Дело № 33а-4592/2020

Номер дела: 33а-4592/2020

УИН: 36RS0004-01-2020-001040-05

Дата начала: 29.07.2020

Суд: Воронежский областной суд

Судья: Кобзева Ирина Викторовна

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Пискунова Татьяна Алексеевна
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК МИФНС России №1 по ВО
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Передача дела судье 29.07.2020
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 01.09.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 11.09.2020
Передано в экспедицию 14.09.2020
 

Определение

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-4592/2020

№ 2а-1692/2020

Строка 024а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Андреевой Н.В.,

судей Кобзевой И.В., Калугиной С.В.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пискуновой Татьяны Алексеевны к Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области, Управлению ФНС России по Воронежской области о признании незаконными налогового уведомления и решения,

по апелляционной жалобе Пискуновой Татьяны Алексеевны на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 27 мая 2020 года.

(судья городского суда Галкин К.А.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя Пискуновой Татьяны Алексеевны по доверенности Панкова Ярослава Валерьевича, представителя Межрайонной ИФНС России №1 по Воронежской области по доверенности Саницкого Александра Петровича, представителя Управления ФНС России по Воронежской области по доверенности Рыжкова Дмитрия Николаевича, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Пискунова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России №1 по Воронежской области, УФНС России по Воронежской области о признании незаконными налогового уведомления о перерасчете земельного налога и решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В обоснование своих требований истец указал, что из содержания налогового уведомления № 37417861 от 15 августа 2019 года следует, что Пискуновой Т.А. на праве долевой собственности принадлежит 172 земельных участка, расположенных в пределах квартала 36:25:6945018 Рамонского района Воронежской области. Сумма земельного налога, подлежащего уплате по налоговому уведомлению, составляет 106 175 рублей. Срок оплаты – не позднее 02 декабря 2019 года.

Согласно налоговому уведомлению от 05 ноября 2019 года № 89471282 налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению № 37417861. Сумма земельного налога, подлежащего уплате по налоговому уведомлению с учетом перерасчета, составляет 443 515 рублей. Срок оплаты – не позднее 25 декабря 2019 года.

02 декабря 2019 года представителем административного истца в МИФНС России №1 по Воронежской области подано заявление с требованием произвести перерасчет земельного налога.

05 декабря 2019 года представителем Пискуновой Т.А. в УФНС России по Воронежской области подана жалоба на действия сотрудников МИФНС России №1 по Воронежской области.

13 декабря 2019 года из МИФНС России №1 по Воронежской области получен ответ № 10-11/22955, согласно которому налоговое уведомление № 89471282 от 05 ноября 2019 года подлежит оплате в полном объеме в срок до 25 декабря 2019 года.

Решением заместителя начальника УФНС России по Воронежской области Колесникова В.В. от 27 января 2020 года № 15-1-18/02087@ жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения.

Пискунова Т.А. полагает, что действия МИФНС России №1 по Воронежской области, выразившиеся в направлении налогового уведомления № 89471282 от 05 ноября 2019 года с требованием об уплате земельного налога с учетом перерасчета, а также действия УФНС России по Воронежской области, выразившиеся в оставлении жалобы без удовлетворения, являются незаконными и нарушающими ее законные права и интересы.

В этой связи Пискунова Т.А. просила суд признать незаконным налоговое уведомление МИФНС России №1 по Воронежской области № 89471282 от 05 ноября 2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 и решение УФНС России по Воронежской области от 27 января 2020 года № 15-1-18/02087@, которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России №1 по Воронежской области оставлена без удовлетворения.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 27 мая 2020 года в удовлетворении заявленных Пискуновой Т.А. требований отказано (л.д.99,100-107).

В апелляционной жалобе Пискуновой Т.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 121-124).

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из содержания статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до дня наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании части 2 стати 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Пискуновой Т.А. на праве долевой собственности принадлежит 172 земельных участка, расположенных в Рамонском районе Воронежской области, и в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации она является плательщиком земельного налога.

Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 894 671 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с/п Новоживотинное, д. Медовка, и в настоящее время имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка.

Пискуновой Т.А. через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление № 37417861 от 15 августа 2019 года об оплате налогов, в том числе земельного налога на сумму 106 175 рублей. Срок оплаты – не позднее 02 декабря 2019 года. Расчет земельного налога произведен по ставке 0,3 % (л.д.17-30).

В ноябре 2019 года Пискуновой Т.А. через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление № 89471282 от 05 ноября 2019 года с перерасчетом земельного налога по налоговому уведомлению № 37417861, в котором к оплате выставлена сумма земельного налога в размере 443 515 рублей. Срок оплаты – не позднее 25 декабря 2019 года. Расчет земельного налога произведен по ставке 1,5 % (л.д.31-42).

На обращение Пискуновой Т.А. от 02 декабря 2019 года о перерасчете земельного налога (л.д.43) МИФНС России №1 по Воронежской области указывает, что налоговое уведомление № 89471282 от 05 ноября 2019 года подлежит оплате в полном объеме в срок до 25 декабря 2019 года (л.д.46-48).

По результатам рассмотрения жалобы Пискуновой Т.А. от 05 декабря 2019 года (л.д.44-45) заместителем руководителя УФНС России по Воронежской области принято решение № 15-1-18/02087@ от 27 января 2020 года, которым жалоба Пискуновой Т.А. на действия МИФНС России № 1 по Воронежской области, выразившиеся в направлении уточненного налогового уведомления № 89471282 от 05 ноября 2019 года по земельному налогу за 2018 год, оставлена без удовлетворения. В решении указано, что, по мнению Управления, налоговым органом представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации при перерасчете Пискуновой Т.А. земельного налога за 2018 год исходя из налоговой ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков (л.д.51-58).

Разрешая заявленные Пискуновой Т.А. требования о признании незаконным налогового уведомления МИФНС России №1 по Воронежской области № 89471282 от 05 ноября 2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 27 января 2020 года №15-1-18/02087@, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при первоначальном исчислении административному истцу налоговой базы за период 2018 года в отношении принадлежащих ей земельных участков допущена ошибка в применении коэффициента (налоговой ставки), налоговый орган правомерно произвел перерасчет сумм налоговых платежей и направил оспариваемое уведомление, которое соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы истца. Законных оснований для освобождения Пискуновой Т.А. от обязанности по оплате налога не установлено.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом этих двух критериев.

На основании части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и сборам.

Статьей 3 Решения Воронежской городской Думы от 07 октября 2005 года № 162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлены налоговые ставки, в том числе:

0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду), объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства, а также находящихся в составе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

- предназначенных для размещения гаражей;

- предназначенных для сельскохозяйственного использования;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

Решением Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 26 сентября 2014 года № 199 установлены следующие виды налоговых ставок по земельному налогу:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.

Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускается.

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской     Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства.

Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства отмечена в определениях Верховного Суда Российской Федерации (№ 307-КГ18-20670 от 21 декабря 2018 года, № 305-КГ18-16987 от 30 октября 2018 года).

Из изложенного следует, что для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного строительства земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.

Из материалов дела следует, что Пискуновой Т.А. в период с 20 апреля 2018 года по 31 июля 2018 года были зарегистрированы в установленном порядке 172 земельных участка, часть их них реализована, так в 2018 продано 2 земельных участка, в 2019 году 15 земельных участков, в 2020 году 39 земельных участков (л.д.87-93).

Исходя из этого суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы Пискуновой Т.А. о том, что спорными земельными участками административный истец владеет с 2010 года, так как они образованы путем раздела одного земельного участка, принадлежащего Пискуновой Т.А. с 2010 года, поскольку земельные участки, образованные путем раздела являются новыми самостоятельными объектами недвижимости, с 2018 года имеют вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка, и соответственно должны быть использованы по назначению. Доказательств, подтверждающих использование спорных земельных участков Пискуновой Т.А. в соответствии с их видом разрешенного использования, материалы дела не содержат.

С учетом множественности операций по продаже земельных участков, непродолжительного периода времени нахождения имущества в собственности у административного истца, и наличия в связи этим в действиях Пискуновой Т.А. признаков предпринимательской деятельности, административными ответчиками сделан обоснованный вывод о том, что административный истец использует спорные земельные участки исключительно для реализации, с целью извлечения прибыли и, соответственно, земельный налог в отношении земельных участков рассчитан Пискуновой Т.А. с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки 1,5%.

При таких обстоятельствах основания для признания незаконным уведомления МИФНС России №1 по Воронежской области № 89471282 от 05 ноября 2019 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению №37417861 и решения УФНС России по Воронежской области от 27 января 2020 года № 15-1-18/02087@ у суда первой инстанции отсутствовали.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Пискуновой Т.А., изложенную в суде первой инстанции, они являлись предметом проверки и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте суда первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого не имеется.

Приведенная в обоснование позиции заявителя судебная практика не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом обстоятельств налогового спора.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пискуновой Татьяны Алексеевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии:

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».