июня 2019 года № 51.

Согласно показаниям председателя Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации государственного герольдмейстера Вилинбахова Г.В., данным в ходе производства допроса Смольнинским районным судом города Санкт - Петербурга указанный герб муниципального образования внесен в государственный геральдический регистр и является историческим.

Суд не соглашается с данным утверждением по следующим основаниям.

Как следует из п. 6 Методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утвержденных Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года (далее Методические рекомендации) и примечания к данному пункту, старинные гербы (то есть гербы, официально утвержденные до 1917 г.) имеют безусловный приоритет. Поскольку законодательные акты Российской Империи об учреждении гербов городов официально не были отменены или признаны утратившими силу ни Временным правительством, ни советской властью, данные акты и утвержденные ими гербы с формально-юридических позиций остаются действующими до наших дней (что соответствует и государственной позиции Российской Федерации, признавшей себя официальным преемником всех государственных образований, существовавших на ее территории, в том числе – Российской Империи). В этой связи при принятии старинного герба целесообразно говорить не о его «учреждении» или «возрождении», а о восстановлении герба в употреблении (в использовании).

В силу специфики Калининградской области, образованной 07 апреля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР по итогам окончания Второй мировой войны, когда на Потсдамской конференции трёх держав-победительниц (СССР, США и Великобритании), проходившей 17 июля — 2 августа 1945 г., было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии, одна треть её территории — северная часть вместе с городом Кёнигсбергом — была передана СССР, а остальные две трети — Польской Народной Республике, указание о том, что герб города Инстербурга 1583 года является историческим для города Черняховска в том смысле, который придается ему в указанных Методических рекомендациях, представляется неверным, поскольку, данный герб не был утверждён ни одним законодательным актом Российской Империи, более того, Российская Федерация не является официальным преемником Восточной Пруссии, которая также не входила в состав Российской Империи.

Само слово герб в русском языке восходит к немецкому слову со значением наследие. Из содержания методических рекомендаций, усматривается, что исторические гербы, не нуждающиеся в переделке, призваны сохранять, прежде всего, историческое наследие России, потому и надписи на них считаются «освященными древностью».

Как усматривается из п. 3.2 Положения о гербе муниципального образования «Черняховский район» Калининградской области, герб разработан на основе исторического герба города Инстербурга, таким образом, требования п. 38 Методических рекомендаций о недопустимости помещений в гербе надписей: фраз, словосочетаний, слов, цифр, дат, букв, шифровок, условных буквенных и цифровых обозначений, монограмм, вензелей (на любых языках и алфавитах) распространяются на герб муниципального образования «Черняховский городской округ», утвержденный в 2002 году.

Вследствие чего утверждение прокурора о том, что изображение на гербе золотых литеров G и F является недопустимым, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. В данном случае золотые литеры G и F, расположенные на гербе, не подчеркивают историческую связь принадлежности территории нынешней Калининградской области с Россией середины ХVI века и оснований считать, что эти символы «освящены древностью» применительно к данному конкретному случаю не имеется. Кроме того, данный герб помещается в том числе и на бланках: главы муниципального образования «Черняховский городской округ», иных выборных должностных лиц местного самоуправления; представительного и иных органов местного самоуправления; нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; на официальных изданиях органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности (раздел 5 Положения) и является фактическим использованием иностранных букв в символике органа местного самоуправления, и, как следствие, в делопроизводстве, что в силу Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации», является недопустимым.

С учётом изложенного, то обстоятельство, что после принятия методических рекомендаций прошло уже значительное время, то утверждение прокурора о бездействии органов местного самоуправления, выразившиеся в непринятии мер к приведению официальной символики муниципального образования – герба в соответствие с требованиями закона нашло своё подтверждение при рассмотрении дела.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание признание иска ответчиками, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Поскольку в силу закона администрация муниципального образования занималась разработкой герба, то на данный орган необходимо возложить обязанность привести герб муниципального образования в соответствие с требованиями закона – исключить буквенные символы из изображения герба муниципального образования «Черняховский городской округ» в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу.

В виду того обстоятельства, что именно окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», в силу закона рассматривает предложения администрации муниципального образования и принимает решения по вносимым предложениям, то на данный орган необходимо возложить обязанность рассмотреть вопрос об утверждении герба муниципального образования «Черняховский городской округ», после исключения из его изображения буквенных символов и представления проекта указанного герба администрацией муниципального образования «Черняховский городской округ» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ указанным органам необходимо сообщить в суд об исполнении решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Черняховска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления муниципального образования «Черняховский городской округ» - окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», администрации муниципального образования «Черняховский городской округ», выразившиеся в непринятии мер к приведению официальной символики муниципального образования «Черняховский городской округ» - герба муниципального образования в соответствие с требованиями закона.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ» привести герб муниципального образования «Черняховский городской округ» в соответствие с требованиями закона – исключить буквенные символы из изображения герба муниципального образования «Черняховский городской округ» в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», рассмотреть вопрос об утверждении герба муниципального образования «Черняховский городской округ», после исключения из его изображения буквенных символов и представления проекта указанного герба администрацией муниципального образования «Черняховский городской округ» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ», окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» сообщить суду об исполнении решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                С.В. Ткачева

Мотивированное решение суда изготовлено 19 сентября 2019 года.

Судья                                С.В. Ткачева

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».