Дело №2а-67/2020

Номер дела: 2а-67/2020

Дата начала: 07.05.2020

Суд: Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия

Судья: Лиджиев Вячеслав Тавинович

:
Результат
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Информация скрыта
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Информация скрыта
ПРОКУРОР Информация скрыта
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Информация скрыта
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 07.05.2020
Передача материалов судье 07.05.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 07.05.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 07.05.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 07.05.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 07.05.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 07.05.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 07.05.2020
 

Решение

Дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2020 г. с. Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Лиджиева В.Т.,

при секретаре Зайцевой А.А.,

с участием прокурора Джамбинова Ю.В.,

адвоката Кусинова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия к ФИО8 о принудительном помещении под медицинское наблюдение,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия обратилось в суд с настоящим административным иском к ФИО9 мотивируя следующим.

Согласно проведенного ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РК» эпидемиологического расследования, на основании донесения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО10 был в контакте с прибывшим ФИО11 с которым он был в контакте с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО13 отсутствуют условия для соблюдения режима изоляции в домашних условиях (проживает совместно с супругой и 2 детьми) и в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, БУ РК «Яшалтинская районная больница» поручено поместить его в инфекционный стационар Яшалтинской больницы для проведения обязательного медицинского осмотра, изоляции и медицинского наблюдения и лечения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 поставлен положительный тест на COVID-19. ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено указанное постановление под расписку с предупреждением об административной и уголовной ответственности. Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия из БУ РК «Яшалтинская районная больница» поступила информация о том, что ФИО15., проживающий по адресу: <адрес>, с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция, находившийся в режиме самоизоляции, как контактный с больным новым инфекционным заболеванием (коронавирусная инфекция), отказывается от госпитализации в специализированное учреждение, в связи с чем является потенциальным источником инфекции, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая эпидемиологическую ситуацию по новой коронавирусной инфекции, ФИО16. уклоняется от прохождения обязательного обследования и выявления возможного тяжелого вирусного заболевания, тем самым ставит под угрозу, как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих, которые могут оказаться в непосредственной близости от больного. Ссылаясь на вышеуказанное, административный истец просит поместить ФИО17. принудительно под медицинское наблюдение в инфекционное отделение БУ РК «Яшалтинская районная больница» (при отсутствии клинических проявлений болезни и получении медицинским учреждением двукратного отрицательного анализа). Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебное заседание представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования.

Прокурор Джамбинов Ю.В. поддержал заявленные требования.

Административный ответчик ФИО19., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился. Его представитель - адвокат Кусинов В.П. данный вопрос оставил на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что имеются достаточные основания для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных случаях, установленных федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Одним из таких случаев является наличие у лица инфекционного заболевания, представляющего непосредственную опасность для окружающих.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Как следует из преамбулы и статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.

Согласно статье 10 вышеназванного Федерального закона, граждане обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона, больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Одним из таких случаев является наличие у лица заразной формы инфекционного заболевания и факт уклонения от обследования в целях выявления опасного инфекционного заболевания.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция, вызванная 2019-nCOV, внесена в список в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Код болезни по МКБ-10-В34.2.

Согласно постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» все граждане с симптомами острых респираторных инфекций (ОРВИ), прибывшие из стран Европы, как выявленные в ходе санитарно-карантинного контроля, так и обратившиеся за медицинской помощью в течение 14-дней после прибытия, в обязательном порядке изолируются, госпитализируются и обследуются лабораторно на весь перечень возможных возбудителей ОРВИ, включая новую Коронавирусную инфекцию …».

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Требованиями статьи 46 указанного Федерального закона установлено, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются, в том числе, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленного необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.ст.41, 42 Конституции РФ, преамбула, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № -ФЗ).

В связи с отсутствием механизма принудительной госпитализации лица с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, в целях реализации государственных и публичных полномочий, вопрос о принудительной госпитализации под медицинское наблюдение может быть разрешен только судом.

На основании части 4 статьи 2 КАС РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Подпунктами 1, 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Особенности производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке определяет глава 31 КАС РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО21., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, ДД.ММ.ГГГГ был изолирован на дому, поскольку находился в контакте с ФИО22 прибывшим из г. Москвы на автобусе и больным коронавирусом. По результатам лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ коронавирус 19-nCOV у ФИО23 - положительный. Число контактных больных всего - человека, в том числе и ответчик.

Согласно донесению от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия ФИО24 находился в контакте с больным ФИО25., у которого выявлено инфекционное заболевание (коронавирусная инфекция).

Главным государственным санитарным врачом по Республике Калмыкия ФИО26 БУ РК «Станция скорой помощи» выдано постановление от ДД.ММ.ГГГГ о помещении ФИО27 в инфекционный стационар для проведения обязательного медицинского осмотра, изоляции и медицинского наблюдения.

От ознакомления с данным постановлением ФИО28 отказался, о чем имеется отметка в постановлении, при этом самовольно покинул место проживания, тем самым нарушил требование о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима и обследования.

Вместе с тем, уважительность причин необходимости обследования ФИО29 в стационарных условиях не опровергнута. Сведений об отсутствии у него положительного анализа на коронавирусную инфекцию (2019-nCOV), выданных специализированным медицинским учреждением, имеющего лицензию на проведение подобного рода медицинских исследований, не представлено.

Согласно проведенному ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РК» лабораторному анализу у ФИО30 находящегося в контакте с больным инфекционным заболеванием (коронавирусная инфекция) ФИО31., поставлен положительный тест на COVID-19, в связи с чем он является потенциальным источником инфекции, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, его личное участие в судебном заседании представляет угрозу для участников процесса.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО32 нуждается в помещении без его согласия в медицинскую организацию для обследования и оказания медицинской помощи в стационарных условиях, что обусловлено непосредственной опасностью для него и окружающих, существенным вредом ее здоровью и окружающих вследствие ухудшения состояния здоровья, если он будет оставлен без квалифицированной медицинской помощи, а также то, что обследование и лечение последнего возможны лишь в условиях медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенных норм, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что ФИО33 самостоятельно, а равно иные лица могут обеспечить его самоизоляцию, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и обследования без помещения в стационарные условия, не представлено.

Кроме того, действия ФИО34 выразившиеся в отказе от госпитализации, свидетельствуют о необходимости помещения его в стационарные условия, в целях пресечения угрозы распространения коронавирусной инфекции.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ч. 2 ст. 188 КАС РФ, настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия удовлетворить.

Поместить ФИО35, родившегося ДД.ММ.ГГГГ г., проживающего по адресу: <адрес> принудительно под медицинское наблюдение в инфекционное отделение Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» по адресу: <адрес> до полного излечения (при отсутствии клинических проявлений болезни и получении медицинским учреждением двукратного отрицательного анализа).

Решение подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья: В.Т. Лиджиев.

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».