Дело № 2а-67/2020
Номер дела: 2а-67/2020
Дата начала: 07.05.2020
Дата рассмотрения: 07.05.2020
Суд: Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья: Лиджиев Вячеслав Тавинович
:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение
Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ07 мая 2020 г. с. Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджиева В.Т.,
при секретаре Зайцевой А.А.,
с участием прокурора Джамбинова Ю.В.,
адвоката Кусинова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия к ФИО8 о принудительном помещении под медицинское наблюдение,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия обратилось в суд с настоящим административным иском к ФИО9 мотивируя следующим.
Согласно проведенного ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РК» эпидемиологического расследования, на основании донесения № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО10 был в контакте с прибывшим ФИО11 с которым он был в контакте с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № № у ФИО13 отсутствуют условия для соблюдения режима изоляции в домашних условиях (проживает совместно с супругой и 2 детьми) и в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, БУ РК «Яшалтинская районная больница» поручено поместить его в инфекционный стационар Яшалтинской больницы для проведения обязательного медицинского осмотра, изоляции и медицинского наблюдения и лечения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 поставлен положительный тест на COVID-19. ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено указанное постановление под расписку с предупреждением об административной и уголовной ответственности. Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия из БУ РК «Яшалтинская районная больница» поступила информация о том, что ФИО15., проживающий по адресу: <адрес>, с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция, находившийся в режиме самоизоляции, как контактный с больным новым инфекционным заболеванием (коронавирусная инфекция), отказывается от госпитализации в специализированное учреждение, в связи с чем является потенциальным источником инфекции, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая эпидемиологическую ситуацию по новой коронавирусной инфекции, ФИО16. уклоняется от прохождения обязательного обследования и выявления возможного тяжелого вирусного заболевания, тем самым ставит под угрозу, как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих, которые могут оказаться в непосредственной близости от больного. Ссылаясь на вышеуказанное, административный истец просит поместить ФИО17. принудительно под медицинское наблюдение в инфекционное отделение БУ РК «Яшалтинская районная больница» (при отсутствии клинических проявлений болезни и получении медицинским учреждением двукратного отрицательного анализа). Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебное заседание представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования.
Прокурор Джамбинов Ю.В. поддержал заявленные требования.
Административный ответчик ФИО19., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился. Его представитель - адвокат Кусинов В.П. данный вопрос оставил на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что имеются достаточные основания для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных случаях, установленных федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Одним из таких случаев является наличие у лица инфекционного заболевания, представляющего непосредственную опасность для окружающих.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Как следует из преамбулы и статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Согласно статье 10 вышеназванного Федерального закона, граждане обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
На основании части 1 статьи 33 Федерального закона, больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Одним из таких случаев является наличие у лица заразной формы инфекционного заболевания и факт уклонения от обследования в целях выявления опасного инфекционного заболевания.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция, вызванная 2019-nCOV, внесена в список в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Код болезни по МКБ-10-В34.2.
Согласно постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №№ «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» все граждане с симптомами острых респираторных инфекций (ОРВИ), прибывшие из стран Европы, как выявленные в ходе санитарно-карантинного контроля, так и обратившиеся за медицинской помощью в течение 14-дней после прибытия, в обязательном порядке изолируются, госпитализируются и обследуются лабораторно на весь перечень возможных возбудителей ОРВИ, включая новую Коронавирусную инфекцию …».
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Требованиями статьи 46 указанного Федерального закона установлено, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленного необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.ст.41, 42 Конституции РФ, преамбула, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № №-ФЗ).
В связи с отсутствием механизма принудительной госпитализации лица с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, в целях реализации государственных и публичных полномочий, вопрос о принудительной госпитализации под медицинское наблюдение может быть разрешен только судом.
На основании части 4 статьи 2 КАС РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Подпунктами 1, 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Особенности производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке определяет глава 31 КАС РФ.
В судебном заседании установлено, что ФИО21., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, ДД.ММ.ГГГГ был изолирован на дому, поскольку находился в контакте с ФИО22 прибывшим из г. Москвы на автобусе и больным коронавирусом. По результатам лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ коронавирус 19-nCOV у ФИО23 - положительный. Число контактных больных всего - № человека, в том числе и ответчик.
Согласно донесению от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия ФИО24 находился в контакте с больным ФИО25., у которого выявлено инфекционное заболевание (коронавирусная инфекция).
Главным государственным санитарным врачом по Республике Калмыкия ФИО26 БУ РК «Станция скорой помощи» выдано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № № о помещении ФИО27 в инфекционный стационар для проведения обязательного медицинского осмотра, изоляции и медицинского наблюдения.
От ознакомления с данным постановлением ФИО28 отказался, о чем имеется отметка в постановлении, при этом самовольно покинул место проживания, тем самым нарушил требование о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима и обследования.
Вместе с тем, уважительность причин необходимости обследования ФИО29 в стационарных условиях не опровергнута. Сведений об отсутствии у него положительного анализа на коронавирусную инфекцию (2019-nCOV), выданных специализированным медицинским учреждением, имеющего лицензию на проведение подобного рода медицинских исследований, не представлено.
Согласно проведенному ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РК» лабораторному анализу у ФИО30 находящегося в контакте с больным инфекционным заболеванием (коронавирусная инфекция) ФИО31., поставлен положительный тест на COVID-19, в связи с чем он является потенциальным источником инфекции, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, его личное участие в судебном заседании представляет угрозу для участников процесса.
Указанное свидетельствует о том, что ФИО32 нуждается в помещении без его согласия в медицинскую организацию для обследования и оказания медицинской помощи в стационарных условиях, что обусловлено непосредственной опасностью для него и окружающих, существенным вредом ее здоровью и окружающих вследствие ухудшения состояния здоровья, если он будет оставлен без квалифицированной медицинской помощи, а также то, что обследование и лечение последнего возможны лишь в условиях медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенных норм, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что ФИО33 самостоятельно, а равно иные лица могут обеспечить его самоизоляцию, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и обследования без помещения в стационарные условия, не представлено.
Кроме того, действия ФИО34 выразившиеся в отказе от госпитализации, свидетельствуют о необходимости помещения его в стационарные условия, в целях пресечения угрозы распространения коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ч. 2 ст. 188 КАС РФ, настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия удовлетворить.
Поместить ФИО35, родившегося ДД.ММ.ГГГГ г., проживающего по адресу: <адрес> принудительно под медицинское наблюдение в инфекционное отделение Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» по адресу: <адрес> до полного излечения (при отсутствии клинических проявлений болезни и получении медицинским учреждением двукратного отрицательного анализа).
Решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: В.Т. Лиджиев.