Дело № 5-446/2020

Номер дела: 5-446/2020

Дата начала: 17.06.2020

Суд: Вязниковский городской суд Владимирской области

Судья: Агафонова Юлия Викторовна

Статьи КоАП: 20.6.01
Результат
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО Сорков Николай Сергеевич Статьи КоАП: 20.6.01
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 17.06.2020
Подготовка дела к рассмотрению Производство прекращено Отмена закона, установившего административную ответственность 17.06.2020
Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ 30.06.2020
Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства 01.07.2020
 

Постановление

Дело № 5-446/2020

33RS0006-01-2020-001656-66

            

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 июня 2020 года                             г. Вязники

    Судья Вязниковского городского суда Владимирской области Агафонова Ю.В., изучив в ходе подготовки в помещении суда по адресу: г. Вязники Владимирской области, ул. Мельничная, д. 2, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении

Соркова Николая Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, не состоящего в зарегистрированном браке, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, зарегистрированного по адресу: Владимирская <адрес>, <адрес>, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Как следует из протокола серия АП 33 об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут Сорков Н.С. в условиях режима повышенной готовности, введенного на территории Владимирской <адрес>, находилась у <адрес> Владимирской <адрес> в случае, не являющемся исключительным, чем нарушила требования «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, и п. 35 Указа Губернатора Владимирской области Сипягина В.В. от 17.03.2020 № 38.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом «б» части 6 статьи 41 Закона предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подп. «а1» и «а2» ст.10 Закона Правительство Российской Федерации принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно подп. «м» и «у» п.1 ст.11 Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. «м» настоящего пункта.

Абзацем 5 статьи 19 Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Из изложенных норм законодательства следует, что ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ установлена административная ответственность как за нарушение правил поведения, установленных Правительством Российской Федерации (такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417), так и правил поведения, утвержденных органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в мире распространяется инфекция, вызванная коронавирусом COVID-19. Всемирной организацией здравоохранения 11.03.2019 объявлена пандемия данного заболевания.

С учетом изложенного, исходя из положений ч.1 ст.1 Закона, в Российской Федерации или на ее отдельных территориях может быть объявлена чрезвычайная ситуация.

Согласно ч.1 ст.23 Устава Владимирской области (далее по тексту – Устав), Губернатор является высшим должностным лицом области и на принципах единоначалия руководит администрацией области.

Пунктом 15 статьи 26 Устава предусмотрено, что Губернатор руководит планированием и проведением мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.27 Устава Губернатор, как высшее должностное лицо области, в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения Губернатора области.

Указом Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 года №38 (с изменениями и дополнениями) на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности.

В соответствии с п. 35 Указа временно до отмены режима повышенной готовности обязать граждан, проживающих и (или) временно находящихся на территории Владимирской области, не покидать места проживания (пребывания), за исключением ряда случаев.

Исходя из приведенных положений Закона, Указ Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 № 38 «О введении режима повышенной готовности» устанавливает правила поведения граждан при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Административная ответственность за нарушение требований данного Указа установлена ч.1 ст. 20.61 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административной правонарушении и имеющихся в материалах дела об административном правонарушении письменных объяснений Соркова Н.С., он гулял.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).

В силу ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Установлено, что Указом Губернатора от 29.05.2020 № 151 в Указ Губернатора от 17.03.2020 № 38 внесены изменения, пункт 35 дополнен подпунктами к), л) следующего содержания:

к) занятия физкультурой и спортом на открытом фоздухе при условии совместных занятий в количестве не более 2-х человек и расстоянии между занимающимися не менее 5 метров;

л) прогулки на улице в количестве не более 2-х человек вместе при условии социального дистанцирования и исключая помещение мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок.

Таким образом, ввиду внесения изменений в Указе Губернатора от 17.03.2020 № 38 в части снятия запрета на совершение прогулок при условии социального дистанцирования и исключая помещение мест массового пребывания людей, в том числе детских площадок, нарушение которого вменяется Соркову Н.С., судья приходит к выводу о необходимости применения к рассматриваемой ситуации ст. 1.7 КоАП РФ.

При этом как следует из многочисленных определений Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель, устанавливая административную ответственность в рамках имеющейся у него дискреции, может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О).

Изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 2017-О).

Согласно ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Поскольку на момент рассмотрения дела в Указ Губернатора от 17.03.2020 № 38 внесены изменения, отменившие запрет на совершение прогулок, улучшив положение Соркова Н.С., то производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Соркова Николая Сергеевича прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья                                     Ю.В. Агафонова

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».