Дело №3а-1184/2020

Номер дела: 3а-1184/2020

Уникальный идентификатор: 63OS0000-01-2020-000624-39

Дата начала: 01.06.2020

Суд: Самарский областной суд

Судья: Ласковcкая С. Н.

:
Категория
Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / О признании противоречащими нормативных правовых актов / субъектов Федерации и муниципальных образований
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
Крючатова Н.Г.
Дума г.о. Самара
Глава г.о. Самара
Прокуратура Самарской области
Департамент градостроительства городского округа Самара
Администрация городского округа Самара
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 02.06.2020
Передача материалов судье 02.06.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление принято к производству 03.06.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 03.06.2020
Подготовка дела (собеседование) 03.06.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 25.06.2020
Судебное заседание Рассмотрение дела начато с начала вступление/привлечение заинтересованного лица 25.06.2020
Судебное заседание Отложено неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания 15.07.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН 04.08.2020
 

Решение

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при помощнике судьи Филатовой К.П.,

с участием:

прокурора Валюткиной С.Ш.,

представителей административного истца Крючатовой Н.Г. - Платоновой Н.А. и Ярва Р.М.,

представителя административного ответчика Думы городского округа Самара Плотникова А.Ю.,

представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Воробьева И.Л.,

представителя заинтересованных лиц Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара Кривошей Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1184/2020 по административному исковому заявлению Крючатовой Н.Г. к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181,

УСТАНОВИЛ:

Крючатова Н.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме №5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 671 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В иске указала, что она является собственником вышеуказанного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.03.2020 г. На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 488,3 кв.м. с кадастровым номером , который также принадлежит истцу, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.10.2019 г.

Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. №61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара. Согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, земельный участок находится в территориальной зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) и на часть земельного участка регламент не распространяется.

В соответствии с Генеральным планом, земельный участок с кадастровым номером , расположен в границах красных линий. Жилой дом, принадлежащий истцу, также расположен в границах красных линий.

Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета фактически сложившегося землепользования, нарушает требования Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, схема № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана в части установления красных линий, в границах принадлежащего Крючатовой Н.Г. земельного участка нарушает ее права и законные интересы, поскольку лишает истца возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельным участком.

В судебном заседании представители административного истца Крючатовой Н.Г. – Платонова Н.А. и Ярва Р.М., действующие на основании доверенности административные исковые требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель административного ответчика Думы городского округа Самара Плотников А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой городского округа Самара с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учетом результатов публичных слушаний, в пределах своих полномочий. По информации Департамента градостроительства г.о. Самара, за которым в соответствии со ст. 28 Устава городского округа Самара закреплены полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), осуществляемой на территории городского округа Самара, часть спорного земельного участка с кадастровым номером , принадлежит территории общего пользования в границах красных линий. Красные линии впервые были отображены на схеме №1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539. Далее в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181 с основного чертежа красные линии были удалены и отображены на схеме №5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» (по настоящее время). Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В соответствии с пунктом 4.2.8 Приложения («Положение о территориальном планировании, карты и схемы») к Решению Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, при разработке Генерального плана городского округа Самара использовалась ранее разработанная градостроительная документация: «Схема магистралей, городского и внешнего транспорта» по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 году, а также «Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта» 1993 года. Таким образом, на момент принятия оспариваемого Генерального плана имелась действующая, с учетом статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары. Следовательно, красные линии на земельном участке административного истца установлены Генеральным планом г. Куйбышева, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 года № 226, то есть до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, до настоящего времени они не изменялись, в связи с чем, спорные красные линии не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. В этой связи требования ГрК РФ, устанавливающие порядок разработки и утверждения красных линий, в том числе о необходимости утверждения красных линий в составе проекта планировки и проекта межевания, применяются только в отношении новых красных линий, устанавливаемых или изменяемых после 30.12.2014 года. Учитывая, что изменение границ красных линий в отношении земельного участка истца не планировалось (не планировалась реконструкция улицы), оснований для разработки проекта планировки на данной территории у органов местного самоуправления городского округа Самара не имелось. Кроме того, на спорном земельном участке расположен жилой дом, который, согласно решению Красноглинского районного суда г. Самары от 06.09. 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27.11.2019 г., признан самовольной постройкой подлежащей сносу. В указанном решении суда установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу и, соответственно, находящееся в пределах данного участка незаконное строение, расположены в границах красных линий территории общего пользования, а также, что земельный участок истца расположен в пределах 50-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 №462, часть земельного участка находится в пределах 30-ти метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка и, кроме того, высота возведенного строения составляет 13,9 метров с максимально разрешенной 12 метров. Таким образом, наличие красных линий в отношении спорного земельного участка не нарушает права, свободы и законные интересы истца и их отмена не повлечет восстановление истца в правах собственности в отношении расположенного на данном земельном участке жилого дома, который признан самовольной постройкой, подлежащей сносу на основании вступившего в силу решения суда.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Воробьев И.Л. и представитель заинтересованных лиц Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара Кривошей Д.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали позицию представителя административного ответчика и полагали, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30.03.2015 года № 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Установлено, что Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара с последующим внесением в него изменений решениями Думы городского округа Самара от 07.02. 2012 года № 181, от 06.09.2012 года № 252, от 25.07.2013 года № 350, от 24.04.2014 года № 421, от 20.09.2016 года № 124, от 05.12.2019 № 477, от 27.02.2020 №496, от 30.04.2020 № 519, от 28.05.2020 № 535. Среди прочего Генеральный план включает схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» с отображением красных линий застройки.

Документ официально опубликован в издании «Самарская Газета» № 59 (3852) от 03.04.2008 (карты и схемы), № 64 (3857) от 10.04.2008 года.

Изменения, внесенные Решением Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181 в части удаления красных линий застройки со схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» и нанесения их на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», опубликованы в «Самарской Газете» № 29 (4806) от 18.02.2012 года.

Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый Крючатовой Н.Г. нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административному истцу Крючатовой Н.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 671 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>.

На данном земельном участке находится жилой дом, 4-х этажный, 2018 года постройки с кадастровым номером , площадью 483,3 кв. м.

Судом также установлено, что ранее указанный выше земельный участок на основании решения администрации г. Самары № 1736 от 09.12.1993 г. был предоставлен в пожизненное наследуемое владение для садоводства ФИО1, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № , выданным 14.01.1994 г. горкомземом г. Самары. При этом, площадь участка составляла 900 кв.м.

Распоряжением заместителя Главы городского округа – Главы администрации Красноглинского района городского округа Самара №709 от 05.12.2008 г. земельному участку для садоводства, площадью 900 кв.м., в ДНТ «Сокольи горы» Красноглинского района г. Самары, принадлежащему ФИО1 (свидетельство № 133714 от 14.01.1994 г.) присвоен следующий почтовый адрес: <адрес>.

13.03.2009 г. вышеуказанный земельный участок, с уточненной площадью 671 кв.м., был поставлен на государственный кадастровый учет.

06.07.2016 г. Волков В.И. продал Крючатовой Н.Г. земельный участок с кадастровым номером , площадью 671 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующим договором купли-продажи.

Право собственности Крючатовой Н.Г. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 13.07.2016 г. на основании договора купли-продажи от 06.07.2016 г., что подтверждается соответствующей Выпиской из ЕГРН от 26.03.2020 г., данные об ограничении прав и обременении объекта недвижимости - отсутствуют.

19.01.2019 г. за Крючатовой Н.Г. зарегистрировано право собственности на жилой дом, 4-х этажный, площадью 483,3 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 06.09.2019 г. удовлетворен иск Департамента градостроительства г.о. Самара к Крючатовой Н.Г. о признании объекта самовольной постройкой и его сносе. Объект капитального строительства площадью 483,3 кв. м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> признан самовольной постройкой. На Крючатову Н.Г. возложена обязанность осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта недвижимости с кадастровым номером в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения ответчиком решения суда в добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу, предоставить Департаменту градостроительства г.о. Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на Крючатову Н.Г. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области запрещено совершать какие-либо регистрационные действия в отношении объекта капитального строительства площадью 483,3 кв. м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Суд также указал, что данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН об объекте капитального строительства площадью 483,3 кв. м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27.11.2019 г. решение Красноглинского районного суда г. Самары от 06.09.2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Крючатовой Н.Г. – Морару В.К. – без удовлетворения.

При этом, удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что возведенный Крючатовой Н. Г. объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку является четырехэтажным, в нарушение положений ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации ответчицей не проводилась экспертиза проектной документации, не было получено разрешение на строительство, и на ввод объекта в эксплуатацию, возведение спорного объекта на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «для садоводства» не соответствует разрешенному использованию, противоречит правовому режиму зоны (Р-5). Высота возведенного ответчиком объекта индивидуального жилищного строительства – 13,9 м, что не соответствует предельной высоте зданий, строений, сооружений, установленной Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. №61. Спорный объект пересекает красные линии, находится в недопустимой близости до лесных насаждений, что противоречит правилам пожарной безопасности.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2020 г. решение Красноглинского районного суда г. Самары от 06.09.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27.11.2019 г. – отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Из вышеуказанного определения следует, что одним из оснований для отмены решения судов первой и апелляционной инстанций, являлось то, что доводы ответчика об отсутствии красных линий в пределах земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, не проверены.

Судом установлено, что действительно, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 10.03.2020 г. часть земельного участка с кадастровым номером расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования. Граница территории общего пользования в районе указанного объекта установлена в соответствии со Схемой № 5 («Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры») Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539.

Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 07.02.2012 года № 181.

Представленная в материалы дела Схема № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» в числе условных обозначений содержит «красные линии застройки».

Как видно из выкопировки из ИСОГД городского округа Самары от 15.07.2020 г. в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара (схема № 5) через земельный участок с кадастровым номером проходит линия, обозначенная красным цветом, что свидетельствует об отнесении указанным нормативным правовым актом части участка к территории общего пользования.

Кроме того, как видно из плана установления границ земельного участка с кадастровым номером красная линия пересекает находящийся на данном земельном участке жилой дом, возведенный в 2018 году.

Вместе с тем, как следует из представленного Крючатовой Н.Г. плана установления границ земельного участка, составленного по заявке предыдущего собственника земельного участка ФИО1 от 02.02.2009 г., на котором стоит штамп Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, красных линий на участке нет.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).

Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 года № 1963-О).

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181, которым красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт четвертый раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Действующий с 09.06.2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).

Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», не может содержать положений ему противоречащих, в частности, о красных линиях. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки административного ответчика на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191, содержание которой не предполагает отражение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей ГрК РФ.

Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены.

Доказательства, подтверждающие, что красная линия, проходящая через земельный участок с кадастровым номером и расположенный на нем жилой дом, обозначает фактически существующую в настоящее время улицу либо автомобильную дорогу, отсутствуют.

Кроме того, инспектором отдела муниципального контроля Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара 15.06.2020 г. проведен осмотр (обследование) земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 671 кв.м. В результате проверки в действиях Крючатовой Н.Г. нарушения требований земельного законодательства РФ не выявлены, что подтверждается соответствующим актом №87 от 15.06.2020 г.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что требования административного истца об оспаривании Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером заявлены обоснованно.

Ссылки административного ответчика на то, что факт нахождения земельного участка принадлежащего Крючатовой Н.Г. в границах красных линий, установлен решением Красноглинского районного суда г. Самары от 06.09.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27.11.2019 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные судебные акты отменены.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что наличие красных линий в границах указанного выше земельного участка не влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов Крючатовой Н.Г., суд полагает несостоятельными, поскольку наличие красных линий лишает административного истца возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельным участком, производить реконструкцию имеющихся строений либо возводить новые строения.

Несостоятельны также доводы заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, поскольку право оспорить Генеральный план в судебном порядке предоставлено правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства пунктом 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено, что реализация права на судебную защиту обусловлена предварительным обращением административных истцов в соответствующие органы. Более того, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров для данной категории дел.

Поскольку оспариваемый Генеральный план длительное время применялся и с учетом его положений были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд признает его недействующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административные исковые требования Крючатовой Н.Г. удовлетворить и признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Крючатовой Н.Г. - удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская газета» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.09.2020 года.

Судья: С.Н. Ласковская

Рейтинг@Mail.ru

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».