Дело № 12-196/2020
Номер дела: 12-196/2020
Дата начала: 24.12.2019
Дата рассмотрения: 03.03.2020
Суд: Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья: Бостанова Светлана Борисовна
Статьи КоАП: 8.7
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
Решение
23RS0041-01-2019-010529-53
Дело № 12-196/2020
РЕШЕНИЕ
03 марта 2020 г. г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Бостановой С.Б.,
секретаря Настенко Ю.Н.,
помощника судьи Музыка Я.В.,
с участием представителя заявителя жалобы по доверенности Рева В.И.,
представителя Росприроднадзора по доверенностям Прокопенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – Первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюковой Е.М, на Постановление старшего государственного инспектора заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и государственного земельного надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Калиниченко С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и государственного земельного надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Калиниченко С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – Первый заместитель руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюкова Е.М, привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Сердюкова Е.М. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель заявителя жалобы по доверенности Рева В.И. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители Росприроднадзора по доверенностям Прокопенко А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 10 января 2019 г. в период с 14 января 2019 г. по 29 января 2019 г. Межрегиональным управлением проведена проверка в отношении Департамента имущественных отношений Краснодарского края. 19 октября 2018 г. с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут в <адрес> произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности Краснодарского края.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки из которого следует, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования выявлена несанкционированная свалка промышленных, бытовых и строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером № на площади 220x8 м (<данные изъяты> м2).
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю земельный участок находится с ДД.ММ.ГГГГ в государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край.
По данному факту старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора и государственного земельного надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении первого заместителя руководителя Департамента имущественных отношения Краснодарского края Сердюковой Е.М., в котором указано о нарушении статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания должностное лицо Сердюкова Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) земельный участок с кадастровым номером № находится с ДД.ММ.ГГГГ в государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки,
установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно | производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, указанные в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №), Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Таким образом данный земельный участок находится в собственности Краснодарского края и в соответствии с п. 3.3 положения о Департаменте в его основные функции входит обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а так же п. 3.13 осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. Проводит в установленном порядке проверки использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с результатами лабораторных исследований почвы, произведенных привлеченными специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Протокол испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ № концентрация загрязняющих веществ в местах несанкционированного размещения отходов в сравнении с фоновыми показателями, в частности концентрация нефти в почве в 5,98 раз превышает фоновые показатели, концентрация цинка в почве в 28,76 раз превышает фоновые показатели, концентрация свинца в почве в 6,71 раз превышает фоновые показатели, концентрация мышьяка в почве в 1, 23 раз превышает фоновые показатели.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, первым заместителем руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края назначена Сердюкова Е.М.
В соответствии с п. 3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Между тем, департамент в соответствии со своим правовым статусом, в рамках полномочий, установленных постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края» является органом исполнительной власти Краснодарского края осуществляющим реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, координацию деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений, уполномоченным на осуществление в установленном порядке на управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в. области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Указанное свидетельствует о закреплении за администрацией муниципального района полномочии по вопросам местного значения, в частности, по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района, неисполнение которых влечет нарушение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Департамент не осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений и не является пользователем земельных участков в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской федерации.
Полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией, данного органа, неисполнение которых не подпадает под диспозицию части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, анализируя вышеизложенное, суд считает необходимым обжалуемое постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – Первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюковой Е.М, – удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и государственного земельного надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Калиниченко С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюковой Е.М, по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение десяти дней.
Председательствующий: