Дело №2а-44/2020

Номер дела: 2а-44/2020

Уникальный идентификатор: 91OS0000-01-2020-000083-89

Дата начала: 10.04.2020

Суд: Верховный Суд Республики Крым

Судья: Яковлев Сергей Валериевич

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Глава Республики Крым Аксёнов Сергей Валериевич
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Лазович Владимир Миролюбович
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Сагдеев Ринат Феридович
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 10.04.2020
Передача материалов судье 10.04.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 10.04.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 10.04.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 10.04.2020
Судебное заседание Отложено удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств 06.05.2020
Судебное заседание Отложено необходимость совершения иных процессуальных действий 13.05.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 03.06.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 11.06.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 15.06.2020
 

Решение

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-44/2020

03.06.2020 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Таранец Е.А.,

при участии Лазовича Владимира Миролюбовича и его представителя Сагдеева Р.Ф., представителя Главы Республики Крым Аксенова С.В. ТихончукС.Г., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алексерова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное исковое заявление Лазовича Владимира Миролюбовича к Главе Республики Крым Аксёнову С.В. о признании Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» в редакции Указа Главы Республики Крым от 05 апреля 2020 года №94-У «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У», незаконным и несоответствующему законодательству Российской Федерации в части, выслушав пояснения административного истца, представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Лазович Владимир Миролюбович (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и несоответствующему законодательству Российской Федерации п. 11.2 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» в редакции Указа Главы Республики Крым от 05 апреля 2020 года №94-У «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У».

Определением от 10 апреля 2020 года административное исковое заявление принято к производству.

Руководствуясь положениями ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), истец 30 мая 2020 года направил в адрес в адрес Верховного суда Республики Крым по электронной почте ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил признать требования не покидать мест (жительства) пребывания, закрепленные п.11.2 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» редакции Указа Главы Республики Крым №№ 94-У от 05 апреля 2020 года, 97-У от 07апреля 2020 года, 101-У от 09 апреля 2020 года, 104-У от 13 апреля 2020 года, 113-у от 20 апреля 2020 года, 116-У от 23 апреля 2020 года, 124-У от 29 апреля 2020 года, 130-У от 30 апреля 2020 года 158-у от 11 апреля 2020 года «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У незаконными несоответствующими законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании, которое состоялось 03 июня 2020 года, истец и его представитель, подтвердив осведомленность о внесении Указами Главы Республики Крым №163-У от 15 мая 2020 года, № 179-У от 31 мая 2020 года изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым», которыми изменены требования по возложению на граждан обязанности не покидать места проживания (пребывания), настаивали на удовлетворении заявленных требований с учетом ходатайства от 30 мая 2020 года, поскольку п.11.2 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года №63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» ( с учетом указанных в ходатайстве изменений) нарушались права истца.

Представитель Главы Республики Крым не возражала против продолжения рассмотрения дела, указала, что отсутствуют основания для удовлетворения требований, заявленных в административном исковом заявлении ( с учетом ходатайства от 30 мая 2020 года).

Прокурор в судебном заседании 03 июня 2020 года представил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных в административном исковом заявлении требований ( с учетом ходатайства от 30 мая 2020 года).

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Глава Республики Крым с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым 17 марта 2020 года издал Указ № 63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» (далее Указ №63-У ), согласно которому на территории Республики Крым введён режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения.

Указом № 89-У от 01 апреля 2020 года были внесены изменения в Указ № 63-У, в том числе введен п.11.2 устанавливающий обязанность граждан моложе 65 лет и не имеющих хронические заболевания, указанные в приложении 2 к Указу №63-У по 06 апреля 2020 года не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления.

В дальнейшем Указом № 91-У от 02 апреля 2020 года были внесены изменения в Указ № 63-У, в том числе, изменена редакция п.11.2, согласно которой гражданам моложе 65 лет и не имеющих хронические заболевания, указанные в приложении 2 к Указу №63-У, предписывалось с 3 апреля 2020 года по 06 апреля 2020 года не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, ухода за недееспособными, ограниченно дееспособными лицами или лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, находящимися на иждивении (при наличии справки об опеке, патронаже), доставки волонтерами (при наличии справки, выданной Государственным комитетом молодежной политики Республики Крым) товаров первой необходимости гражданам в возрасте старше 65 лет и гражданам, имеющим заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему Указу, а также следования адвоката к месту оказания юридической помощи в случае, если отложение следственных действий или судебного разбирательства не представляется возможным (при наличии удостоверения адвоката и (или) ордера), следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления.

Разрешалось передвижение по территории Республики Крым:

1) если это связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Указом, при наличии документа (справки) работодателя по форме согласно приложению 3 к настоящему Указу;

2) если товары первой необходимости гражданам в возрасте старше 65 лет и гражданам, имеющим заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему Указу, доставляются близкими родственниками;

Указом №94-У от 05 апреля 2020 года были внесены изменения в п.11.2 Указа №63-У, согласно которым срок действия оговоренных выше ограничений продлен по 30 апреля 2020 года.

Указом №124-У от 29 апреля 2020 года были внесены изменения в п.11.2 Указа №63-У, согласно которым срок действия ограничений продлен по 11 мая 2020 года.

Указом №158-У от 11 мая 2020 года были внесены изменения в п.11.2 Указа №63-У, согласно которым срок действия ограничений продлен по 31 мая 2020 года.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что он является жителем города Ялта, не входит в число граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к Указу № 63-У, вследствие чего введенные эти нормативным правовым актом ограничения на оставление места пребывания (жительства) нарушает его право на свободное передвижение, вводя, по его мнению, неоправданные ограничения, в виде самоизоляции.

При указанных обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что является субъектом правоотношений, урегулированных положениями Указа №63-У ( с учетом изменений).

Указом № 163-У от 15 мая 2020 года изменена редакция Указа № 63-У, согласно п.15 которого на период до 31 мая 2020 года включительно возложена обязанность на граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему Указу, не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью. Указанное ограничение не распространяется на граждан в случае необходимости осуществления безотлагательных действий с личным присутствием, а также на руководителей и работников организаций, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, при наличии документа (справки) работодателя по форме согласно приложению 3 к настоящему Указу.

Истец в ходе судебного заседания, состоявшегося 03 июня 2020 года, будучи осведомленным о внесении 15 мая 2020 года указанных выше изменений в Указ №63-У, настаивал на продолжении рассмотрения требований, изложенных в административном исковом заявлении ( с учетом ходатайства), настаивая на том, что в период действия положений Указа № 63-У, обязывающих граждан не покидать места проживания (пребывание), были нарушены его права на свободу передвижения.

При таких обстоятельствах, руководствуясь разъяснениями, изложенными в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что что отсутствуют основания для прекращения производства по делу.

Ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу положений ст.ст. 20,41 Конституции Российской Федерации жизнь и здоровье человека является высшим благом, без которого утрачивают значение другие блага и ценности, их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и деятельности государства.

Согласно п. з) ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.(ч.ч.2,5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( далее Закон №184-ФЗ) определены принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым относится в том числе, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельность органов власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 13 Закона N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.

В соответствии с подпунктом 5 п.2 ст. 26.3 Закона №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Согласно ст.61 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти Республики Крым, которое в в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Крым.

В соответствии со ст.65 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики.

Отношения в области защиты населения и территорий от природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера урегулированы в Законе Республики Крым от 09декабря 2014 года № 25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее Закона №25-ЗРК), согласно ст.9 которого к полномочиям Главы Республики Крым в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым.

Порядок принятия актов Главы Республики Крым определен Указом Главы Республики Крым №71 -У от 24 марта 2020 года «Об актах и поручениях Главы Республики Крым» ( далее Порядок № 71-У), согласно п.2 которого Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым издает указы и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым, которые кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием актов Главы Республики Крым считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета», или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Представителем Главы Республики Крым предоставлены доказательства опубликования Указа №63-У ( его изменений) согласно Порядку №71-У, что не оспаривается истцом.

С учетом изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Глава Республики Крым, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 64, 65 Конституции Республики Крым, Законом № 25 ЗРК, протоколом Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым от 16 марта 2020 года N 3, издал Указ №63-У ( изменения в него), действуя в пределах своей компетенции с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, Республики Крым к форме его издания, порядку принятия и введения в действие.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Как указано выше, Указ № 63-У9 (изменения в него) был принят с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» установлено, что в настоящее время имеет место масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире. Всемирной организацией здравоохранения объявлена пандемия новой коронавирусной инфекции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

В соответствии с положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 года, с изменениями от 13 мая 2004 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В ст. 2 Протокола № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней», подписанного в г.Страсбурге 16 сентября 1963 года, закреплено:

- каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства (п.1);

- пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц (п. 3);

- права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе (п. 4).

Ст.2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Конституции Российской Федерации к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь, как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод.

В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

Согласно ч.1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Положения ч.4 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.ст. 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), ст. 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с указанными выше положениями Конституции Российской Федерации на государство возложены обязанности по уважению данных конституционных прав, их защиты, обеспечивая их реализацию, в том числе путем предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, в свете чего оно обязано принимать все необходимые и достаточные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.

При этом право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации Ф от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ( далее Закон №5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ст. 8 Закона № 5242-1 предусматривает, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено, в том числе, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ( далее Закон №68 –ФЗ), в ст.1 которого определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При этом в ст. 2 Закона № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 3 Закона № 68-ФЗ его целями являются не только снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций, но и предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ст. 4 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является разработка и реализация правовых норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно подпункту "б" п. 6 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.

Как указано выше, на территории Республики Крым отношения в области защиты населения и территорий от природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера урегулированы Законом Республики Крым от 09 декабря 12.2014 года № 25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» ( далее Закон № 25-ЗРК), действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности государственных органов Республики Крым и органов местного самоуправления в Республике Крым, организаций и населения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных ст.4 Закона Закон № 25-ЗРК, относится принцип заблаговременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

С учетом вышеназванных норм права, Верховный Суд Республики Крым, считает, что, принимая во внимание необходимость обеспечения прав граждан на защиту жизни и здоровья в связи с угрозой распространения на территории Республики Крым коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Глава Республики Крым, издав Указ №63-У, правомерно ввел режим повышенной готовности на территории Республики Крым.

В ст. 11 Закона № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпунктов «м», «у», «ф» п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.19 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности.

На момент принятие Главой Республики Крым изменений в Указ № 63-У, в том числе, введения п.11.2, устанавливающего для граждан обязанность не покидать места проживания (пребывания), действовал Указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с п. 2 которого в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

На основании изложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Главой Республики Крым изменения в Указ № 63-У, а именно, введение п.11.2, устанавливающего для граждан обязанность не покидать места проживания (пребывания), приняты с учетом вышеназванного правового регулирования правоотношений, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Установленный п.11.2 Указа №63-У запрет гражданам покидать места проживания (пребывания) согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдан необходимостью создания условий для предупреждения возникновения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Крым, обеспечения защиты граждан от угрозы ее распространения, его несоблюдение способно привести к умалению и недопустимому ограничению гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь, что является прямым нарушением требований, установленных частью 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.

Доводы истца и его представителя о нарушении указанных выше положения Закона N 5242-1, о необходимости принятия специального федерального закона, направленного на ограничение права граждан на свободу передвижения, в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, основаны на неправильном применении и толковании норм права.

Как указано выше положения ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 1 и ст. 8 Закона № 5242-1 при разрешении вопроса о возможности ограничения прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения отсылают к закону Российской Федерации. Таким законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является, федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.6 Закон № 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Согласно ст. 1 Закона № 52-ФЗ ограничительными мероприятиями (карантином) являются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

П. 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по введению ограничительных мероприятий (карантина).

Согласно ст. 31 Закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением, в том числе, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 года N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», которые действовали на момент принятие Главой Республики Крым изменений в Указ № 63-У, в том числе, введения п.11.2, устанавливающего для граждан обязанности не покидать места проживания (пребывания), высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) было предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности; обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Принимая во внимание, что в силу п. 2 ст. 51 Закона № 52-ФЗ Главный государственный санитарный врач Российской Федерации обладает, в том числе, правом внесения предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о введении ограничительных мероприятий (карантина), с учетом принятия им вышеназванных постановлений, становится очевидным, что Глава Республики Крым при внесении изменений в Указ № 63-У путем введения п.11.2, устанавливающего для граждан обязанность не покидать места проживания (пребывания), действовал с соблюдением положений Закона №52-ФЗ в условиях принятия Главного государственного санитарного врача Российской Федерации указанных выше постановлений при наличии предусмотренных законом оснований для временного введения ограничения права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, что направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека, с целью замедления, а в дальнейшем и прекращения передачи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым, снижения смертности от этой инфекции в указанном субъекте Российской Федерации. Такие действия Главы Республики Крым также в полной мере соответствуют рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, изложенным во временном Руководстве от 07 марта 2020 года и в Руководстве от 16 апреля 2020 года.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела не нашли подтверждения утверждения административного истца о том, что положения Указа № 63-У, обязывающие граждан не покидать места проживания (пребывание) противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации №417 от 02апреля 2020 года №417, которым утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданам и организациям, при введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

При этом суд учитывает то, что п.1 указанных Правил установлена обязанность граждан и организации выполнять, в том числе решения должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного становится очевидным, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными утверждения истца о том, что положения Указа №

63-У, обязывающие граждан не покидать места проживания (пребывание), не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст.19 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемые положения Указа №63-У, возлагающие на граждан обязанности публично-правового характера в виде ограничения права на свободу передвижения в пределах территории Республики Крым, на которой введен режим повышенной готовности и существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, направлены, прежде всего, на защиту населения, здоровья граждан и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).

При этом следует учитывать то, что в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 гарантированные Конституцией РФ права на жизнь и здоровье граждан, признаваемые, как указано выше, высшей ценностью, требуют со стороны государства, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами.

Применения таких чрезвычайных мер обусловлено не только необходимостью обеспечения права на охрану здоровья граждан, но и является единственной возможной мерой защиты населения жителей Республики Крым от массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).

В силу того, что оспариваемые положения Указа №61-У соответствовали нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соразмерны конституционно значимым целям и соответствовали критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 214,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Лазовича Владимира Миролюбовича к Главе Республики Крым Аксёнову С.В.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 11 июня 2020 года.

Судья подпись Яковлев С.В.

Решение не вступило в законную силу.

Судья ФИО5

Помощник судьи ФИО6

Оригинал решения подшит в материалы дела а-44/2020 и находится в производстве Верховного Суда Республики Крым.

Судья ФИО5

Помощник судьи ФИО6

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».