Дело № 33-1127/2020
Номер дела: 33-1127/2020
УИН: 75RS0001-02-2019-010329-65
Дата начала: 03.03.2020
Дата рассмотрения: 12.05.2020
Суд: Забайкальский краевой суд
Судья: Радюк (Усольцева) Светлана Юрьевна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Определение
Председательствующий по делу Дело №33-1127-2020
судья Епифанцева С.Ю. (в 1 инстанции №2-1008-2020)
УИД 75RS0001-02-2019-010329-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Радюк С.Ю.
судей краевого суда Казакевич Ю.А., Подшиваловой Н.С.
при секретаре Рудаковой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> <Дата> гражданское дело по иску Пуриховской А. В. к Государственному учреждению – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании уведомления об отказе в выплате незаконным, неисполнении ответчиком срока оказания государственной услуги, взыскании стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и к месту проживания,
по апелляционной жалобе истца Пуриховской А.В.
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено в удовлетворении иска Пуриховской А. В. к Государственному учреждению – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании уведомления об отказе в выплате незаконным, взыскании стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и к месту проживания – отказать.
Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пуриховская А.В., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына фио, <Дата> г.р., имеющего статус ребенок-инвалид, обратилась в суд с иском о признании незаконным уведомления Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ - ЗРО ФСС РФ, Фонд) от <Дата> №-л об отказе в выплате стоимости проезда фио и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения и обратно и дополнительных затрат, неисполнения ответчиком срока оказания государственной услуги, установленных распиской в получении документов для предоставления государственной (муниципальной) услуги от <Дата> №, взыскании стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
В обоснование ссылалась на то, что <Дата> через филиал <адрес> КГАУ МФЦ <адрес> «Мои документы» Пуриховская А.В. через своего представителя Пуриховского В.А. обратилась с заявлением к ответчику о выплате стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения в ЗАО «Санаторий Русь» <адрес> и обратно в <адрес> с приложением подтверждающих документов. В расписке был установлен срок исполнения государственной услуги до <Дата> В нарушение требований законодательства письменное уведомление об отказе в выплате указанных денежных средств было направлено ответчиком <Дата> Путь железнодорожным сообщением к месту санаторно-курортного лечения, а также в обратном направлении составляет 14 суток. Согласно справкам АО «Федеральная пассажирская компания» стоимость проезда железнодорожным транспортом к месту санаторного лечения и обратно составило 64.085,40 руб. Затраты на авиаперелет истца составили 37.737 руб.
Просила признать незаконным уведомление ГУ - ЗРО ФСС РФ от <Дата> №-л об отказе в выплате стоимости проезда фио и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения и обратно и дополнительных затрат, неисполнение ответчиком срока оказания государственной услуги, установленных распиской в получении документов для предоставления государственной (муниципальной) услуги от <Дата> за №, взыскать с ответчика стоимость проезда фио. и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения в ЗАО «Санаторий Русь» и обратно в <адрес> в сумме 37.737 руб. за проездные билеты и дополнительные затраты в сумме 576 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.67-73).
В апелляционной жалобе истец Пуриховская А.В., подробно повторяя доводы искового заявления, просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает на то, что при ознакомлении с материалами дела ее доверитель обнаружил отсутствие в материалах дела письменных доказательств, к которым относит нормы материального права. Ссылается на то, что должностным лицом ответчика ей было предложена только путевка на <Дата>, талоны на бесплатный проезд не предлагались, она также не была уведомлена о процедуре получения проездных документов для следования к месту лечения и обратно. При уточнении ею возможности изменения даты лечения и проезда авиатранспортом она получила устное одобрение. Указывает на то, что должностное лицо Фонда при предоставлении путевки на санаторное лечение фио. <Дата> не уведомило ее о праве на бесплатный проезд к месту санаторного лечения в назначенный срок, и после согласования разрешения на изменение времени на использование путевки должностное лицо не уведомило ее о праве на получение талона на бесплатный проезд к месту санаторного лечения. До нее не в полном объеме была доведена информация о возможности реализации права на получение талона на проезд к месту лечения сына и обратно. Оспаривает подлинность представленного стороной ответчика акта об отказе в получении проездных документов от <Дата>, так как такая форма документа, как акт не предусмотрена в административном регламенте предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (л.д.78-82).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Мохначева М.А. просила об оставлении судебного решения без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание не явилась истец Пуриховская А.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее представителя ГУ - ЗРОО ФСС РФ Рыжкиной Е.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Основания к отмене судебного решения предусмотрены статьей 330 ГПК РФ. К ним частью 1 указанной нормы отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Пуриховская А.В. приходится матерью фио., <Дата> г.р., который является инвалидом с детства, в соответствии со справкой МСЭ-2017 № от <Дата>
Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида Бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» следует, что фио. нуждается в санаторно-курортном лечении. В связи с чем ему <Дата> выдана справка № для получения путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Русь» <адрес>.
В период с <Дата> по <Дата> фио. с сопровождающим лицом Пуриховской А.В. находился на санаторно-курортном лечении в ЗАО «Санаторий «Русь» <адрес>, что подтверждается санаторно-курортной книжкой, которую судебная коллегия обозрела в судебном заседании, это же обстоятельство не отрицалось ответчиком.
<адрес>а к месту отдыха и обратно Пуриховской А.В. были приобретены авиабилеты сообщением <адрес> – <адрес> – <адрес> и обратно, общей стоимостью 37.737 руб.
<Дата> Пуриховская А.В. обратилась с заявлением к ответчику через КГАУ Многофункциональный центр <адрес> «Мои документы» об оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно.
ГУ - ЗРО ФСС РФ <Дата> Пуриховской А.В. было отказано в оплате проезда в связи с тем, что компенсация за самостоятельно приобретенные проездные документы к месту санаторно-курортного лечения и обратно не предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из подтвержденного факта выдачи проездных документов на бесплатный проезд ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, истец справок о нуждаемости в проезде авиатранспортом не предоставляла. Право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно законом не предусмотрено, как не предусмотрено и возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов.
При этом суд к спорным правоотношениям применил нормы Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от <Дата> №н, утративший силу в связи с изданием приказа ФСС РФ от <Дата> № «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», на что ссылалась истец в своей апелляционной жалобе.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными суждениями суда первой инстанции ввиду неправильного установления обстоятельств по делу, нарушения норм материального права.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В силу пункта 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право, в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно абзацу третьему пункта 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).
Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абзац третий пункта 4.2 Порядка).
В соответствии с правилами, установленными в пункте 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона №, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон № после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда социального страхования или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона № гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования или в органы социальной защиты населения либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. №428, вступившим в силу с 5 ноября 2019 г., утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 21 августа 2019 г. №428, Административный регламент).
В пункте 2 Административного регламента от 21 августа 2019 г. №428 в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети-инвалиды.
Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы (пункт 8 Административного регламента).
Пунктом 11 Административного регламента установлено, что при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.
Согласно подпунктом «б» пункта 13 Административного регламента для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) следующие документы при предоставлении бесплатного проезда:
заявление;
направление к месту лечения для получения медицинской помощи и талон №, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. №617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний», оформленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В пункте 22 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и обратно.
К таким основаниям отнесены: отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. При этом перечень оснований к отказу в предоставлении бесплатного проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В числе этих оснований отсутствие финансирования, незаключение государственного контракта с авиаперевозчиком не поименованы. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки - не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Таким образом, если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, то потраченные им средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
При этом отсутствие заключенных государственных контрактов между территориальным отделением Фонда социального страхования и авиакомпаниями-перевозчиками при предоставлении детям-инвалидам и сопровождающим их лицам бесплатного проезда к месту лечения и обратно, на что ссылался ответчик в суде апелляционной инстанции, не может повлиять на реализацию гарантированного законом права ребенка-инвалида и сопровождающего его лица на бесплатный проезд к месту лечения и обратно (Определение Верховного Суда РФ от 27 января 2020 г. №74-КГ19-10).
Согласно пункту 64 Административного регламента одновременно с путевкой на санаторно-курортное лечение заявителю предоставляются специальные талоны и (или) именные направления, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «г» пункта 22 настоящего Регламента.
Результатом административной процедуры является выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, специальных талонов и (или) именных направлений.
Способом фиксации результата административной процедуры является подпись заявителя в расходном ордере, накладной (ее копии) на путевку и специальные талоны и (или) именные направления.
Как следует из материалов дела, фио., являющемуся ребенком-инвалидом, была выдана санаторно-курортная путевка, на основании которой фио. и сопровождающее его лицо – мать Пуриховская А.В. должны были быть обеспечены бесплатным проездом к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Между тем, в материалах дела не содержится документов, свидетельствующих о соблюдении ответчиком порядка предоставления бесплатного проезда истцу и ее сыну к месту санаторно-курортного лечения или отказа Пуриховской А.В. от получения бесплатных проездных документов, оформленного заявлением.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что на информационных стендах территориальных органов Фонда и многофункциональных центров в доступных для ознакомления местах, на официальном сайте Фонда и официальных сайтах территориальных органов Фонда, на Едином портале размещается текст настоящего Регламента или информация из него, содержащая следующее: исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «з»); результаты предоставления государственной услуги, порядок представления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги (подпункт «и»); право заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги (подпункт «к»); формы заявлений, используемые при предоставлении услуги, и образцы их заполнения (подпункт «л»).
Вместо принятия предусмотренных приведенными выше нормативными правовыми актами мер по обеспечению ребенка-инвалида фио сопровождающего его лица Пуриховской А.В. бесплатным проездом к месту восстановительного лечения и обратно, ГУ - ЗРО ФСС РФ, по сути, отказал в предоставлении Пуриховской А.В. и ее сыну бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, мотивировав это отказом Пуриховской А.В. от получения проездных документов на бесплатный проезд.
Как установлено судом апелляционной инстанции из объяснений представителя ответчика Рыжкиной Е.И., Пуриховской А.В. документы на бесплатный проезд не выдавались.
Представленная накладная № от <Дата> свидетельствует о получении Пуриховской А.В. путевок на санаторно-курортное лечение.
Представитель ответчика Рыжкина Е.И. не смогла пояснить, почему акт от <Дата> об отказе Пуриховской А.В. от получения проездных документов для бесплатного проезда, был составлен в отсутствие истца и было ли у истца отобрано заявление об отказе в получении проездных документов для проезда к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом. Такого заявления ответчиком суду апелляционной инстанции представлено не было.
Также представитель ответчика пояснила, что Пуриховская А.В. пожелала выяснить вопрос о возможности приобретения и стоимости авиабилетов, более к ответчику не возвращалась. Пояснить о том, разъяснялись ли Пуриховской А.В. нормы материального права и последствия об отказе от получения проездных документов для бесплатного проезда железнодорожным транспортом, не смогла, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Сторона истца в суде первой инстанции указывала на то обстоятельство, что Пуриховской А.В. проездные документы для бесплатного проезда не вручались; на длительность пути железнодорожным транспортом с ребенком-инвалидом и приобретение авиабилетов стоимостью дешевле (37.737 руб.), нежели железнодорожные билеты, предлагаемые ответчиком (64.085,4 руб.).
Подпунктом «б» пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. №864 предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
Ответчиком не проверена возможность проезда ребенка-инвалида фио и его сопровождающего лица Пуриховской А.В. авиационным транспортом, притом, что такой проезд для истца и ее сына, имеющего статус ребенок-инвалид, более комфортен и исходя из стоимости авиаперелета, которая дешевле, чем проезд железнодорожным транспортом.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в связи с неисполнением ГУ - ЗРО ФСС РФ порядка оказания государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда в территориальных органах Фонда, ребенок-инвалид был лишен возможности реализовать предоставленное ему Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно для него и сопровождающего лица.
Таким образом, истец Пуриховская А.В. была вынуждена приобрести проездные документы для следования к месту лечения и обратно за счет собственных средств, которые подлежат возмещению в соответствии со статьей 15 ГК РФ как убытки.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.
Следует признать незаконным уведомление ГУ - ЗРО ФСС РФ от <Дата> №-л об отказе в выплате стоимости проезда фио и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения и обратно и дополнительных затрат.
С ГУ - ЗРО ФСС ПФ в пользу Пуриховской А.В. подлежат взысканию расходы на проезд в размере 37.737 руб. и дополнительные затраты в сумме 576 руб., которые она понесла в связи с получением справок о стоимости проезда в АО «Федеральная пассажирская компания» ОАО «РЖД».
Вместе с тем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований Пуриховской А.С. о признании незаконным неисполнения ответчиком срока оказания государственной услуги, установленных распиской в получении документов для предоставления государственной (муниципальной) услуги от <Дата> за №.
Из материалов дела следует, что письмо ГУ - ЗРО ФСС РФ об отказе в компенсации стоимости самостоятельно приобретенных проездных авиабилетов исполняющим обязанности ответчика фио. был подписан <Дата>, направлен ответчику по почте <Дата> при установленном расчетном сроке оказания услуги <Дата>
Направление истцу ответа на пять дней позднее, два их которых являлись – выходными, само по себе на право Пуриховской А.В. на компенсацию самостоятельно приобретенных проездных авиабилетов не повлияло.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Пуриховской А. В. к Государственному учреждению – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными уведомления об отказе в выплате, неисполнение ответчиком срока оказания государственной услуги, о взыскании стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и к месту проживания удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Государственного учреждения – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от <Дата> №-л об отказе в выплате стоимости проезда фио и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения и обратно и дополнительных затрат.
Взыскать с Государственного учреждения – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Пуриховской А. В. расходы на проезд в размере 37.737 руб. и дополнительные затраты в сумме 576 руб.
Председательствующий
Судьи