Дело № 33а-5661/2020
Номер дела: 33а-5661/2020
УИН: 91RS0004-01-2020-000632-48
Дата начала: 15.06.2020
Дата рассмотрения: 18.06.2020
Суд: Верховный Суд Республики Крым
Судья: Павловский Евгений Геннадьевич
:
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Определение
Судья 1-й инстанции: Ващенко С.С. Дело № 33а-5661/2020
(2а-881/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь 18 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Е.Г.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главного санитарного врача города Алушты, начальника Территориального отдела по г. Алуште Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Слесарева А.Д. к ФИО2 о принудительной изоляции в условиях обсерватора, заинтересованное лицо: прокурор города Алушта Республики Крым, государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Клинический санаторий для детей и детей с родителями «Здравница», по апелляционной жалобе представителя ФИО2 – Люблинской Ольги Владимировны на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года, которым административное исковое заявление о принудительной изоляции в условиях обсерватора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения предстаивтеля ФИО2 – Мартынюка В.В. поддержавшего доводы жалобы, заключение представителя прокуратуры Алескерова Д.А. полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
главный государственный санитарный врач по городу Алуште обратился в суд с административным иском о принудительной изоляции гражданки Российской Федерации ФИО2 Т.Х., в условиях обсерватора, расположенного в здании ГБУ РК «Клинический санаторий для детей и детей с родителями «Здравница» по адресу: <адрес>, для лабораторного обследования и медицинского наблюдения на 14 календарных дней с момента пересечения государственной границы Российской Федерации. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Всемирная организация здравоохранения объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей. В связи с тем, что ФИО2 не соблюдает режим самоизоляции по адресу, указанному при пересечении границы, 11 апреля 2020 года в отношении последней вынесено постановление главного государственного санитарного врача по г. Алуште № об обеспечении режима изоляции в условиях обсерватора для проведения медицинского наблюдения. От получения указанного постановления ФИО2 отказалась, направиться на госпитализацию в обсерватор согласно постановлению также отказалась. Необходимость изоляции административного ответчика в условиях обсерватора обусловлена высоким риском его заражения ввиду нахождения на территории иностранного государства. Возможные контакты ответчика ставят под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц. При этом избранный способ изоляции является объективно необходимым, исходя из конкретных обстоятельств дела, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой короновирусной инфекции в Республике Крым.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Представитель ФИО2 – Люблинская О.В., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что материалами дела не установлено факта нарушения административным ответчиком санитарно-эпидемиологической обстановки, кроме того, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ФИО2 продолжала соблюдать режим самоизоляции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно спискам, поступившим из Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю в числе лиц, пересекших границу Российской Федерации, числилась в том числе ФИО2, которая указала адрес фактического места нахождения на территории Российской Федерации: <адрес>.
10 апреля 2020 года главным государственным санитарным врачом по г. Алуште вынесено Постановление № о нахождении ФИО2 в режиме изоляции по адресу: <адрес>, сроком по 22 апреля 2020 года включительно. Данное постановление вручить административному ответчику не представилось возможным в связи с отсутствием последней по указанному ей адресу, о чем составлен соответствующий акт от 10 апреля 2020 года.
10 апреля 2020 года главным государственным санитарным врачом по г. Алуште ГБУЗ РК «Алуштинская ЦГБ» выдано предписание № о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении нескольких граждан, в том числе и ФИО2
11 апреля 2020 года из ГБУЗ РК «Алуштинская ЦГБ» поступила информация о том, что ФИО2 по указанному адресу фактического места нахождения на территории Российской Федерации: <адрес>, не проживает, фактически находится за домом № по <адрес> в автомобиле темно-синяя Тойота Королла <данные изъяты>, <данные изъяты> регион.
На основании поступившей информации, 11 апреля 2020 года в отношении ФИО2 главным государственным санитарным врачом по г. Алуште вынесено постановление № об обеспечении режима изоляции в обсерваторе для проведения медицинского ежедневного наблюдения с 11.04.2020 по 22.04.2020.
От получения указанного постановления ФИО2 отказалась, о чем составлен акт от 11 апреля 2020 года.
В связи с отказом ФИО2 от госпитализации в условиях обсерватора главный государственный санитарный врач по г. Алуште обратился в суд в административным иском о принудительной изоляции ФИО2 в условиях обсерватора.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 49, ст. 4916), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители в силу положений пункта 6 части 1 статьи 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наряду с правами, предусмотренными статьи 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями - выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.
18 марта 2020 года в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято Постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения СОVID-2019».
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия. При организации изоляции обеспечить ее осуществление в домашних условиях (при наличии возможности), в случае отсутствия такой возможности организовать изоляцию в условиях обсерватора (пункт 1.1 и пункт 1.2).
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья необходимо обеспечить ежедневное медицинское наблюдение за лицами, находящимися в условиях изоляции (пункт 4.3).
Пунктом 2,3 вышеуказанного постановления на лиц, прибывших на территорию Российской Федерации возложена обязанность выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющим исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.
Статья 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года с изменениями и дополнениями «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» на граждан, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в Республике Крым и (или) имеющих в собственности жилые помещения и (или) нежилые помещения (апартаменты, эллинги, дачные и садовые дома) на территории Республики Крым, которые прибывают на территорию Республики Крым из зарубежных стран, на срок 14 календарных дней со дня их прибытия возложена обязанность соблюдать постановления главных государственных санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции в условиях обсерватора.
Учитывая изложенное, поскольку ФИО2 нарушила требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющим исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, то в силу вышеуказанных норм закона последняя обязана была выполнить постановление главного государственного санитарного врача по г. Алуште № об обеспечении режима изоляции в обсерваторе для проведения медицинского ежедневного наблюдения с 11.04.2020 по 22.04.2020.
Кроме того, необходимость изоляции административного ответчика в условиях обсерватора связана с высоким риском его заражения ввиду нахождения на территории иностранного государства, а именно Республики Беларусь.
Согласно данным Роспотребнадзора, страна, из которой прибыла ФИО2, а именно Республика Беларусь, является неблагополучной по новой коронавирусной инфекции СОVID-2019. Республика Беларусь - число заболевших -51816, число умерших -293 человека.
Таким образом, решение суда первой инстанции о принудительной изоляции ФИО2, в условиях обсерватора, для лабораторного обследования и медицинского наблюдения является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 – Люблинской Ольги Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>