Дело № 2а-1459/2020

Номер дела: 2а-1459/2020

УИН: 29RS0018-01-2020-000653-17

Дата начала: 10.02.2020

Суд: Октябрьский районный суд г. Архангельск

Судья: Саблина Е.А

:
Результат
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Ковалдин Владимир Константинович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Глава муниципального образования «Город Архангельск» Годзиш Игорь Викторович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Администрация муниципального образования "Город Архангельск"
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Сидоров Андрей Валерьевич
ПРОКУРОР Прокурор г. Архангельска
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Регистрация административного искового заявления 10.02.2020
Передача материалов судье 10.02.2020
Решение вопроса о принятии к производству Административное исковое заявление оставлено без движения 12.02.2020
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд Административное исковое заявление принято к производству 27.02.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 27.02.2020
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 27.02.2020
Предварительное судебное заседание Объявлен перерыв 27.02.2020
Предварительное судебное заседание Назначено судебное заседание 17.03.2020
Судебное заседание Производство по делу приостановлено нахождения гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке 24.03.2020
Производство по делу возобновлено 22.06.2020
Судебное заседание Объявлен перерыв 22.06.2020
Судебное заседание Вынесено решение по делу ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска 22.06.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 15.07.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 16.07.2020
 

Решение

Дело № 2а-1459/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,

при секретаре судебных заседаний Горулевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению

Ковалдина В. К.

к главе администрации муниципального образования «город Архангельск» Годзишу И. В., администрации муниципального образования «город Архангельск»

о признании недействующим в части п. 1 Постановления Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 01.11.2016 № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск», а также о признании недействующим в части п. 3 «Правил предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденных постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 12.03.2018 № 296,

установил:

Ковалдин В.К. обратился в суд с административным иском к главе администрации муниципального образования «город Архангельск» Годзишу И.В., администрации муниципального образования «город Архангельск».

С учетом уточнения заявленных требования просил признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования «г. Архангельска» от 11.11.2016 № 1292 (дата публикации на официальном интернет портале: 14.11.2016) «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск» в части п. 1, поставившего получение права бесплатного проезда в зависимость от регистрации по месту жительства фразой: «... и зарегистрированными по месту жительства».

Признать незаконным п. 3 Правил предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденных постановлением ответчика от 12 марта 2018 г. № 296 (Дата публикации документа на официальном сайте ответчика: 12.03.2018) в части предоставления права бесплатного проезда в зависимости от наличия регистрации по месту жительства фразой: «... и зарегистрированными по месту жительства».

В обоснование иска указал, что родился ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован по месту пребывания <адрес> г. Архангельска, имеет регистрацию по месту жительства в г. Санкт – Петербург. Оспариваемые нормативные акты, ставя реализацию права на бесплатный проезд для граждан старше 70 лет в зависимость от регистрации по месту жительства на территории г. Архангельска, противоречат требованиям Конституции Российской Федерации и Закона РФ от 25.06.19936 № 5242-1 «О праве граждан российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П.

Ковалдин В.К., извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, направил представителя.

Представитель административного истца по доверенности Сидоров А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования продержал в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «город Архангельск» по доверенности Кузнецова Г.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что орган местного самоуправления вправе по собственному усмотрению устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области о месте и времени проведения судебного заседания извещена, представителя не направила.

Прокурор Моругов А.В. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Положениями п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

На основании положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Ковалдин В.К., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту жительства в квартире г. Санкт – Петербург, <адрес>.

Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 21.10.2008 по делу № 2-768/2008 установлен факт его постоянного проживания по адресу г. Архангельск, <адрес> в период с 01.01.2008 по день вынесения решения суда. Справкой от 29.01.2020 подтверждается факт регистрации Ковалдина В.К. по месту пребывания в квартире <адрес> в г. Архангельске в период с 23.11.2018 по 20.11.2033.

11.11.2016 принято Постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск» (далее также – Постановление № 1292).

Положениями п. 1 указанного акта предоставлено гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, не относящимся к отдельным категориям граждан, установленным ст.ст. 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», и зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования «город Архангельск», а также сопровождающим их лицам, достигшим совершеннолетия (не более одного сопровождающего на каждого гражданина), право бесплатного проезда в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск».

В силу указания п. 2, 3 Постановления № 1292 предоставление права бесплатного проезда гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется в порядке, установленном Администрацией муниципального образования «город Архангельск».

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет средств городского бюджета.

Правила предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск» утверждены постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 12.03.2018 № 296 (далее также – Правила № 296).

В силу указания п. 3 Правил № 296 право на бесплатный проезд в автомобильном транспорте общего пользования по маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск» (далее - автомобильный транспорт) имеют:

граждане, достигшие возраста 70 лет и старше, не относящиеся к отдельным категориям граждан, установленным ст.,ст. 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», и зарегистрированные по месту жительства на территории муниципального образования «город Архангельск» (далее - граждане, достигшие возраста 70 лет и старше);

лица, сопровождающие граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта (не более одного сопровождающего на каждого гражданина, достигшего возраста 70 лет и старше), достигшие совершеннолетия.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума № 50 от 25.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений..

Оспариваемые постановления администрации муниципального образования «город Архангельск» распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, а именно на жителей города Архангельска.

Оспариваемые постановления рассчитаны на неоднократное применение. Содержат правовые нормы, обязательные для исполнения. Приняты уполномоченным органом.

Таким образом, оспариваемые постановление являются нормативно-правовыми актами.

В силу указания ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу указания ч. 1, 4, 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят среди прочего устав муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п. 1, 3 ч. 2 ст. 33 Устава муниципального образования «город Архангельск» в систему муниципальных правовых актов муниципального образования «город Архангельск» входят в том числе правовые акты Главы МО «город Архангельск», Администрации города, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу Архангельской области, законам, иным нормативным правовым актам Архангельской области.

В силу указания ч. 1, 2 ст. 38 Устава муниципального образования «город Архангельск» Глава МО «город Архангельск» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, областными законами, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «город Архангельск» федеральными законами и областными законами, а также распоряжения Администрации города по вопросам организации работы Администрации города.

Глава МО «город Архангельск» издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.

В силу указания ч. 3 ст. 30 Устава муниципального образования «город Архангельск» Администрация города также осуществляет полномочия, определенные частью 3 статьи 6 настоящего Устава, в том числе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 6 постановления Пленума № 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

В силу указания ч. 1-2 ст. 40 Устава муниципального образования «город Архангельск» муниципальные правовые акты официально публикуются для всеобщего сведения. Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты применению не подлежат.

Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в официальных периодических изданиях, определенных соответствующими органами местного самоуправления.

На основании положений п. 1 Постановления мэрии города Архангельска от 14.12.2010 № 532 официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов Администрации муниципального образования «город Архангельск» является публикация их текстов в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «город Архангельск».

Постановление № 1292 опубликовано на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «город Архангельск» http://www.arhcity.ru, 14.11.2016 и в газете «Архангельск - город воинской славы» 18.11.2016 № 88.

Правила № 296 опубликованы на официальном информационном интернет-портале муниципального образования «город Архангельск» http://www.arhcity.ru, 12.03.2018 и газете «Архангельск - город воинской славы» 16.03.2018 № 19.

Таким образом, обеспечена возможность ознакомления с этими актами неопределенного круга лиц, что является целью опубликования нормативного правового акта.

Постановление № 1292 включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Архангельской области 04.12.2016 (номер государственной регистрации ), Правила № 296 включены в регистр муниципальных нормативных правовых актов Архангельской области 22.03.2018 (номер государственной регистрации ).

Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемые нормативные акты противоречат в указанной части нормативным актам, имеющим большую юридическую сил, суд учитывает следующее.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

На основании положений ст. 3 Закона российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу указания ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Виды государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Суд учитывает, что предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджетов муниципальных образований не является государственной социальной помощью. Порядок предоставления социальной помощи на территории г. Архангельска, виды которой предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оспариваемые нормативные правовые акты не регулируют.

В перечень вопросов местного значения городского округа в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 вопросы социальной защиты населения, предоставления мер социальной поддержки, не входят.

Областным законом от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления в Архангельской области не наделены соответствующим государственным полномочием.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.12.2015 № 3018-О, с учетом того, что речь идет именно о дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи, предоставляемых за счет средств местного бюджета, отнесение к дискреции органов местного самоуправления определения конкретных категорий граждан, имеющих право на такие меры, и условий предоставления указанных мер не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что право на льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения от 04.02.2014 № 234-О, от 05.03.2014 № 505-О и др.).

Таким образом, орган местного самоуправления, самостоятельно определяя направление расходования средств муниципального образования, вправе определять круг лиц, которым за счет городского бюджета предоставлено права бесплатного проезда в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления № 1292 и Правил № 296 нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречат, приняты в рамках полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований к форме муниципального правового акта и порядку его принятия и не нарушает охраняемые законом права административного истца, поскольку установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является реализацией права, а не обязанностью органа местного самоуправления, в связи с чем федеральное и региональное законодательство не препятствует такому органу самостоятельно и за счет собственных средств как устанавливать меры социальной поддержки граждан, так и отменять их.

Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном интернет-портале Муниципального образования «Город Архангельск» - www.arhcity.ru.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ковалдина В. К. к главе администрации муниципального образования «город Архангельск» Годзишу И. В., администрации муниципального образования «город Архангельск» о признании недействующим в части п. 1 Постановления Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 01.11.2016 № 1292 «О бесплатном проезде граждан, достигших возраста 70 лет и старше, и сопровождающих их лиц в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск», а также о признании недействующим в части п. 3 «Правил предоставления бесплатного проезда гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории муниципального образования «город Архангельск», утвержденных постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 12.03.2018 № 296– оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном интернет-портале Муниципального образования «Город Архангельск» - www.arhcity.ru.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2020 года.

Судья Е. А. Саблина

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».