Дело № 2а-671/2020

Номер дела: 2а-671/2020

Дата начала: 09.01.2020

Суд: Симферопольский районный суд Республики Крым

Судья: Сердюк Ирина Владимировна

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Жалобы на решения квалификационной коллегии судей
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Колган С.А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Колган Сергей Александрович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссар Симферопольского района и города Алушта Республики Крым
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Призывная комиссия миниципального образования Симферопольского района Республики Крым
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссариат Симферопольского района и город Алушта Республика Крым
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Крым"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
[Адм.] Регистрация административного искового заявления 09.01.2020
[Адм.] Передача материалов судье 10.01.2020
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 10.01.2020
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 10.01.2020
[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 10.01.2020
[Адм.] Судебное заседание 24.01.2020
Регистрация административного искового заявления 23.01.2020
Передача материалов судье 23.01.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 23.01.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 23.01.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 23.01.2020
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 23.01.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 24.01.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 27.02.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 27.02.2020
 

Решение

                                                                              Дело № 2а-671/2020

                                                                                        Категория 3.024

                                                                    91RS0019-01-2020-000013-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2020 года                                            г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Сердюк И.В.,

при секретаре судебного заседания Мишиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе административное дело по административному исковому заявлению Колган С.А. к Военному комиссариату Симферопольского района и города Алушта Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, Военному комиссару Симферопольского района и города Алушта Республики Крым, заинтересованное лицо: Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Крым» о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Колган С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Симферопольского района и города Алушта Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, Военному комиссару Симферопольского района и города Алушта Республики Крым о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, возложении обязанности совершить определенные действия. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Военный комиссариат Симферопольского района и города Алушта с заявлением о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходит обучение в Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» на 1-м курсе очной формы обучения за счет средств бюджетных ассигнований по образовательной программе специалист факультета информационно-полиграфических технологий (срок обучения – 6 лет), письменного ответа на которое не получил.            ДД.ММ.ГГГГ сотрудником военкомата истцу была вручена повестка – серии о необходимости явки в военкомат            ДД.ММ.ГГГГ к 8 час. 30 мин. Свое решение административный ответчик мотивировал тем, что ранее истец пользовался отсрочкой на период обучения в Таврическом колледже и повторно получить отсрочку истец не имеет права. Учитывая, что административный ответчик своими действиями лишает истца конституционного права на получение бесплатного, профильного образования, истец обратился с данным административным иском в суд.

ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Крым».

Административный истец – Колган С.А., представитель административного истца по доверенности – Раджабов Р.Н. в судебном заседании полностью поддержали требования административного искового заявления и просили его удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Военного комиссариата Симферопольского района и города Алушта Республики Крым и заинтересованного лица – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» по доверенности Комада М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по основаниям, изложенных в возражениях на административное исковое заявление.

Административный ответчик - Военный комиссар Симферопольского района города Алушта Республики Крым Кочаров К.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что он является заместителем председателя призывной комиссии Симферопольского района Республики Крым, при принятии решения призывная комиссия четко руководствуется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Административный ответчик - призывная комиссия муниципального образования Симферопольского района Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием суду не подавал.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие неявившегося участника процесса, учитывая его надлежащее извещение.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24 ноября года № 2530-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Статьей 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон №53-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Закона №53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Частью 1 статьи 25 Закона № 53-ФЗ установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Призыв осуществляют призывные комиссии. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 26 Закона № 53-ФЗ).

Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что решение призывной комиссии и заключение о категории годности административного истца к военной службе с момента окончания срока призыва считаются нереализованными и утрачивают свое действие. Вопросы о наличии оснований для отсрочки или освобождения от призыва в отношении призывника будут предметом самостоятельной проверки и оценки в каждый последующий призывной период.

Согласно статье 24 Закона № 53-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года; б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка; г) имеющим двух и более детей; д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет; з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях; з.1) поступившим в войска национальной гвардии Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных войсках; и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах; л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: а) обучающиеся по очной форме обучения в: образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, таким образом, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от                          21 октября 1999 года № 13-П, - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан, притом, что само предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Судом установлено, что Колган С.А., ДД.ММ.ГГГГ освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию по специальности ДД.ММ.ГГГГ Программирование в компьютерных системах                       (решение Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), ему выдан диплом о среднем профессиональном образовании (регистрационный ) от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется указание на предыдущий документ об образовании – аттестат об основном общем образовании, 2015 год (л.д.78,79).

Согласно выписке из приказа ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении на обучение на очную форму обучения по образовательным программам высшего образования (бакалавриат и специалитет) на места в рамках контрольных цифр приема на 2019/20 учебный год» Колган С.А. зачислен с ДД.ММ.ГГГГ на 1-й курс очной формы обучения в ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» по программам бакалавриата и специалитета на места в рамках контрольных цифр приема граждан за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по специальности <данные изъяты> Графика (л.д.17,18).

Как усматривается из справки Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от ДД.ММ.ГГГГ Колган С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается на 1 курсе специальности <данные изъяты> Графика очной формы обучения за счет бюджетных ассигнований по образовательной программе специалитет факультета информационно-полиграфических технологий Таврической академии (л.д.20).

Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Симферопольского муниципального района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Колган С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, студенту                 3-го курса КФУ «Таврический колледж» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2-19 года (л.д.68).

Как усматривается из выписки из протокола заседания призывной комиссии Симферопольского муниципального района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия единогласно приняла решение о призыве Колган С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на военную службу (л.д.69).

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Колган С.А. реализовал конституционное право на получение бесплатного среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также право на отсрочку в связи с получением средне-профессионального образования, а также то, что оспариваемое решение призывной комиссии отменено без фактической реализации, административный истец до настоящего времени не призван на военную службу, но в то же время при прохождении мероприятий по призыву в новой призывной кампании, он не лишен возможности подать заявление об отсрочке от призыва на военную службу, решение не может быть признано в качестве нарушающего права заявителя, в связи с чем требование административного истца о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Симферопольского района Республики Крым не подлежит удовлетворению.

    Что касается требования о возложении на призывную комиссию муниципального образования Симферопольский района обязанности предоставления Колган С.А. отсрочки от призыва на военную службу на период обучения по программе специалитет, то оно также не подлежит удовлетворению, поскольку решение вопросов, связанных с указанной отсрочкой, отнесено к компетенции военного комиссариата и призывной комиссии, суд не вправе подменять собой функции административного органа.

    Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Колган С.А. к Военному комиссариату Симферопольского района и города Алушта Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, Военному комиссару Симферопольского района и города Алушта Республики Крым, заинтересованное лицо: Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Крым» о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, путем подачи в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым.

Судья                                 И.В. Сердюк

Мотивированное решение изготовлено и подписано 13 февраля 2020 года

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».