Дело № 16-21/2020

Номер дела: 16-21/2020

Дата начала: 14.11.2019

Суд: Первый кассационный суд общей юрисдикции

:
Результат
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО Калинина Алёна Сергеевна Статьи КоАП: 16.2
 

Решения

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-21/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                         17 января 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Калининой А.С. (далее Калинина А.С.) на вступившие в законную силу постановление судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 мая 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 05 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Калининой А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 05 сентября 2019 года, Калинина А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного                                   частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 464 283 рублей 25 копеек без конфискации товаров, являвшихся предметом административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции,                  Калинина А.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства по делу. В доводах жалобы указывает на процессуальные нарушения, допущенные при назначении экспертизы по делу об административном правонарушении, несоответствие протокола об административном правонарушении требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что обстоятельства вменяемого ей правонарушения не подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно статье 352 Таможенного кодекса Таможенного союза                                       (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Калининой А.С. к административной ответственности) товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 данного Кодекса, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза. К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

Под товарами для личного пользования в силу подпункта 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

При этом из статьи 351 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что сопровождаемым багажом признаются товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.

В силу положений статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу (часть 1 статьи 355).

Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза (пункт 3 части 2 статьи 355).

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации                          (части 3 и 4 статьи 355).

Статьями 188, 189 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством        государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

В соответствии с Приложением № 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» физические лица могут перемещать товары для личного пользования без обязательного письменного декларирования, если их таможенная стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг.

Протоколом от 19 октября 2011 года «О внесении изменений и дополнений» в вышеуказанное Соглашение внесены изменения, согласно которым без обязательного письменного декларирования физическим лицом, следующим через таможенную границу авиатранспортом, для личного пользования может быть перемещено товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро. Товары для личного пользования, перемещаемые воздушным транспортом через таможенную границу, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, подлежат таможенному декларированию в простой письменной форме. Также подлежат уплате таможенные платежи по единой ставке 30% от таможенной стоимости в части, превышающей 10 000 евро.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 07 сентября 2017 года около 17 часов 10 минут Калинина А.С., прибывшая рейсом                 № «<данные изъяты>», при прохождении таможенного контроля проследовала в «зеленый коридор» зала прилета международного аэропорта «Шереметьево» терминал «D», предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования,                    не подлежащих таможенному декларированию.

В ходе таможенного досмотра четырех мест багажа и трех мест ручной клади, принадлежащих Калининой А.С., должностным лицом таможенного поста «Аэропорт «Шереметьево» (пассажирский) было установлено, что она перемещает в сопровождаемом багаже ювелирные изделия (<данные изъяты>), наименования которых приведены в акте таможенного досмотра от                                             07 сентября 2017 года, общим количеством 11 изделий.

Исходя из характера и количества ввозимого Калининой А.С. товара должностным лицом таможенного органа сделан вывод о том, что названным лицом не задекларирован по установленной форме товар, подлежащий таможенному декларированию, ввиду чего в отношении Калининой А.С. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, послужил основанием для составления в отношении Калининой А.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Химкинского городского суда Московской области названное лицо признано виновным в совершении данного административного правонарушения. Вышестоящая судебная инстанция с выводами судьи городского суда и принятым им решением согласилась.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом таможенного досмотра от 07 сентября 2017 года, в котором перечислены наименования ювелирных изделий (том 1 л.д. 37-38, оборот), протоколом изъятия вещей и документов от 08 июня 2018 года                                        (том 1 л.д. 13-17), решением о назначении таможенной экспертизы от                                       07 сентября 2017 года (том 1 л.д. 20), актом отбора проб и образцов (том 1 л.д. 52-53), заключением таможенного эксперта от 03 ноября 2017 года, согласно которому рыночная стоимость товаров в Российской Федерации по состоянию на                                         07 сентября 2017 года составляет 14 531 710 рублей (том 1 л.д. 62-71), рапортом об обнаружении признаков преступления от 06 ноября 2017 года (том 1 л.д. 35-36), заключением специалистов по расчету суммы таможенных платежей от                                   27 ноября 2017 года (том 1 л.д. 93-99), актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Шереметьевской таможне от 08 июня 2018 года (том 1 л.д. 20, оборот), заключением эксперта от 30 ноября 2017 года, согласно которому представленные на экспертизу изделия имеют признаки эксплуатации и являются бывшими в употреблении, рыночная стоимость изделий составляет 15 291 781 рубль (том 1 л.д. 216-226); постановлением о назначении повторной товароведческой и оценочной экспертизы от 20 февраля 2018 года (том 2 л.д. 184-186), заключением эксперта от 28 февраля 2018 года № 28/02 (том 2 л.д. 188-204), заключением специалистов от 02 апреля 2018 года (том 2 л.д. 222-228), постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела от                 18 декабря 2017 года (том 2 л.д. 159-168), от 05 марта 2018 года (том 2 л.д. 205-213), от 09 апреля 2018 года (том 2 л.д. 240-247), решением о передаче дела для проведения административного расследования от 13 июня 2018 года (том 3 л.д. 3), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08 июня 2018 года (том 1 л.д. 1-9), определением о назначении товароведческой экспертизы от 27 августа 2018 года                (том 3 л.д. 161-164), протоколом о взятии проб и образцов от 27 августа 2018 года (том 3 л.д. 165-168), экспертным заключением от 05 сентября 2018 года                                         (том 3 л.д. 197-208), заключением о расчете таможенной стоимости от                                     04 октября 2018 года, согласно которому рыночная стоимость товаров в стране приобретения, перемещенных Калининой А.С., составляет на 07 сентября 2017 года                                               8 675 099 рублей (том 4 л.д. 21), определениями о назначении товароведческой экспертизы от 01 октября 2018 года, 17 октября 2018 года (том 4 л.д. 31, 138-142), заключением эксперта от 04 октября 2018 года № 178 (том 4 л.д. 46-73), заключением эксперта от 30 октября 2018 года, согласно которому рыночная стоимость изделий во Французской Республике составила 14 541 298 рублей, в Российской Федерации 15 291 781 рубль (том 4 л.д. 172-184), заключением по расчету таможенной стоимости от 07 ноября 2018 года (том 5 л.д. 5) протоколом об административном правонарушении от 08 ноября 2018 года (том 5 л.д. 19-55), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив имеющиеся по настоящему делу доказательства, с учетом установленных обстоятельств, характера и количества товара, перемещаемого Калининой А.С. через таможенную границу, судебные инстанции пришли к выводу о том, что данный товар предназначен для личного пользования, его стоимость превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, в связи с чем он подлежал обязательному таможенному декларированию, чего Калининой А.С. сделано не было.

Документов, подтверждающих временный вывоз указанных ювелирных изделий за пределы ЕАЭС, а также свидетельствующих об их стоимости,                   Калининой А.С. в ходе таможенного контроля не представлено.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Калининой А.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного законодательства, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Вопреки утверждению заявителя нарушений предусмотренного                                  статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядка назначения и проведения таможенной экспертизы, которые могли бы повлечь признание заключения эксперта от 30 октября 2018 года недопустимым доказательством по делу, не допущено.

Заключение товароведческой таможенной экспертизы является объективным, выводы эксперта - аргументированными и обоснованными. Стоимость представленных на экспертизу 11 ювелирных изделий и 2 футляров определена с учетом фактического состояния, комплектации, степени физического и функционального износа, с использованием необходимой ценовой и технической информации. В рамках экспертного исследования установлена рыночная стоимость каждого изделия, и общая рыночная стоимость изделий, исходя из их количества согласно протоколу о взятии проб и образцов товаров от 22 октября 2018 года.

В соответствии с заключением эксперта от 30 октября 2018 года общая рыночная стоимость изделий во Французской Республике общим количеством 13 изделий по состоянию на 07 сентября 2017 года составила 14 541 298 рублей, в Российской Федерации – 15 291 781 рублей.

Согласно заключению по расчету таможенной стоимости от 07 ноября 2018 года стоимость товаров, ввезенных Калининой А.С., по состоянию на 07 сентября 2017 года в стране приобретения (<данные изъяты>) составила 14 541 298 рублей.

Оснований сомневаться в компетентности эксперта и лица, определившего таможенную стоимость указанных товаров, не имеется, в связи с чем судебные инстанции пришли к правильному выводу о допустимости данных доказательств.

Экспертиза проведена на основании определения о назначении товароведческой экспертизы от 17 октября 2018 года, копии которого направлены Калининой А.С. и ее защитнику Глашеву А.А., заключение эксперта от                                  30 октября 2018 года содержит данные о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также сведения о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, как это предусмотрено абзацем 2 части 2 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводу жалобы требования статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой в заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы, не нарушены.

Протокол об административном правонарушении от 08 ноября 2018 года составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении, заключение эксперта от                     30 октября 2018 года и иные документы, составленные в рамках таможенного контроля и проведенной проверки по сообщению о преступлении, получили оценку судебных инстанций по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наряду с другими собранными по делу доказательствами, оснований для переоценки указанных доказательств не усматривается, равно как и для признания их не соответствующими требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях Калининой А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых решений.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Калининой А.С. в пределах                          санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Химкинского городского суда Московской области от                 30 мая 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 05 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Калининой А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Калининой А.С. – без удовлетворения.

Судья                                                                                                                О.А. Полянина

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».