Дело № 11а-7072/2020
Номер дела: 11а-7072/2020
УИН: 74RS0010-01-2020-000385-23
Дата начала: 08.06.2020
Дата рассмотрения: 30.06.2020
Суд: Челябинский областной суд
Судья: Смолин Александр Александрович
:
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
Определение
Дело № 11а-7072/2020 Судья: Латыпова Т.А.
Дело № 2а-396/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Кокоевой О.А., Абдрахмановой Э.Г.,
с участием прокурора: Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционному представлению прокурора Агаповского района Челябинской области на решение Агаповского районного суда Челябинской области от 29 апреля 2020 года по административному исковому заявлению начальника отдела МВД России по Агаповскому району Челябинской области к Кузнецову Евгению Викторовичу о продлении административного надзора и дополнении поднадзорному лицу административных ограничений,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
Установила:
Начальник Отдела МВД России по Агаповскому району Челябинской области обратился в суд с административным иском к Кузнецову Е.В. о продлении срока административного надзора на 6 месяцев и дополнении ранее установленного административного ограничения в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование требований указано, что 20 октября 2016 года Кузнецов Е.В. осужден Агаповским районным судом Челябинской области по <данные изъяты> УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы. Освобожден 09 апреля 2018 года по отбытию наказания. Решением Агаповского районного суда Челябинской области от 27 июня 2019 года Кузнецову Е.В. установлен административный надзор сроком на три года со дня вступления решения суда в законную силу, с административными ограничениями в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц для регистрации, запрета пребывания вне помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов, запрета выезда за пределы муниципального района по месту жительства или пребывания. Кузнецов Е.В. 09 июля 2019 года поставлен на учет с заведением дела административного надзора №, с ним проведена профилактическая беседа, в ходе которой ему вынесено письменное предупреждение о возможности продления административного надзора и установлении дополнительных ограничений в случае совершения им двух и более административных правонарушений в течение года. Кузнецов Е.В. совершил ряд административных правонарушений против порядка управления: 09.10.2019 года - по <данные изъяты> КоАП РФ, 15.10.2019 года - по <данные изъяты> КоАП РФ, 16.12.2019 года - по <данные изъяты> КоАП РФ, поэтому, с целью предупреждения поднадзорным лицом Кузнецовым Е.В. совершения преступлений и других административных правонарушений, а также защиты государственных и общественных интересов, административный истец обратился в суд.
Представитель административного истца ОМВД России по Агаповскому району Челябинской области Окороков М.В., административный ответчик Кузнецов Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено с участием старшего помощника прокурора Агаповского района Челябинской области Волкова А.А., давшего заключение об удовлетворении административного искового заявления.
Решением суда заявленные требования удовлетворены, Кузнецову Е.В. продлен административный надзор, установленный решением Агаповского районного суда Челябинской области от 27 июня 2019 года на срок шесть месяцев и дополнено административное ограничение, в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Не согласившись с постановленным по делу решением суда, прокурор Агаповского района Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с апелляционным представлением, в котором просит решение суда изменить в части продления срока административного надзора на 6 месяцев. Ссылается на то, что кроме осуждения 20.10.2016 года по <данные изъяты> УК РФ, к 1 году 6 месяцам лишения свободы и освобожденного 09.04.2018 года по отбытию, Кузнецов Е.В. имеет неснятую и не погашенную судимость от 25.04.2014 года по <данные изъяты> УК РФ, к 1 году лишения свободы, освобожден 17.06.2014 года. Указанное преступление относится к категории тяжких преступлений, судимость за совершение указанного преступления погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания. Судимость Кузнецова Е.В. за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ погасится 17.06.2022 года. Считает, что суд при таких обстоятельствах не мог продлевать административный надзор ответчику на 6 месяцев, поскольку ранее установленный срок административного надзора – до 09.07.2022 года, и судимость к этому времени у Кузнецова Е.В. будет уже погашена.
Прокурор Соколова Н.Ф. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель административного истца ОМВД России по Агаповскому району Челябинской области, административный ответчик Кузнецов Е.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 306, статьей 307, статьей 150 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, проверив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно пункту 4 статьи 7 указанного Федерального закона административный надзор может быть продлен судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, в случаях предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с частями 2, 6 статьи 270 КАС РФ административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, диспозиция названных норм Закона устанавливает не безусловное дополнение установленных ранее поднадзорному лицу административных ограничений по заявлению органа внутренних дел, а исключительно с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведения, и соблюдении административных ограничений.
В пункте 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кузнецов Е.В. осужден Агаповским районным судом Челябинской области 20 октября 2016 года по п. <данные изъяты> УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден 09 апреля 2018 года по отбытии наказания (л.д. 3).
Решением Агаповского районного суда Челябинской области от 27 июня 2019 года в отношении Кузнецова Е.В. был установлен административный надзор на срок 3 года со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, с установлением административных ограничений: обязательной явкой 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22-00 часов до 06-00 часов; запрета выезда за пределы муниципального района по месту жительства или пребывания (л.д. 3-4).
09 июля 2019 года Кузнецов Е.В. поставлен на профилактический учет в отделе МВД России по Агаповскому району Челябинской области, ему разъяснены права, обязанности и ответственность поднадзорного лица, выдано предупреждение о недопустимости нарушений административного надзора, проведена профилактическая беседа (л.д. 5-7).
В период срока административного надзора Кузнецов Е.В. неоднократно привлекался к административной ответственности, а именно совершил три административных правонарушения против порядка управления, что, согласно положениям ст. 3 ФЗ № 64, является основанием для продления ему срока административного надзора (л.д. 9-11, 12-14).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период нахождения под административным надзором Кузнецовым Е.В. было совершено три административных правонарушения против порядка управления, учитывая его удовлетворительную характеристику с места жительства, в связи с чем, принял решение о продлении установленного Кузнецову Е.В. административного надзора на срок 6 месяцев, с дополнением ранее установленного административного ограничения в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
С выводами суда первой инстанции относительно продления Кузнецову Е.В. срока установленного ранее административного надзора на 6 месяцев, судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
Как ранее отмечено, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Основаниями установления Кузнецову Е.В. административного надзора 27 июня 2019 года послужили наличие у него неснятой и непогашенной судимости за совершение преступления при рецидиве преступлений, а также совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Из материалов дела следует, что Кузнецов Е.В. отбывал наказание за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Указанное преступление относятся к категории преступлений средней тяжести (часть 3 статьи 15 УК РФ).
В соответствии с пунктом «в» части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Согласно пункту 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Таким образом, учитывая дату освобождения из мест лишения свободы (09.04.2018 года), судимость Кузнецова Е.В. за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ погашается 09 апреля 2021 года.
Изначально административный надзор в отношении Кузнецова Е.В. был установлен судом на срок 3 года со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до 09 июля 2022 года, что противоречило положениям действующего законодательства, поскольку превышало срок погашения имеющейся у него судимости, в связи с чем, ранее установленный срок административного надзора не мог быть продлен Кузнецову Е.В. еще на 6 месяцев.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции при решении вопроса о продлении Кузнецову Е.В. срока административного надзора, неправильно принял во внимание данные обстоятельства, и продлил Кузнецову Е.В. срок ранее установленного административного надзора за пределами срока погашения судимости по приговору Агаповского районного суда Челябинской области от 20 октября 2016 года.
Таким образом, довод апелляционного представления в данной части, является обоснованным.
Вместе с тем, ссылка прокурора в апелляционном представлении на имеющуюся у Кузнецова Е.В. неснятую и непогашенную судимость от 25 апреля 2014 года по <данные изъяты> УК РФ, является несостоятельной, поскольку указанная судимость не учитывалась при установлении Кузнецову Е.В. административного надзора и срок ее погашения не имеет юридического значения для установления либо продления срока административного надзора Кузнецову Е.В. по настоящему делу. Административный надзор был установлен Кузнецову Е.В. только в пределах имеющейся у него судимости по <данные изъяты> УК РФ.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение Агаповского районного суда Челябинской области подлежит отмене в части продления срока ранее установленного Кузнецову Е.В. административного надзора на 6 месяцев, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В части постановленного решения о дополнении Кузнецову Е.В. ранее установленного административного ограничения, в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Дополненное ранее установленное поднадзорному лицу административное ограничение, соответствует перечню административных ограничений, указанному в статье 4 ФЗ № 64, целям и задачам административного надзора, дополнено судом с учетом обстоятельств и характера совершенного Кузнецовым Е.В. преступления, личности поднадзорного и его характеризующие данные, его поведение за время отбывания наказания; суд первой инстанции правильно исходил из государственных и общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что дополненное судом первой инстанции, ранее установленное Кузнецову Е.В. административное ограничение, соответствует требованиям закона и оснований для его отмены, либо изменения не имеется.
Также судебная коллегия считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции в мотивированном решении на совершение Кузнецовым Е.В. административных правонарушений, в том числе, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (л.д. 40), поскольку Кузнецовым Е.В. за период нахождения под административным надзором не совершалось административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом не допущено, в связи с чем, апелляционное представление подлежит частичному удовлетворению, а принятое районным судом решение подлежит отмене в части продления поднадзорному лицу срока ранее установленного административного надзора.
Руководствуясь статьями 306 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Агаповского районного суда Челябинской области от 29 апреля 2020 года отменить в части продления Кузнецову Евгению Викторовичу административного надзора, установленного решением Агаповского районного суда Челябинской области от 27 июня 2019 года на срок 6 месяцев.
В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных начальником Отдела МВД России по Агаповскому району Челябинской области требований.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Агаповского района Челябинской области – без удовлетворения
Председательствующий
Судьи: