Дело № 33а-312/2020

Номер дела: 33а-312/2020

УИН: 75RS0002-01-2019-001921-66

Дата начала: 23.12.2019

Суд: Забайкальский краевой суд

Судья: Пичуев Владимир Валерьевич

:
Результат
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Кабакова Алена Сергеевна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация ГО город Чита
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Комитет образования Администрации ГО Город Чита
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №83"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №68"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МБДОУ "Детсикй сад присмотра и оздоровления №40"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №55"
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 24.12.2019
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 22.01.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 27.01.2020
Передано в экспедицию 27.01.2020
 

Определение

Председательствующий по делу              Дело № 33а-312/2020

судья Шишкарева С.А.                     (I инстанция 2а-1451/2019)

Уникальный идентификатор дела 75RS0002-01-2019-001921-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.

и судей краевого суда     Каверина С.А., Пичуева В.В.,    

при секретаре Солодухиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Кабаковой А. С. в интересах несовершеннолетнего ребенка Кабакова С. Е. к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» об оспаривании бездействия, понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя комитета образования администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Абраменковой Е.А.,

на решение Ингодинского районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» в лице Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непредоставлении места несовершеннолетнему Кабакову С. Е., <Дата> года рождения в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Центрального и Ингодинского административных районов городского округа «Город Чита» в 2019 учебном году.

Обязать Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить несовершеннолетнему Кабакову С. Е., <Дата> года рождения место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений согласно соответствующей возрастной группе и выбранному перечню таких учреждений, указанному в АИС «Е-услуги. Образование», а при отсутствии свободных мест – предложить альтернативные варианты для устройства Кабакова С.Е. в иные муниципальные дошкольные образовательные учреждения в доступной близости от мести проживания ребенка с последующим устройством в одно из них.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Кабакова А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего Кабакова С.Е., обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.

<Дата> Кабакова А.С. обратилась в Комитет образования Администрации городского округа «Город Чита» о постановке ребенка на учет для получения места в МБДОУ «Детский сад № 40». Согласно данным электронного учета, очередь Кабакова С.Е. на зачисление в ДОУ не подошла, направление в дошкольную образовательную организацию выдано не было.

<Дата> Кабакова А.С. обратилась с заявлением в Комитет образования Администрации городского округа «Город Чита». Письмом от <Дата> в предоставлении места ребенка Кабакову С.Е. было отказано по причине очередности и отсутствия свободных мест. Законодательство не предусматривает такого основания для отказа в приеме в образовательную организацию. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программ всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Полагает, что доступность дошкольного образования регламентируется только нормативно-правовыми актами РФ, а не автоматизированными системами учета, которые созданы для удобства Управления образования. Доказательств, подтверждающих принятие Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» мер по обеспечению ребенка Кабаковой А.С. возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не представлено. Просила суд признать незаконным и дискриминационным бездействие Комитет образования Администрации городского округа «Город Чита» в решении вопроса устройства Кабакова С.Е. <Дата> года рождения в группе полного для муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Забайкальского края город Чита в Центральном и Ингодинском районах в 2019 учебном году. Обязать комитет образования Администрации ГО «Город Чита» в течение одного месяца создать и предоставить несовершеннолетнему ребенку Кабакову С.Е. <Дата> года рождения место в одном из выбранных дошкольных учреждений.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель комитета образования администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Абраменкова Е.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что на сегодняшний день на учете для получения места в ДОУ г. Читы стоит более 8100 детей. Для обеспечения всех местами в ДОУ в режиме полного дня необходимо строительство порядка 37 дошкольных учреждений вместимостью 220 детей. Администрация ежегодно принимает меры по созданию условий для предоставления услуг дошкольного образования жителям города Читы. Кабаков С. Е., <Дата>, зарегистрирован в региональной автоматизированной информационной системе «Е-услуг. Образование» датой <Дата>, в соответствии с п. 3.2 Положения возраст детей определяется на 01 сентября, Кабаков С.Е. относится к первой младшей группе с 2 до 3 лет. В период комплектования только в МБДОУ осуществлялся набор детей в данную возрастную группу. Однако туда были направлены дети, зарегистрированные в системе ранее Кабакова С.Е. В соответствии с ч.4 ст. 67 ФЗ от <Дата> № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. При комплектовании мест в садах нарушений очередности предоставления мест, а также ограничения законного права Кабакова С.Е. на получение доступа к бесплатному дошкольному образованию допущено не было. Административным истом заявлены МБДОУ , 1, 40, 55, 68. Позиция Кабакова С.Е. в автоматизированной системе колеблется от 8-ой до 24-ой. Предоставление места Кабакову С.Е. повлечет нарушение прав других детей, зарегистрированных ранее в региональной системе, в том числе имеющих право на первоочередное и внеочередной зачисление.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Кабакова А.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения представителя административного ответчика Абраменковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, административного истца Кабаковой А.С., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено из дела, с <Дата> сын Кабаковой А.С. - Кабаков СЕ., <Дата> года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес> (Ингодинский административный район городского округа "Город Чита"), состоит на учете на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении детский сад № 40 (зарегистрирован в региональной автоматизированной информационной системе "Е-услуги. Образование", имеет право на льготное (первоочередное) зачисление как ребенок сотрудников органов внутренних дел).

Ребенок относится к возрастной группе от 2 до 3 лет, на учебный 2019-2020 год согласно сведениям информационной системы "Е-услуги. Образование" родителями ребенка заявлены детские сады №, 10, 1, 97, 40.

В апреле - мае 2019 года проведено распределение мест в детских садах, однако Кабаков С.Е. направлен в дошкольное учреждение не был, очередное распределение состоится не ранее апреля 2020 года.

Письмом от <Дата> Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" административному истцу сообщил, что в рамках состоявшегося распределения осуществлялся набор детей в данную возрастную группу в детский сад № 40, куда направлены дети, зарегистрированные в указанной информационной системе ранее Кабакова С.Е. и имеющие право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду. При этом детьми данной возрастной группы детские сады № 83, 10, 1, 97 не комплектовались. Позиция Кабакова С.Е. среди категории детей, имеющих льготные основания для предоставления мест в детском саду в автоматизированной системе колеблется от второй до двадцатой, свободных вакансий нет, поэтому возможность предоставления места в детском саду отсутствует, однако предпринимаются меры по реконструкции и строительству, капитальному ремонту дошкольных образовательных учреждений в 2019 году, на декабрь 2019 года планируется ввести в эксплуатацию пристройки к детским садам №№ 35, 45, 66, 28, 87, информация о комплектовании данных объектов будет предоставлена на сайте Комитета.

После получения указанной информации на обращения Кабаковой А.С также последовал ответ из администрации городского округа "Город Чита" от <Дата> аналогичного содержания.

Поскольку, несмотря на достижение Кабаковым С.Е. соответствующего возраста, место ему ни в одном из муниципальных образовательных учреждениях предоставлено не было, Кабакова А.С. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и. свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от <Дата> 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам /должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право па обиде доступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <Дата> -П констатировал, что государство и муниципальные образования, исхода из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности. Между тем административный ответчик не представил доказательств принятия таких мер.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН <Дата>, вступила в силу для СССР <Дата>) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования законодательства в приведенной части административным ответчиком не исполнены, меры по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в том числе после соответствующих обращений Кабаковой А.С. по данному вопросу, не принимались ни путем распределения места в конкретном детском саду, ни путем предложения места в ином дошкольном образовательном учреждении применительно к району проживания ребенка и применительно к иным избранным дошкольным образовательным учреждениям, несмотря на то, что Кабаков С.Е. достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования и состоял на соответствующем учете в органах местного самоуправления. Ввиду не предоставления места в таком образовательном учреждении с учетом того, что Кабакова А.С. не работает и не получает дохода, и в данной семье имеется еще один несовершеннолетний ребенок, родители ребенка несут значительные и вынужденные финансовые потери, оплачивая посещение Кабаковым С.Е. частного детского сада, куда ребенок оформлен родителями в силу существующих обстоятельств и в целях своевременного получения дошкольного образования.

Действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего сына административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.

В рассматриваемом деле подлежат применению положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушений конституционного права несовершеннолетнего Кабакова С.Е. на доступное и бесплатное дошкольное образование.

При таком положении допущенное бездействие органа местного самоуправления в лице Комитета в силу существующего правового регулирования признается незаконным, вследствие чего заявленные требования подлежат удовлетворению.

На Комитет подлежит возложению обязанность по предоставлению Кабакову С.Е. места в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений согласно соответствующей возрастной группе и выбранному перечню таких учреждений, указанному в АИС «Е-услуги. Образование», а при отсутствии свободных мест - предложить альтернативные варианты для устройства Кабакова С.Е. в иные муниципальные дошкольные образовательные учреждения в доступной близости от места проживания ребенка, с последующим устройством в одно из них, исходя из п.19 Письма Министерства образования и науки от 08.08.2013 №08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений".

Постанавливая решение в изложенной формулировке без приведения детских садов, поименованных в административном иске, суд учел пояснения представителя административного ответчика в суде о предстоящем реформировании (объединении) ряда детских садов, в том числе из числа избранных административным истцом, что повлияет на их дальнейшие наименования, официальные сведения о которых на момент рассмотрения дела не известны.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и могли бы являться основанием к его отмене.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит доводы жалобы убедительными, ставящими под сомнение принятое судом решение.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ингодинского районного суда города Читы от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».