Дело № 5-56/2020

Номер дела: 5-56/2020

УИН: 50RS0038-01-2020-000250-29

Дата начала: 24.04.2020

Суд: Протвинский городской суд Московской области

Судья: Карпов Игорь Александрович

Статьи КоАП: 20.6.01
Результат
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО Пантюхов Сергей Александрович Статьи КоАП: 20.6.01
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 24.04.2020
Подготовка дела к рассмотрению Назначено судебное заседание 24.04.2020
Рассмотрение дела по существу Производство прекращено Отсутствие состава административного правонарушения 28.04.2020
Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ 28.04.2020
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства 30.04.2020
 

Постановление

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Протвино Московской области 28 апреля 2020 года

Судья Протвинского городского суда Московской области Карпов И.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1 КРФ об АП в отношении гражданина РФ, Пантюхова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, место жительства: <адрес>, <данные изъяты>

установил:

В суд поступил протокол об административном правонарушении из которого следует, что Пантюхов С.А. совершил невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КРФ об АП при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 10 часа 30 минут Пантюхов С.А. в нарушение пп.3, п.5 Постановления губернатора Московской области № 108-ПГ от 12.03.2020 года «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (в редакции Постановления губернатора Московской области № 175-ПГ от 09.04.2020 года), предусматривающего для граждан обязанность не покидать места проживания, покинул место проживания (пребывания), расположенное по адресу: <адрес> находился около <адрес> чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об АП.

Пантюхов С.А. просил рассмотреть административный материал в его отсутствие, вину в совершении административного правонарушения признал, пояснив, что действительно выходил из дома, чем нарушил режим самоизоляции и обязуется впредь этот режим не нарушать.

Согласно ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьёй 24.5 КРФ об АП предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.

Административная ответственность по ст. 20.6.1 Кодекса РФ об АП наступает за нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Постановлением губернатора Московской области № 108-ПГ от 12.03.2020 года «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской области системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (в редакции Постановления губернатора Московской области № 175-ПГ от 09.04.2020 года) с 00.00 13 марта 2020 года в границах Московской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением губернатора Московской области № 175-ПГ от 09.04.2020 года «О внесении изменений в Постановление губернатора Московской области № 108-ПГ от 12.03.2020 года введен п.п.3 п.5 согласно которому введена обязанность для граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Московской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг связи), а так же следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Изучив материалы административного дела, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Пантюхова С.А. состава административного правонарушения.

Пантюхову С.А. вменяется нарушение п.п.3 п.5 постановления Губернатора Московской области № 108-ПГ с последующими изменениями, что он покинул место своего проживания и находился на территории г.Протвино, что он не имел права покидать место своего жительства и передвигаться по территории г.Протвино, то есть нарушение, которое вменяется Пантюхову затрагивает его право на свободу передвижения.

В то же время, право на свободу передвижения является одним из основных и установлено ст. 27 Конституции РФ, которая в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 17 Конституции РФ данное право является неотчуждаемым и принадлежит гражданину от рождения и в соответствии со ст. 18 Конституции РФ является непосредственно действующим.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьёй 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 ( с последующими изменениями) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Перечень оснований ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предусмотрен ст. 8 этого закона, которой установлено, что это право может быть ограничено только в соответствии с законами Российской Федерацией, соответственно решение об этом может принять только полномочное лицо либо орган.

Согласно текста постановления Губернатора № 108-ПГ, оно издано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Московской области N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Положением о Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.02.2014 N 25/1 "О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", учитывая рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области.

Этим постановлением введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, ни один из приведенных в постановлении Губернатора законов не предусматривает полномочий губернатора на ограничение права граждан на свободу передвижения.

Так, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает основания введения режима повышенной готовности и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п.п. «у» п. 1 ст. 11 такие органы государственной власти устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, а п.п. «ф» этой статьи, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.

В то же время, требования п.п. «д» п.10 ст. 4-1 этого же закона, предписывают осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина.

Более того, пунктом 1.1 статьи 10 этого же закона предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417 во исполнение своих полномочий, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, при этом Правительство, наделенное более широкими полномочиями, чем губернатор, четко руководствуясь требованиями закона, в том числе и положениями ст. 114 Конституции РФ и ст. 19 ФКЗ-РФ «О правительстве Российской Федерации», не предусмотрело ограничений, затрагивающих право граждан на свободу передвижения.

Не предусмотрены ограничения права на свободу передвижения граждан и указами Президента РФ от 25.03.2020г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в то время как согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" только Президенту РФ предоставлены полномочия вводить в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, когда могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а в соответствии с п. «д» ст. 5 Федерального конституционного закона РФ от 30.05.2001г. № ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении», в указе Президента РФ должны быть определены в том числе перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации. При этом Указ Президента в соответствии с п. «в» ч.1 ст. 102 Конституции РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» подлежит утверждению Советом Федерации.

Из текста Указа Президента от 02.04.2020г. № 239 ( п.п. «в» пункта 2) следует, что Президент поручил высшим должностным лицам субъектам Российской Федерации установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, однако не поручал и не разрешал этим должностным лицам ограничивать права и свободы граждан, в том числе и право на свободу передвижения, не делегировал им таких полномочий.

Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» также установлены полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, однако ни ст. 6, ни другие положения этого закона не предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий на ограничение права граждан на свободу передвижения. Установленные ст. 10 этого закона обязанности не затрагивают права граждан на свободу передвижения.

Другие указанные в постановлении губернатора Московской области нормативные акты являются подзаконными и тем более не могут огранивать право граждан на свободу передвижения.

Пунктом 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.03. 2020 г. N 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019, гражданам предписано соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а п.п. 1.3 п. 1 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции, однако в самом постановлении не дается расшифровки понятия «самоизоляции», в постановлении же Губернатора МО № 108-ПГ о режиме самоизоляции речь идет не в п.п.3 пункта 5, а в пунктах 2,3,4 и п.п. 4, 5 и 6 пункта 5 и касается только граждан, перечисленных в этих пунктах и которые обязаны соблюдать режим самоизоляции, Пантюхов к этим гражданам не относится и нарушение этих пунктов Постановления ему не вменяется.

Анализ действующего законодательства показывает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вообще не наделены полномочиями ограничивать права и свободы граждан Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции РФ только в ведении Российской Федерации находятся в том числе вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно ст. 72 Конституции РФ уже находятся вопросы только защиты прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры только по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Не предусматривает такого права Губернатора и закон Московской области от 04.05.2005г. № 110/2005-ОЗ « О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таким образом, действующее законодательство наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями осуществлять меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, но не предусматривает возможности ограничивать эти права и свободы, в том числе и право граждан на свободу передвижения, данное положение относится и к Губернатору Московской области, который вправе устанавливать правила поведения при введении режима повышенной готовности в строгом соответствии с требования закона в рамках предоставленных ему полномочий. Кроме того, при установлении ограничений на свободу передвижения нарушены положения п.1.1 ст. 11 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поскольку эти ограничения противоречат ограничениям введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020г. № 417, а также нарушены требования п.п. «д» п.10 ст. 4-1 этого же закона, предписывающего осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина.

Пантюхов С.А. не нарушал никаких требований закона, являясь гражданином Российской Федерации, передвигался по территории г. Протвино с соблюдением своего конституционного права на свободу передвижения, которое не было ограничено в установленном законом порядке, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

При этом Пантюхов С.А. не нарушал и режим самоизоляции, который введен постановлением Губернатора МО в отношении определенного перечня граждан, к которому Пантюхов не относится, так как в материалах дела нет данных, что имеются признаки, перечисленные в пунктах 2,3, 4 и п.п. 4,5,6 пункта 5 постановления Губернатора № 108-ПГ, в связи с чем суд приходит к выводу, что ни сам Пантюхов давая объяснение, ни должностное лицо, принимавшее это объяснение не понимают значение слова «самоизоляция» указанного в постановлении Губернатора Московской области, чем и вызвана позиция Пантюхова, изложенная в объяснении.

Более того, при рассмотрении дела установлено, что Пантюхову С.А. вменяется в вину нарушение требований постановления Губернатора Московской области в редакции, которая не действовала ни на момент совершения, ни на момент рассмотрения дела, поскольку данное постановление действует в редакции от 21.04.2020г. в связи с внесенными в него изменениями постановлением Губернатора №204-ПГ.

На основании ст. ст. 23.1, 29.9ч.1п.2, 29.10, 24.5ч.1 п.2 КРФ об АП,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1 КРФ об АП РФ в отношении Пантюхова Сергея Александровича за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: __________________ И.А.Карпов

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».