Дело № 33-5759/2020
Номер дела: 33-5759/2020
УИН: 64RS0007-01-2020-001221-58
Дата начала: 17.08.2020
Дата рассмотрения: 10.09.2020
Суд: Саратовский областной суд
Судья: Сугробова К.Н.
:
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
Определение
Судья Тарараксина С.Э. Дело № 33-5759/2020
№ 2-1-548/2020
64RS0007-01-2020-001221-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Негласона А.А., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шемаровой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еськиной Н.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести единовременную выплату,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе (межрайонное) на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 22 июня 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Сугробовой К.Н., объяснения представителей ответчика ГУ – УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) – Стаскевич И.А., Новиковой Н.А., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Еськиной Н.Я. – Дементьева В.Г., возражавшего против отмены решения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступившие на нее возражения, судебная коллегия
установила:
Еськина Н.Я. обратилась в суд к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области) с иском о возложении обязанности произвести единовременную выплату.
В обоснование исковых требований указано, что Еськина Н.Я. является вдовой ветерана-участника Великой Отечественной войны. Ее супруг, Еськин Б.Е., проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР в период с <дата> по <дата>. Согласно справке Центрального архива внутренних войск от <дата> Еськин Б.Е. являлся участником боевых операций в составе в/ч 3231 в период с 1949 года по 1951 год в Украине. Решением ГУ – УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайоное) № от <дата> Еськиной Н.Я. отказано в удовлетворении заявления о назначении и выплате единовременной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Истец считает, что в решении пенсионного органа изложен неверный вывод о том, что в рамках реализации Указа к категории участников и инвалидов ВОВ не относятся граждане, принимавшие участие в боевых действиях в иных государствах (на иных территориях), которые происходили после окончания ВОВ, после 1945 года.
Полагая свои права нарушенными, Еськина Н.Я. обратилась в суд, который просила обязать ГУ – УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) произвести в соответствии с Указом Президента РФ от 07 февраля 2020 года № 100 единовременную выплату в размер 75 000 руб. как вдове умершего инвалида-участника ВОВ.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 22 июня 2020 года исковые требования Еськиной Н.Я. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представителем ГУ - УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Автор жалобы указывает, что награждению подлежат лица, непосредственно участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и имеющие удостоверение участника либо ветерана войны в связи с участием в событиях Великой Отечественной войны. Между тем, супруг Еськиной Н.Я. проходил военную службу и участвовал в боевых операциях после окончания Великой Отечественной войны, то есть после 1945 года, из чего следует, что непосредственным участником событий на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов он не являлся и к категории лиц, имеющих право на выплату ко Дню Победы, не относится.
В возражениях на апелляционную жалобу Еськина Н.Я. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила, о причинах неявки не сообщила. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся Еськиной Н.Я.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Еськина Н.Я. с <дата> состояла в зарегистрированном браке с Еськиным Б.Е.
Супруг истца, Еськин Б.Е., проходил военную службу в Вооруженных силах СССР в период с <дата> по <дата>, в составе войсковой части № (333СП) принимал участие в боевых действиях на территории Украины в 1949-1951 годах, что подтверждается справкой № от <дата>, справкой Центрального архива № от <дата>, имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серии ВВ № от <дата>.
<дата> ФИО10 умер, что подтверждается свидетельством о смерти 11-РУ №.
<дата> Еськиной Н.Я. было выдано удостоверение с правом льгот, установленных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, в том числе вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей.
Установлено, что <дата> Еськина Н.Я. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о назначении и выплате единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ № 100 от 7 февраля 2020 года «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».
Решением ГУ - УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) от <дата> № в назначении единовременной денежной выплаты к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отказано на том основании, что статус Еськиной Н.Я. как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не подтверждается, поскольку Еськин Б.Е. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 25 января 1949 года по 08 января 1952 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановления Правительства РФ от 06 марта 2020 года № 241, которым утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан РФ «Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку участники боевых действий на территории Украины в спорный период отнесены законом к участникам Великой Отечественной войны, соответственно имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает предельной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1 данной статьи).
Подпунктом «е» подпункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ к участникам Великой Отечественной войны отнесены, в том числе, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие, участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 427 во исполнение п. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны – военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 года по 1945 год.
Статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает реализацию мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которая осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Исходя из положений Федерального закона 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07 февраля 2020 года № 100, а также принятого во исполнение Указа Постановления Правительства РФ от 06 марта 2020 года № 241, следует, что необходимым условием для получения спорной выплаты является наличие у лица статуса участника Великой Отечественной войны и его принадлежность к лицам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, законодатель, реализуя свои полномочия по определению мер социальной поддержки различных категорий ветеранов, выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, в том числе, перечисленных в подп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Материалами дела подтверждено участие умершего супруга истца Еськина Б.Е. в боевых действиях на территории Украины в 1949-1951 годах. Данный факт подтверждается представленной в материалы дела справкой Центрального архива № от <дата> и удостоверением ветерана Великой Отечественной войны серии ВВ № от <дата>, в соответствии с которым о имеет право на льготы, установленные ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах».
Между тем боевые операции на территории Украины по ликвидации националистического подполья (бандитизма), имевшие место с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, не отнесены положениями ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд РФ в определении от 04 апреля 2006 года № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. «а»-«и» подп. 1 п. 1 ст. 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции РФ, в том числе ч. 1 ст. 39, гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда РФ от
17 октября 2006 года № 390-О и № 398-О, от 12 ноября 2008 года № 1051-О-О и другие).Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подп. 1-3 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого указа Президента РФ понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения данного Указа Президента РФ, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов – периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2020 года № 241 утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации «Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», согласно которым единовременная выплата гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется, в частности, Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами - в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Этими правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерством финансов Российской Федерации на 2020 год, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на 2020 год.
Поскольку период участия Еськина Б.Е. в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в 1949-1951 годах не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента РФ понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что реализация права Еськиной Н.Я. на получение мер социальной поддержки по обеспечению единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названных указов Президента РФ.
Ввиду того, что положениями Указа Президента РФ от 07 февраля 2020 года № 100, в соответствии с которым в порядке, предусмотренном Правилами, производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Еськиной Н.Я. о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) на основании данного Указа произвести единовременную выплату Еськиной Н.Я., как вдове умершего инвалида-участника Великой Отечественной войны, в размере 75 000 руб. судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
На основании изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Еськиной Н.Я.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 22 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Еськиной Н.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) о возложении обязанности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» произвести единовременную выплату Еськиной Н.Я. - вдове умершего инвалида-участника Великой отечественной войны в размере 75 000 руб. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Еськиной Н.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) отказать.
Председательствующий
Судьи