Дело № 33а-3863/2020
Номер дела: 33а-3863/2020
УИН: 27RS0001-01-2019-007542-73
Дата начала: 28.05.2020
Дата рассмотрения: 03.07.2020
Суд: Хабаровский краевой суд
Судья: Коноплева Ирина Александровна
:
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Определение
В суде первой инстанции дело № 2а-2281/2020.
Дело № 33а-3863/2020.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Коноплевой И.А.,
судей: Герасимовой О.В., Яготинского С.И.,
при секретаре: Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 03 июля 2020 года дело по административному иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу, ООО «ТОО Вексел сервисес» о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
по апелляционной жалобе «ТОО Вексел Сервисес» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры Серга Ю.В., представителя ООО «ТОО Вексель Сервисес» Грунова А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района г. Хабаровска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование указал, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на странице с адресом <данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию об «электронной валюте Bitcoin (биткоин)», представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления.
Указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о ее держателях. Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или представленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах.
Отсутствие в системах криптовалюты или отмена несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства.
Посещение сайта и указанной страницы свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. За неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Согласно сведениям из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к сайту с адресом <данные изъяты> не ограничен.
На основании изложенного, просят признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 марта 2020 года административные требования удовлетворены.
Информация, размещенная на странице сайта в сети Интернет: <данные изъяты>, признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель «ТОО Вексел Сервисес» - Смирнова В.В. с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Указывает, что неправильное применение судом первой инстанции норм материального права привело к признанию информации о криптовалюте биткоин (Bitcoin) запрещенной к распространению на территории Российской Федерации при полном отсутствии каких-либо правовых оснований для этого: законодательство Российской Федерации не предусматривает ни уголовную, ни административную ответственность за предоставление информации о каких-либо платежных средствах, включая электронную валюту Bitcoin.
Нормы права, на которые ссылается административный истец, равно как действующее законодательство Российской Федерации в целом не содержат запрета на распространение информации, содержащейся на сайте www.vexel.is либо на его страницах, в том числе «информации об электронной валюте Bitcoin», и не является основанием для признания указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и последующего ограничения доступа к указанному сайту либо его отдельным страницам. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие запрет на распространение указанной информации.
Полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, устанавливающие пределы полномочий органов прокуратуры по валютному контролю и обращению в суд с заявлением о признании информации в сети «Интернет» запрещенной. Кроме того, полагает, что административное исковое заявление подано с нарушением требований ст. 125, 126 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на странице с адресом:
<данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию об «электронной валюте Bitcoin (биткоин)», представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления.
Из материалов дела следует, что согласно скриншоту сайта, на сайте <данные изъяты> размещена информация об электронной валюте Bitcoin (биткоин), представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления. Указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о ее держателях.
Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или представленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. Отсутствие в системах криптовалюты или отмена несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 данного Закона).
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ, денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Конституцией РФ установлена денежная единица (валюта) России.
Установление расчетных единиц (копеек) определено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статьей 27 которого установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек. Копейка - наименование части денежной единицы, выражающей ее официальное название, и обозначает стоимостную меру (номинал) валюты для целей удобства оборота. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст. 29 Федерального закона № 86-ФЗ).
27.01.2014 Банк России опубликовал Информацию «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности Биткойн», в которой указал, что у биткоинов отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, в связи с чем операции по ним носят спекулятивный характер. Статус криптовалют в РФ – денежные суррогаты, выпуск которых согласно ст.27 ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрещен на всей территории Российской Федерации.
Криптовалюта не предусмотрена ст.128 ГК РФ в качестве объекта гражданских прав, в том числе не отнесена к безналичным деньгам (ст.140 ГК РФ), так как не определена законодательством в качестве средства платежа. Биткоин не признан электронными денежными средствами, определение которых дано в п.18 ст.3 ФЗ от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе», по нему отсутствует оператор, который может контролировать и обслуживать рассматриваемый вид валюты.
Криптовалюты не регулируются операторами платежных систем, тем самым исключается наличие «совокупности организаций», необходимых для признания биткоина платежной системой. В то же время биткоин не является и иностранной валютой (п.2 ч.1 ст.1 ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), так как не является денежной единицей иностранных государств и международной денежной или расчетной единицей, находящейся на банковском счете. Обмен цифровых финансовых актов (криптовалюты) на рубли не урегулирован действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 15.27 КоАП РФ, ст. 174 УК РФ).
В силу части 1 статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно части 2 статьи 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанная информация, расположенная на Интернет сайте <данные изъяты> носит противоправный характер.
Распространение указанной информации нарушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Размещение информации на интернет-сайте может повлечь за собой негативные последствия, нарушить права неопределенного круга, противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Апелляционное представление не содержит также и доводов, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, которые являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 марта 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу «ТОО Вексел Сервисес» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: И.А. Коноплева
Судьи: О.В. Герасимова
С.И. Яготинский