Дело № 2а-1692/2020

Номер дела: 2а-1692/2020

УИН: 36RS0004-01-2020-001040-05

Дата начала: 28.02.2020

Суд: Ленинский районный суд г. Воронеж

Судья: Галкин Кирилл Александрович

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Пискунова Татьяна Алексеевна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК УФНС России по Воронежской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК МИФНС России №1 по ВО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Панков Ярослав Валерьевич
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 28.02.2020
Передача материалов судье 02.03.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 04.03.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 04.03.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 04.03.2020
Судебное заседание Производство по делу приостановлено невозможность рассмотрения данного адм. дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным судом 26.03.2020
Производство по делу возобновлено 12.05.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 27.05.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 10.06.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 23.06.2020
 

Решение

Дело №2а-1692/20                                                                                                                 Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-001040-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.05.2020 г.                                                                                                                               г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Панявиной А.И.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Пискуновой Татьяны Алексеевны к Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, УФНС России по Воронежской области о признании незаконным налогового уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Пискунова Татьяна Алексеевна обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, Управлению ФНС России по Воронежской области о признании незаконными налогового уведомления о перерасчете земельного налога и решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В административном исковом заявлении истец указывает, что из содержания налогового уведомления №37417861 от 15.08.2019 г. следует, что Пискуновой Т.А. на праве долевой собственности принадлежит 172 земельных участка, расположенных в пределах квартала <адрес>.

Сумма земельного налога, подлежащего уплате по налоговому уведомлению, составляет 106 175 руб. Срок оплаты – не позднее 02.12.2019 года.

Позже, Пискуновой Т.А. направлено еще одно налоговое уведомление от 05.11.2019 г. за №89471282, согласно которому был произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №37417861.

Сумма земельного налога, подлежащего уплате по налоговому уведомлению с учетом перерасчета, составляет 443 515 руб. Срок оплаты – не позднее 25.12.2019 года.

02 декабря 2019 года в Межрайонную ИФНС России №1 по Воронежской области подано заявление с требованием произвести перерасчет земельного налога.

05 декабря 2019 года в Управление ФНС России по Воронежской области подана жалоба на действия сотрудников МИФНС России №1 по Воронежской области.

13 декабря 2019 года получен ответ из Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области за №10-11/22955, согласно которому налоговое уведомление №89471282 от 05.11.2019 года подлежит оплате в полном объеме до 25.12.2019 года, а полный мотивированный ответ на жалобу, поданную в Управление ФНС России по Воронежской области 05 декабря 2019 года налогоплательщиком не получен, в связи с чем, представитель Пискуновой Т.А. был вынужден самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию за получением решения по результатам рассмотрения жалобы.

Решением заместителя начальника Управления ФНС России по Воронежской области Колесникова В.В. от 27.01.2020 года за №15-1-18/02087@ жалоба Пискуновой Т.А. на действие МИФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения.

Административный истец считает действия Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, выразившиеся в направлении налогового уведомления №89471282 от 05.11.2019 года с требованием об уплате земельного налога с учетом перерасчета, а также действия Управления ФНС России по Воронежской области, выразившиеся в оставлении жалобы без удовлетворения, незаконными и нарушающими законные права и интересы Пискуновой Т.А.

Как указывает административный истец, все доводы административных ответчиков сводятся к тому, что Пискуновой Т.А. земельные участки используются не по назначению и фактически ведется их перепродажа, при этом, никаких доказательств своей позиции налоговые органы не представили, приведенная судебная практика не относится к рассматриваемому случаю, поскольку относится к предпринимательской и иной экономической деятельности, а выводы, сделанные на основе приведенных в ответе решений суда, противоречат действующему законодательству и Конституции РФ.

Земельный налог, отраженный в налоговом уведомлении №37417861 от 15.08.2019 года в размере 106 175 руб. оплачен Пискуновой Т.А. 16 декабря 2019 года, то есть до истечения срока для оплаты земельного налога с учетом перерасчета и до получения ответов на поданные обращения и жалобы.

Новое налоговое уведомление от 05.11.2019 года за №89471282, согласно которому произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 содержит требование об уплате земельного налога в размере 443 515 руб., что более чем в четыре раза превышает оплаченную Пискуновой Т.А. сумму, которая сама по себе является существенной для налогоплательщика.

Ссылаясь на пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 №48, ст.57 Конституции РФ, п.2 ст.5 НК РФ истец указывает, что размер земельного налога с учетом перерасчета, отраженный в налоговом уведомлении от 05.11.2019 года №89471282 исчислен налоговыми органами по собственному убеждению и не основан на нормах закона.

Истец указывает, что из системного толкования пункта 2 статьи 7, подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ следует, что в рассматриваемом случае необходимо применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 %. Применение ставки 1,5 % приводит к значительно большим доначислениям сумм земельного налога, чем это определено Налоговым кодексом РФ, с учетом позиции Верховного Суда РФ административный истец считает, что применение повышенных налоговых ставок по земельному налогу для физических лиц по участкам с разрешенным использованием ИЖС (на которых непосредственно собственником строительство не ведется) не допускается.

Административный истец также указывает, что разделила принадлежащий ей с 2010 года земельный участок площадью 894671 кв.м. (категория земель – сельскохозяйственного назначения) на пять участков меньшей площади (все участки также относились к категории земель сельскохозяйственного назначения).

Решением от 15.02.2018 года №111 «О внесении изменений в Генеральный план Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» все пять земельных участков вошли в границы земель населенных пунктов, сменив при этом категорию земель и вид разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка».

Как указывает административный истец, в связи с тем, что владение указанными участками стало значительно дороже, ею было принято решение передать часть долей на земельные участки иным физическим лицам.

Пискунова Т.А. является добросовестным налогоплательщиком и подает все необходимые декларации в налоговые органы, в том числе связанные с продажей земельных участков. ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа неоднократно проводила камеральные проверки, в ходе которых не было выявлено никаких нарушений со стороны Пискуновой Т.А., и проверки были прекращены. Из сведений, поданных в инспекцию следует, что прибыли от продажи участков Пискунова Т.А. не извлекла.

Истец также указывает, что утверждение налогового органа о том, что для применения налоговой ставки в размере 0,3 процента, необходимо использование этого земельного участка в соответствии с его целевым назначением, основано на неверном толковании ст.394 НК РФ.

В ходе рассмотрения жалобы, поданной в Управление ФНС России по Воронежской области, в адрес Пискуновой Т.А. поступило уведомление №10-10/00095 от 10.01.2020 года о проведении 13 января 2010 года контрольных мероприятий по установлению фактического использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>.

По результату выездной проверки составлен акт №1 от 13 января 2020 года, которым установлено, что по адресу <адрес> находятся земельные участки без строений. Некоторые участки в количестве 6 штук имеют незавершенные строительные объекты. Участки разделены улицами, по которым проложены электрокоммуникации.

Как указывает административный истец, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что на земельных участках осуществляется жилищное строительство, что само по себе не дает оснований налоговым органам применять ставку 1,5 при расчете земельного налога.

Несмотря на верное установление фактов использования земельных участков, инспектором допущен ряд нарушений, свидетельствующих о сумбурности проводимых мероприятий, направленных не на справедливое рассмотрение и разрешение жалобы Пискуновой Т.А., а носящих исключительно карательный характер с целью поддержки незаконного требования по уплате максимально возможного земельного налога.

В связи с изложенным, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области №89471282 от 05.11.2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27.01.2020 №15-1-18/02087@, которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке. От административного истца поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Панков Я.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МИ ФНС №1 по Воронежской области по доверенности Саницкий А.П. исковые требования не признан, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжков Д.Н. исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 28.02.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении ее прав, так как решение по ее жалобе вынесено управлением ФНС России по Воронежской области 27.01.2020 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что установлено, что Пискуновой Т.А. на праве долевой собственности принадлежит 172 земельных участка, расположенных в Рамонском районе Воронежской области и соответственно она является плательщиком земельного налога.

Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес>, общей площадью 894 671 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, и в настоящее время имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка.

На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Пискуновой Т.А. через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление №37417861 от 15.08.2019 года об оплате налогов (л.д.17-30), в том числе земельного налога на сумму 106 175 руб. Срок оплаты – не позднее 02.12.2019 года. Расчет земельного налога произведен по ставке 0,3 %.

В ноябре 2019 года Пискуновой Т.А. через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление №89471282 от 05.11.2019 года с перерасчетом земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 (л.д.31-42), в котором к оплате выставлена сумма земельного налога в размере 443 515 руб. Срок оплаты – не позднее 25.12.2019 года. Расчет земельного налога произведен по ставке 1,5 %.

На обращение Пискуновой Т.А. от 02.12.2019 года (л.д.43), МИФНС России №1 по Воронежской области указывает, что налоговое уведомление №89471282 от 05.11.2019 подлежит оплате в полном объеме по сроку 25.12.2019 года (л.д.46-48).

На жалобу Пискуновой Т.А. от 05.12.2019 года на действия сотрудников Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области (л.д.44-45), заместителем руководителя Управления ФНС России по Воронежской области вынесено решение №15-1-18/02087@ от 27.01.2020 года (л.д.51-58), которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России №1 по Воронежской области, выразившиеся в направлении уточненного налогового уведомления №89471282 от 05.11.2019 по земельному налогу за 2018 год оставлена без удовлетворения. В решении указано, что по мнению Управления, налоговым органом представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений п.2.1 ст.52 НК РФ при перерасчете Пискуновой Т.А. земельного налога за 2018 год исходя из налоговой ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков.

В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В силу п. 2 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом этих двух критериев.

На основании части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и сборам.

Статьей 3 Решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 N 162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлены налоговые ставки, в том числе:

0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду), объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства, а также находящихся в составе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

- предназначенных для размещения гаражей;

- предназначенных для сельскохозяйственного использования;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

Решением Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 26.09.2014 №199 установлены следующие виды налоговых ставок по земельному налогу:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.

Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.

Пункт 3 ст.85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с п.5 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Как следует из материалов дела, в том числе, из решения заместителя руководителя Управления ФНС России по Воронежской области №15-1-18/02087@ от 27.01.2020 года, и не отрицается стороной административного истца, земельные участки, принадлежащие на праве долевой собственности Пискуновой Т.А., с 2018 года имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка.

В 2018 году Пискуновой Т.А. были реализованы доли в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами:

- 200/500 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , владение с 31.07.2018 года, была продана 30.11.2018 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 09.10.2018 года за 275 040 руб. (кадастровая стоимость данного участка составляет 205 741,38 руб.);

- 200/500 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , владение с 28.07.2018 года, была продана 25.12.2018 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.12.2018 года за 275 760 руб. (кадастровая стоимость данного участка составляет 206 279,97 руб.).

Суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки, принадлежащие на праве долевой собственности Пискуновой Т.А., исходя из вида разрешенного использования, предназначены для индивидуального жилищного строительства.

При этом, предоставление пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 процента напрямую связано с целевым назначением использования земельного участка, расчет земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых для дальнейшей перепродажи, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной пп.2 п.1 ст.394 Налогового кодекса РФ с применением ставки 1,5%.

Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Статья 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" вступает в силу с 01 января 2019 года, и обратной силы не имеет.

Таким образом, установив, что при исчислении административному истцу налоговой базы за период 2018 года в отношении принадлежащих ей земельных участков допущена ошибка в применении коэффициента (налоговой ставки), налоговый орган правомерно произвел перерасчет сумм налоговых платежей и направил оспариваемое уведомление.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Перечень оснований, по которым может производиться перерасчет налога, законом не ограничен.

Законных оснований для освобождения Пискуновой Т.А. от обязанности по оплате налога не имеется.

Судом не принимаются во внимания доводы административного истца и ее представителя о том, что спорными земельными участками Пискунова Т.А. владеет с 2010 года, так как они образованы путем раздела одного земельного участка, принадлежащего Пискуновой Т.А. с 2010 года, поскольку земельные участки, образованные путем раздела, с 2018 года имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка, и соответственно должны быть использованы по назначению. При этом, доказательств, подтверждающих использование спорных земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования материалы дела не содержат.

Иные доводы административного истца в подтверждение своих требований основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и также судом отклоняются.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, и указанные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области №89471282 от 05.11.2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 и решение Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27.01.2020 года №15-1-18/02087@ вынесены законно и обосновано.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Пискуновой Татьяны Алексеевны о признании незаконным налогового уведомления Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области №89471282 от 05.11.2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Пискуновой Татьяны Алексеевны о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27.01.2020 №15-1-18/02087@, которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИ ФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                     К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.06.2020 года

Дело №2а-1692/20                                                                                                                 Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-001040-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.05.2020 г.                                                                                                                               г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Панявиной А.И.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Пискуновой Татьяны Алексеевны к Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, УФНС России по Воронежской области о признании незаконным налогового уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Пискунова Татьяна Алексеевна обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, Управлению ФНС России по Воронежской области о признании незаконными налогового уведомления о перерасчете земельного налога и решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В административном исковом заявлении истец указывает, что из содержания налогового уведомления №37417861 от 15.08.2019 г. следует, что Пискуновой Т.А. на праве долевой собственности принадлежит 172 земельных участка, расположенных в пределах квартала <адрес>.

Сумма земельного налога, подлежащего уплате по налоговому уведомлению, составляет 106 175 руб. Срок оплаты – не позднее 02.12.2019 года.

Позже, Пискуновой Т.А. направлено еще одно налоговое уведомление от 05.11.2019 г. за №89471282, согласно которому был произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №37417861.

Сумма земельного налога, подлежащего уплате по налоговому уведомлению с учетом перерасчета, составляет 443 515 руб. Срок оплаты – не позднее 25.12.2019 года.

02 декабря 2019 года в Межрайонную ИФНС России №1 по Воронежской области подано заявление с требованием произвести перерасчет земельного налога.

05 декабря 2019 года в Управление ФНС России по Воронежской области подана жалоба на действия сотрудников МИФНС России №1 по Воронежской области.

13 декабря 2019 года получен ответ из Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области за №10-11/22955, согласно которому налоговое уведомление №89471282 от 05.11.2019 года подлежит оплате в полном объеме до 25.12.2019 года, а полный мотивированный ответ на жалобу, поданную в Управление ФНС России по Воронежской области 05 декабря 2019 года налогоплательщиком не получен, в связи с чем, представитель Пискуновой Т.А. был вынужден самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию за получением решения по результатам рассмотрения жалобы.

Решением заместителя начальника Управления ФНС России по Воронежской области Колесникова В.В. от 27.01.2020 года за №15-1-18/02087@ жалоба Пискуновой Т.А. на действие МИФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения.

Административный истец считает действия Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, выразившиеся в направлении налогового уведомления №89471282 от 05.11.2019 года с требованием об уплате земельного налога с учетом перерасчета, а также действия Управления ФНС России по Воронежской области, выразившиеся в оставлении жалобы без удовлетворения, незаконными и нарушающими законные права и интересы Пискуновой Т.А.

Как указывает административный истец, все доводы административных ответчиков сводятся к тому, что Пискуновой Т.А. земельные участки используются не по назначению и фактически ведется их перепродажа, при этом, никаких доказательств своей позиции налоговые органы не представили, приведенная судебная практика не относится к рассматриваемому случаю, поскольку относится к предпринимательской и иной экономической деятельности, а выводы, сделанные на основе приведенных в ответе решений суда, противоречат действующему законодательству и Конституции РФ.

Земельный налог, отраженный в налоговом уведомлении №37417861 от 15.08.2019 года в размере 106 175 руб. оплачен Пискуновой Т.А. 16 декабря 2019 года, то есть до истечения срока для оплаты земельного налога с учетом перерасчета и до получения ответов на поданные обращения и жалобы.

Новое налоговое уведомление от 05.11.2019 года за №89471282, согласно которому произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 содержит требование об уплате земельного налога в размере 443 515 руб., что более чем в четыре раза превышает оплаченную Пискуновой Т.А. сумму, которая сама по себе является существенной для налогоплательщика.

Ссылаясь на пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 №48, ст.57 Конституции РФ, п.2 ст.5 НК РФ истец указывает, что размер земельного налога с учетом перерасчета, отраженный в налоговом уведомлении от 05.11.2019 года №89471282 исчислен налоговыми органами по собственному убеждению и не основан на нормах закона.

Истец указывает, что из системного толкования пункта 2 статьи 7, подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ следует, что в рассматриваемом случае необходимо применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 %. Применение ставки 1,5 % приводит к значительно большим доначислениям сумм земельного налога, чем это определено Налоговым кодексом РФ, с учетом позиции Верховного Суда РФ административный истец считает, что применение повышенных налоговых ставок по земельному налогу для физических лиц по участкам с разрешенным использованием ИЖС (на которых непосредственно собственником строительство не ведется) не допускается.

Административный истец также указывает, что разделила принадлежащий ей с 2010 года земельный участок площадью 894671 кв.м. (категория земель – сельскохозяйственного назначения) на пять участков меньшей площади (все участки также относились к категории земель сельскохозяйственного назначения).

Решением от 15.02.2018 года №111 «О внесении изменений в Генеральный план Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» все пять земельных участков вошли в границы земель населенных пунктов, сменив при этом категорию земель и вид разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка».

Как указывает административный истец, в связи с тем, что владение указанными участками стало значительно дороже, ею было принято решение передать часть долей на земельные участки иным физическим лицам.

Пискунова Т.А. является добросовестным налогоплательщиком и подает все необходимые декларации в налоговые органы, в том числе связанные с продажей земельных участков. ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа неоднократно проводила камеральные проверки, в ходе которых не было выявлено никаких нарушений со стороны Пискуновой Т.А., и проверки были прекращены. Из сведений, поданных в инспекцию следует, что прибыли от продажи участков Пискунова Т.А. не извлекла.

Истец также указывает, что утверждение налогового органа о том, что для применения налоговой ставки в размере 0,3 процента, необходимо использование этого земельного участка в соответствии с его целевым назначением, основано на неверном толковании ст.394 НК РФ.

В ходе рассмотрения жалобы, поданной в Управление ФНС России по Воронежской области, в адрес Пискуновой Т.А. поступило уведомление №10-10/00095 от 10.01.2020 года о проведении 13 января 2010 года контрольных мероприятий по установлению фактического использования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>.

По результату выездной проверки составлен акт №1 от 13 января 2020 года, которым установлено, что по адресу <адрес> находятся земельные участки без строений. Некоторые участки в количестве 6 штук имеют незавершенные строительные объекты. Участки разделены улицами, по которым проложены электрокоммуникации.

Как указывает административный истец, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что на земельных участках осуществляется жилищное строительство, что само по себе не дает оснований налоговым органам применять ставку 1,5 при расчете земельного налога.

Несмотря на верное установление фактов использования земельных участков, инспектором допущен ряд нарушений, свидетельствующих о сумбурности проводимых мероприятий, направленных не на справедливое рассмотрение и разрешение жалобы Пискуновой Т.А., а носящих исключительно карательный характер с целью поддержки незаконного требования по уплате максимально возможного земельного налога.

В связи с изложенным, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области №89471282 от 05.11.2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27.01.2020 №15-1-18/02087@, которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке. От административного истца поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Панков Я.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МИ ФНС №1 по Воронежской области по доверенности Саницкий А.П. исковые требования не признан, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель административного ответчика УФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжков Д.Н. исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 28.02.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении ее прав, так как решение по ее жалобе вынесено управлением ФНС России по Воронежской области 27.01.2020 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что установлено, что Пискуновой Т.А. на праве долевой собственности принадлежит 172 земельных участка, расположенных в Рамонском районе Воронежской области и соответственно она является плательщиком земельного налога.

Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес>, общей площадью 894 671 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, и в настоящее время имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка.

На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Пискуновой Т.А. через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление №37417861 от 15.08.2019 года об оплате налогов (л.д.17-30), в том числе земельного налога на сумму 106 175 руб. Срок оплаты – не позднее 02.12.2019 года. Расчет земельного налога произведен по ставке 0,3 %.

В ноябре 2019 года Пискуновой Т.А. через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление №89471282 от 05.11.2019 года с перерасчетом земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 (л.д.31-42), в котором к оплате выставлена сумма земельного налога в размере 443 515 руб. Срок оплаты – не позднее 25.12.2019 года. Расчет земельного налога произведен по ставке 1,5 %.

На обращение Пискуновой Т.А. от 02.12.2019 года (л.д.43), МИФНС России №1 по Воронежской области указывает, что налоговое уведомление №89471282 от 05.11.2019 подлежит оплате в полном объеме по сроку 25.12.2019 года (л.д.46-48).

На жалобу Пискуновой Т.А. от 05.12.2019 года на действия сотрудников Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области (л.д.44-45), заместителем руководителя Управления ФНС России по Воронежской области вынесено решение №15-1-18/02087@ от 27.01.2020 года (л.д.51-58), которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России №1 по Воронежской области, выразившиеся в направлении уточненного налогового уведомления №89471282 от 05.11.2019 по земельному налогу за 2018 год оставлена без удовлетворения. В решении указано, что по мнению Управления, налоговым органом представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений п.2.1 ст.52 НК РФ при перерасчете Пискуновой Т.А. земельного налога за 2018 год исходя из налоговой ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков.

В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В силу п. 2 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом этих двух критериев.

На основании части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и сборам.

Статьей 3 Решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 N 162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлены налоговые ставки, в том числе:

0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду), объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства, а также находящихся в составе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

- предназначенных для размещения гаражей;

- предназначенных для сельскохозяйственного использования;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

Решением Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 26.09.2014 №199 установлены следующие виды налоговых ставок по земельному налогу:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.

Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.

Пункт 3 ст.85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с п.5 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Как следует из материалов дела, в том числе, из решения заместителя руководителя Управления ФНС России по Воронежской области №15-1-18/02087@ от 27.01.2020 года, и не отрицается стороной административного истца, земельные участки, принадлежащие на праве долевой собственности Пискуновой Т.А., с 2018 года имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка.

В 2018 году Пискуновой Т.А. были реализованы доли в праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами:

- 200/500 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , владение с 31.07.2018 года, была продана 30.11.2018 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 09.10.2018 года за 275 040 руб. (кадастровая стоимость данного участка составляет 205 741,38 руб.);

- 200/500 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , владение с 28.07.2018 года, была продана 25.12.2018 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.12.2018 года за 275 760 руб. (кадастровая стоимость данного участка составляет 206 279,97 руб.).

Суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки, принадлежащие на праве долевой собственности Пискуновой Т.А., исходя из вида разрешенного использования, предназначены для индивидуального жилищного строительства.

При этом, предоставление пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 процента напрямую связано с целевым назначением использования земельного участка, расчет земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых для дальнейшей перепродажи, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной пп.2 п.1 ст.394 Налогового кодекса РФ с применением ставки 1,5%.

Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Статья 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" вступает в силу с 01 января 2019 года, и обратной силы не имеет.

Таким образом, установив, что при исчислении административному истцу налоговой базы за период 2018 года в отношении принадлежащих ей земельных участков допущена ошибка в применении коэффициента (налоговой ставки), налоговый орган правомерно произвел перерасчет сумм налоговых платежей и направил оспариваемое уведомление.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Перечень оснований, по которым может производиться перерасчет налога, законом не ограничен.

Законных оснований для освобождения Пискуновой Т.А. от обязанности по оплате налога не имеется.

Судом не принимаются во внимания доводы административного истца и ее представителя о том, что спорными земельными участками Пискунова Т.А. владеет с 2010 года, так как они образованы путем раздела одного земельного участка, принадлежащего Пискуновой Т.А. с 2010 года, поскольку земельные участки, образованные путем раздела, с 2018 года имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка, и соответственно должны быть использованы по назначению. При этом, доказательств, подтверждающих использование спорных земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования материалы дела не содержат.

Иные доводы административного истца в подтверждение своих требований основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и также судом отклоняются.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, и указанные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области №89471282 от 05.11.2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 и решение Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27.01.2020 года №15-1-18/02087@ вынесены законно и обосновано.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Пискуновой Татьяны Алексеевны о признании незаконным налогового уведомления Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области №89471282 от 05.11.2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Пискуновой Татьяны Алексеевны о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27.01.2020 №15-1-18/02087@, которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИ ФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                     К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.06.2020 года

1версия для печати

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».